Проповедь прот.Сергия Филимонова от 6 августа 2023 года, день празднования благоверных князей Бориса и Глеба
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память святых мучеников, благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. И когда мы вспоминаем то, что с ними произошло, всегда невольно возникает вопрос: а где же она человеческая и Божественная справедливость? На первый взгляд, казалось бы, ее нет. Почему? Потому что скромные князья не претендовали на престол, не желали власти, хранили заповеди Божии, добровольно сложили оружие и, тем не менее, были умерщвлены. Единокровный брат мог их пощадить: куда-то отправить в ссылку. Но вы знаете, что борьба за власть всегда связана с междоусобной враждой, и тот, кто претендует на главенство во власти, кровавым способом уничтожает всех, даже своих братьев и сестер. Жажда власти всегда является губительной для многих людей. И, конечно, мы задаемся вопросом: а как же так? Где же она, Божественная справедливость? Такие святые люди, поставившие заповеди Божии выше приобретения власти, почему они погибли? С точки зрения человеческой справедливости— ее здесь нет. И неоднократно повторяю, что нет справедливости на земле. Ее быть не может по факту, потому что мир во зле лежит. «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир во зле лежит» (1Ин, 5, 19).
А Божественная справедливость заключается совершенно в другом — в том, что в душах благоверных князей жил Христос и согласно плану Божественной справедливости, они должны были стать святыми. А каким образом? Пути бывают разные. Одним из высочайших путей является тот, когда кто-то положит свою жизнь за друзей своих. «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин.15,13). Если бы Борис и Глеб не пошли на умерщвление, то погибло бы очень много людей с одной и, с другой стороны. То есть они положили душу свою за непролитие большой крови. И этим самым они, как мученики, взошли на Небо и приобрели венцы святости. Они сразу стали одними из первых святых угодников Божиих. А не какими-то князьями, многие из которых уже забыты в истории. Мы даже имена царей не всех знаем.
В советское время знали имена только генеральных секретарей, потому что коммунистическая партия всем вдалбливала, что знать их нужно наизусть, не скажешь — тебе двойку поставят по обществознанию. Поэтому человеческая справедливость шаткая, и мы часто сталкиваемся с ее ненадежностью. Старец Николай Гурьянов говорил, что современные люди являются слабыми и непорядочными. Многие действующие законы также являются несправедливыми, они направлены не на благо человека, а против него. Особенно ярко это проявляется на Западе. И у нас тоже бывают всякие такие вещи, которые вызывают чувство озлобленности у наших соотечественников. Приведу пример. Один из моих знакомых недавно пытался разобраться со своей будущей пенсией. И когда он пришел в Пенсионный фонд, то оказалось, что ему не зачли службу в армии и еще какой -то период работы, хотя у него было уже очень много лет трудового стажа. В действующем законодательстве были придуманы такие несоответствия и несовершенства, которые привели к незачету стажа . Человек честно и верно трудился на благо государства, приносил пользу, но 20 лет его трудовой жизни не включили в стаж для назначения пенсии. Он был очень удивлен и почувствовал, что его просто растоптали, обворовали и над ним поиздевались. Вот такое ощущение. Но хочется сказать: а как быть, когда мы сталкиваемся с подобного рода несправедливостью, когда нам говорят, что все так честно, все по закону, а закон не соответствует и он просто убивает души людей и у нас, и за рубежом.
Как же быть с этой несправедливостью? Как быть с ней по отношению к Борису и Глебу? Давайте разберем такой момент, что любая несправедливость ведет к озлоблению человека. Человек неверующий может ожесточиться, сегодня он был другом государства, а завтра − может стать врагом его. И некоторые люди этим пользуются, специально дестабилизируют обстановку в государстве, делают так, чтобы вызвать максимальное озлобление у людей. Мы с этим сталкиваемся сейчас во время Специальной военной операции, когда люди раненые или ампутированные, например, год или больше ждут, пока им сделают протезы. Некоторые добровольцы отправляются на фронт за свой счет, купив себе обмундирование и снаряжение до миллиона рублей. То есть они сами себя обеспечивают, чтобы пойти на фронт и защищать Родину. А почему? А потому что какой-то заместитель Министра обороны или какой-то главный интендант украл три миллиарда рублей, на которые должны были быть куплены бронежилеты, амуниция и оборудование. И если бы не народ, то есть мы с вами, собирающие, сдающие копеечки, и отправляющие их на фронт для наших солдат, офицеров, то неизвестно, как и во что бы это вылилось. По существу, народ заткнул собой все бреши несправедливости и воровства, которые происходят сегодня в Министерстве обороны и в нашей армии. Поэтому где здесь справедливость? Вот воины лежат в госпиталях, наши сестры за ними ухаживают, а некоторые из них озлоблены, потому что они за свой счет покупают протезы и проходят реабилитацию, а из них все тянут и тянут деньги. Священнослужителей отправляют на фронт для того, чтобы они оказывали духовную помощь бойцам. И при этом священников вообще не включают ни в какие реестры, то есть они не подпадают ни под какое законодательство. Если они погибнут на фронте, то их родственникам не выплачивают ни пособий, ни зарплат. Нет человека и нет проблем. Хочется спросить: а где же здесь правда? Но правдой здесь не пахнет. Здесь пахнет острой несправедливостью. И у любого человека есть два пути выхода из этой нечестности. Первый путь — это путь человека маловерующего — это озлобиться, и затаить эту злобу на начальствующих и на всех. Понятно, что такие люди уже не будут доверять тем, кто их призывал, обещал им золотые горы. Они уже обожглись, и доверие будет подорвано. Поэтому государственным деятелям, занимающимся разработкой норм права и принимающим законы, так и хочется сказать: вы же потеряете доверие людей, а потом не плачьте, что вас сметет волна народного озлобления и гнева. Это же специально делается, чтобы этот взрыв произошел. И поэтому есть другой путь — христианский. Христианский путь заключается в следующем — в том, чтобы проглотить несправедливость, ее растворить в себе и пойти по жизни дальше, ни на кого не озлобившись. Есть два пути: путь озлобления и путь смирения перед сложившимися обстоятельствами. Мы с вами говорим Господу: «Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою» (Молитва Оптинских старцев). Если христианина угнетает несправедливость, то в силу этих слов молитвы он воспринимает все как действие Промысла Божия. И даже если в нем возникает возмущение, оно со временем начинает потихонечку гаснуть, потому что христианское внутреннее устроение помогает преодолеть это тяжелое искушение озлобленностью.
Святое Евангелие говорит нам: «и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24,12). Умножение беззакония — это умножение несправедливости, потребительское отношение одной группы людей по отношению к другой. И многие люди будут озлобляться, терять любовь, а это самое страшное. Если христианин теряет любовь к другим людям вследствие какой-то несправедливости, то он постепенно перестает быть верующим, и то самое главное, ради чего он живет в этой жизни, теряется. То есть вместо спасения он сходит на путь погибели.
Что же делать христианину? Ему надо помнить слова наших великих отцов Церкви. Святитель Иоанн Златоуст, будучи тяжело и несправедливо оклеветан, закончил свою жизнь в ссылке со словами: «Слава Богу за все!» Старец Псково−Печерского монастыря Иоанн Крестьянкин сказал: «Бог никогда не ошибается. Слава Богу за все!» И святой праведный Иов на несправедливость бед и напастей, выпавших на его жизненном пути, отчего можно было роптать на Бога, на людей, на все вокруг, но он также говорил: «Господь дал, Господь взял. Буди имя Господне благословенно отныне и до века!»
Что же вы молчите, ученики? Это должно быть вбито у вас в уме и в сердце. Вы должны это совершенно четко понимать. «Бог дал, Бог взял. Буди имя Господне благословенно отныне и до века!» Вот какие слова должен иметь в своей душе христианин. Тогда он сможет преодолеть это искушение озлобленностью, искушение несправедливостью, сохранить свою душу и сердце, дальше продолжать жить по-христиански, и преодолевать все то, что пошлет ему жизнь.
Конечно, те люди, которые разрабатывают и принимают несправедливые законы, а также их дети понесут суровую ответственность за то, что они обманывают, хитрят и лукавствуют. Святой Паисий Святогорец сказал: «Несправедливость − великий грех. Смягчающие вину обстоятельства есть у всех грехов, но не у несправедливости − она собирает гнев Божий. Как это страшно! Те, кто несправедливо поступает с другими, собирают огонь на собственную главу. Совершая несправедливости, они дают диаволу права над собой, и потом у них начинаются несчастья, болезни, прочие злоключения…» (Старец Паисий Святогорец «Слова», «Духовное пробуждение» т.2, стр.81).
Поэтому, дорогие мои, хочу закончить проповедь словами старца Паисия: «Кто принимает несправедливость и благодарит Бога за все случившееся, тот носит в своей душе Христа, который есть Муж скорбей и несправедливости, много претерпел в своей жизни и все это перенес». Запомните эти слова. Человек, претерпевающий несправедливость и благодарящий за это Бога, носит в своей душе Христа. Сам Христос приходит и вселяется в его сердце и душу. Подобно тому, как Иисус несправедливо все претерпел в этой жизни, так и человек, претерпевший несправедливость, бывает обласканным и целуемым Христом.
https://hram24.ru/dommil#/ .
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев