Отрывок из книги «Краповый берет»
Как родная меня мать провожала
Служба в рядах Советской Армии стала самым ярким событием в моей жизни и «не побоюсь этого слова»- Судьбоносным.
Ну, все по порядку…
Налейте себе чашечку кофе. Садитесь поудобней, и я начну свой рассказ.
В первых числах июня, мне и моему товарищу - земляку - Саше Вейсенборну, вручили повестку о призыве в ряды…(тут все завертелось, закружилось, как в убыстренной кинохронике). Пару месяцев тому назад, мы с Саней, прошли медкомиссию и были признаны к строевой службе. Согласно повестке в армию, должны явиться на призывной пункт, через неделю. Как не кстати! Я, студент первого курса музыкального училища. Летняя сессия начнется через две недели. Что делать? Что? Я побежал к директору училища и показал повестку. Он развел руками. «На этот период, ты получишь академический отпуск, а потом возвращайся, правда, пойдешь снова на первый курс». «Ни фига себе перспективка» – подумал я. Два года в Армии и снова на первый курс. Я теряю три года. Я и так, поступил в муз.училище после окончания одиннадцати классов (многие пацаны поступили после окончания восьмилетки ) а тут еще, три года пропадает. Закончу это заведение глубоким «стариком». «А можно как- то по другому поступить, например: сдать все экзамены досрочно?» - неуверенным голосом спросил. Директор посмотрел на меня внимательно с недоверием и сказал – «сдавай, у тебя есть еще неделя в запасе». «Увы, к, сожалению, нет этой недели! Мне надо съездить домой, на Северный Урал, отвезти свои вещи и баян, попрощаться с родителями (двое суток туда, одни сутки –дома и двое суток обратно. Для сдачи экзаменов остается один день – завтра» - потухшим голосом, заявил я. «Не знаю, не знаю, как ты выкрутишься из этой ситуации. Единственно, что я могу для тебя сделать, это, завтра, собрать экзаменационную комиссию, а ты, должен сдать все экзамены и зачеты» - твердым и не требующих никаких возражений голосом, ответил он. Ну, думаю, «где наша не пропадала» и пошел на очередные лекции. Там рассказал ребятам о моей «судьбине». Как ни странно, со всего училища, меня одного призывали в армию, так как, одни - были малолетки, другие - уже отслужили (их было человека 3-4) , третьи – нагло откосили. Они немного посетовали, похлопали по плечу - ободряюще, «ну что ж Саня, служи, защищай нас». «Ну, спасибо, чуваки»! «Блин – душа, как говорится «своя рубашка ближе к телу». Да я и не обижаюсь, только - «как, завтра, сдать все – это?» До позднего вечера «я изгалялся над пианиной». Доучивал вариации Глинки на тему «Среди долины ровныя». Повторял интервалы, трезвучия, аккорды.
Пришел уже поздно вечером, в заводское рабочее общежитие, куда помог мне устроиться Саня Вейсенборн (спасибо ему огромное), до этого я снимал уголок у пожилой пары. Утром, рано, уходил на учебу, а вечером, в 21 час, возвращался, доставал раскладушку, тонкий грязный матрасик с одеялом и падал, мгновенно засыпая (я занимался «музоном» по 10-12 часов и сильно уставал, к тому же, на полуголодном пайке). И так ежедневно. Платил я 10 рублей в месяц. А в нашем общежитии, у меня : - комната на двоих, кровать, чистая простынь, теплое одеяло, полотенце, одним словом - «Кум королю, брат министру».
Извините, немножко отвлекся…
Итак , пришел я из «альма матер» поздно вечером (около 22 часов), поднялся в комнату отдыха, где обычно собиралась вся холостая молодежь, смотрю, все сидят «как в воду опущенные», обычно, еще внизу, слышен девчачий смех с «подвизгиванием» и «жеребячий гогот» парней, а тут…
Ко мне подошел мой хороший знакомый, он сосед по комнате с Саней(Саня жил в другой комнате с двумя хорошими ребятами – братьями).
«Артист» (он называл меня артистом) - «у нас беда». «Вот те, две дуры» - указывая на двух заплаканных девчонок, «виноваты во всем». « Да что случилось, говори быстрее» - одернул я его! «Мы пришли с работы а эти вертихвостки, потеряли ключи от своей комнаты и попасть не могут, ну ,как обычно, к кому обратиться, к Сане, он добрый и отзывчивый (сам знаешь, сколько он тебе помог)». «Саня, значит, поковырялся в замке , ничего не получилось, затем вышел на улицу посмотреть, у девок, угловая комната на втором этаже. Не долго раздумывая, он полез наверх, по водостоку. Форточка была открыта. Он, парень сильный, хотел ухватиться за форточку, а потом, другой рукой, перехватиться и зацепится за раму. Все бы получилось, но… форточка оказалась подгнившей и он… он сорвался со второго этажа». «Он умер?» - заорал я. «Твою ж мать» - я схватился за голову. «Не беспокойся, не беспокойся – он жив, даже ничего не сломал, только сильное сотрясение мозга. Когда скорая отвозила его, пару часов назад, он был без сознания. Буквально сейчас, мы звонили в больницу, там сказали, «ваш герой», Слава Богу, пришел в сознание. Ему, сейчас, нужен покой, сон, никакого волнения и никаких посещений, в ближайшие дни.
«Час от часу не легче».
Хотел позаниматься перед предстоящими «экзекуциями», ничего в башку не полезло. Так с этим и лег спать. Крутился, вертелся, переживал и заснул только под утро. Спасибо ребята разбудили. Часам к двенадцати пришел на экзамены. Экзаменационная комиссия (человек пять), почему-то задерживалась. «Хуже нет, ждать да догонять»! Наконец, все были в сборе. Тут началось такое…, блинский! Вначале, я отыграл на рояле мою любимую пьесу - вариации на тему «Среди долины ровныя» М.Глинки (за шестой класс муз. школы). . Кстати, хочу напомнить, я уже писал выше, что к своему поступлению в музыкальное училище им. Римского Корсакова, я совершенно не владел этим инструментом. В комиссии сидела моя преподавательница по общему ф-но. После моего «концертного исполнения», я не сделал ни одной ошибки (по – видимому, со страху), она(мой педагог), пообщавшись с коллегами, сказала, что мне ставят отлично. Ребята, на меня нашло такое вдохновение и такая уверенность.., вы себе не представляете… Что значит вовремя поддержать человека! Тут же, через 5-7 минут, я начал сдавать экзамены по сольфеджио (написал музыкальный диктант, угадывал на слух интервалы, трезвучия, аккорды), до поступления, я также был «ни в зуб ногой, ни в попу пальцем». А сейчас, за этот экзамен, получил твердую четверку. Затем, небольшой перерыв… с переполненным мочевым пузырем, и от страха, можно было обписаться на экзамене…
Далее, - музыкальная грамота - 4 балла, а затем - музыкальная литература. Здесь-то я немного поплюхался и получил, соответственно, трояк (ничего страшного, мне же не за «стипу» бороться…) На этом мои музыкальные предметы закончились. Далее – психология и педагогика. Вела эти предметы - педагогиня, с которой у меня никак не складывалось. Невзлюбили мы друг друга. Я что-то ей надерзил, или в чем-то не согласился с ней… В текущих семестрах, по всем предметам, у меня были только четверки и пятерки, а у нее, тройка, а то и двойка. Из-за ее оценок, мне сняли стипендию. «Вот коза»! Итак: Я зашел в класс. Она уже ждала меня, окатив неприветливым взглядом, взяла у меня зачетку и посмотрела в нее, задергала, удивленно, бровками, видимо не ожидала увидеть такие оценки (забыл сказать, наш руководитель хора, поставил мне пятерку). Ну, думаю, эта «змея семиголовая», изгадит мне зачетку, придется мне после службы в армии, опять возвращаться на первый курс. Я застыл в ожидании. Думаю, начнет спрашивать, задавать свои «психологические и педагогические вопросики», на которые , надо сказать честно, я не был готов отвечать, не потому, что я не любил эти предметы, а потому, что я терпеть не мог эту, не очень обаятельную, скажем, просто, некрасивую женщину (скорее всего «старую деву»)…
Она кладет зачетку на стол, (стою ни живой, ни мертвый) и… ставит мне зачет, по обоим предметам (оказывается, на первом курсе это только зачеты…). Ееешкин кот! Душу вытрясла из-за этих несчастных зачетов, так, как- будто надо было сдавать дипломную по этим предметам (сразу оговорюсь, и психология и педагогика, необходимые знания для всех преподавателей и руководителей коллективов). «Спасибо» - еле выдавил из себя. Конечно, такие оценки (4-5) повлияли на ее решение, плюс она понимала, что может подпортить мне жизнь (еще раз скажу, уже с высоты своего возраста). Большое спасибо этой женщине ( я был, скорее, не прав, молодой и глупый, эти знания нужны были не ей, а мне…).
Все, сдал!!! Ура!!!
Директор написал – «Переведен на второй курс!» Пожал мне руку и сказал - «Молодец! «Можешь спокойно служить!».
Я побежал в общагу. Рассказал все ребятам, попрощался с ними, попросил передать от меня привет Сане «пусть быстрее поправляется» и рванул на железнодорожный вокзал, там купил билет и... На Родину!, На Северный Урал! На Волчанку!
Приехал на вторые сутки –днем. Пришел домой. Там, все идет своим чередом. Первые дни лета. Наконец-то выглянуло солнышко. Тепло. Ребята подросли (не видел их целый год. Галке – 16, Наташке -13, Кольке -9, а Ольга(младшая сестра) появится на свет, за четыре месяца до моего дембеля).
Захожу в дом. Мать так и присела. «Ты что так рано, обещал в конце июня, а только начало. Тебя выгнали за неуспеваемость»? «Нет мам, вот зачетка, смотрите какие оценки, досрочно сдал, переведен на второй курс.» « Ну, ты у меня, какой молодец»! Галка, Колька, Наташка( как всегда начинает всех перебирать), смотрите, Сашка то у нас почти отличник, раньше всех сдал экзамены». Ребята подскочили, загалдели, начали рассматривать зачетку. «Тише вы, отец из ночной пришел, всего три часа поспал» - одернула детей мать (отец работал машинистом экскаватора на угольном разрезе). «Я так рада, так рада, что ты приехал, и у тебя все хорошо!» «Надолго ли приехал, сынок?» «Нет мам, завтра уезжаю»… «Как так, ты что обманываешь?» Я достал повестку в армию и отдал ее матери. Я не ожидал такой реакции, она заголосила, как по покойнику. Дети испуганно, ничего не понимая (столько было радости и в одно мгновенье все изменилось). Смотрю, отец вскочил с кровати, в трусах, спросонья, ничего понять не может (все как во сне, откуда –то я взялся, мать воет белугой, пацаны притихли). «Че случилось, че случилось, умер кто?»- закричал отец. «Че случилось, че случилось…» - мать, продолжая причитать сквозь слезы, кричит на отца– «Сашку в Армию забирают»! «Бог ты мой, я –то думал…»,- облегченно сказал отец. «Когда уезжаешь?» - спросил он, посмотрев на меня строго, как на будущего солдата (наверное вспомнил, как сам служил три года на Кушке. Самая южная точка СССР.) «Завтра!» – буркнул я. «Ох!.. Е!..» Ну что ж, мать, готовь стол, будем провожать новобранца, Сашка, собирай на этот вечер гостей, я недавно выгнал самогону, литров шесть…)
Вспомнилась песня «Проводы». «Как родная меня мать провожала»…
Как родная меня мать провожала
Тут и вся моя родня набежала
А куда ж ты, паренек, а куда ты?
Не ходил бы ты Санек во солдаты
В Красной Армии штыки чай найдутся
Без тебя большевики обойдутся
Поневоле ты идешь, аль с охотой
Саня, Саня, пропадешь ни за что ты
Мать, страдая по тебе, поседела
Эвон в полe и в избе сколько дела…
На другой день, собрав скромные пожитки, мы с отцом отправились на железнодорожный вокзал, а мать, уговорили остаться дома,- «долгие проводы – лишние слезы». Отец на прощание пожал мне руку и впервые, я заметил, у него перехватило дыхание…
На вторые сутки я прибыл в Петропаловск (Казахстан), пошел на призывной пункт, представился военкому, а там уже собирался народ: песни, танцы, поцелуи, плач. Через час – команда «строиться» и пешком до вокзала. Подогнали состав. Команда – «по вагонам» и тут начался такой гвалт (как в кино)…
Началась посадка… Наконец –то, все разместились…
Поезд тронулся, постепенно увеличивая скорость…и понес нас, в неизвестность, в будущее…
Начинался новый этап моей жизни!
Музыка---Дмитрий Васильев-Буглай. Стихи------Демьян Бедный https://youtu.be/9hAMpiDwaT4 https://youtu.be/H5OQQc920WQ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1