В начале прошлого века в приемной Марфо-Мариинской обители, основанной великой княгиней Елисаветой в Москве, стояла небольшая модель церкви по проекту архитектора Щусева – для далекого итальянского городка Бари. Настоятельница обители давно мечтала построить храм и несколько зданий для русских паломников, приезжавших на солнечный итальянский берег поклониться мощам одного из самых почитаемых на Руси святых – святителя Николая чудотворца.
22 мая по новому стилю вспоминается перенесение святых мощей святителя и чудотворца Николая из города Миры в Ликии (Малая Азия, сегодня – на территории Турции) в итальянский город Бари, где они хранятся и доныне.
Трудно представить город на Руси без храма, посвященного святителю Николаю чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских. Не зря иностранцы величали святого Николая «русским заступником». Все узнают его лик на иконах – святого, всегда спешащего помочь в беде и печали. Заметим, что иконография святого разнообразна. Появлялись иконы Николы Ратного, Путного и Мокрого – святитель Николай почитался покровителем путешествующих (особенно по морю), а также ратников, крестьян и купцов. Икона Николы Зарайского изображает святого Николая, благословляющего правой рукой, а в левой держащего защищаемый им город. С мечом в правой руке угодник Божий изображен на иконе «Никола Можайский».
Святитель родился в III веке в городе Патарах в Ликии. С детства посвятив свою жизнь служению Богу, святой Николай помогал бедным, неправедно осужденным, погибающим. Он претерпел гонения, обличал ереси. Став архиепископом Мирликийской епархии, святой был примером для своей паствы – в вере и любви. После непродолжительной болезни он мирно скончался.
Необычен рассказ о том, как мощи Cвятителя появились в небольшом итальянском городке – Бари. В XI веке многие города христианского Востока подвергались набегам воинственных мусульман. В 1087 году святитель Николай явился одному священнику из Бари и сказал, чтобы его мощи перенесли в этот город. За мощами было отправлено три корабля, Чтобы скрыть истинную цель их путешествия, корабли нагрузили пшеницей. Однако вскоре разнеслась весть, что венецианские купцы тоже намерены отправиться в Миры и перенести мощи Cвятителя в Венецию. Но барийцы первыми прибыли к берегам Ликии и вывезли мощи к себе в Бари – на восточное побережье Италии. В пути неожиданно переменился ветер, и корабль направился по направлению к городу Патарам – родине святого Николая. И только когда пятеро барийцев признались, что взяли себе частицу мощей святого, море успокоилось, и подул попутный ветер.
Один наш соотечественник, чье имя осталось неизвестным, присутствовал при перенесении мощей Cвятителя и, можно сказать, стал первым среди множества паломников из России, которые до сегодняшнего дня приезжают в Бари почтить память великого святого. Владея грамотой, он внес описание этого события в отечественный свод сказаний о святом Николае.
Также одним из первых паломников в Бари стал купеческий сын Василий Григорьевич, живший в XVIII веке и происходивший из одноименного городка в нынешней Винницкой области. Королева Бона, супруга польского короля Cигизмунда I, происходила из Барской провинции и назвала далекое местечко по родному Бар-граду. Особенно Василий просил Cвятителя избавить его от открывшейся язвы. И, действительно, на мощах святого он получил исцеление.
Вот как он описывает город: «Рассмотрехом красоту града... Стоит же на веселом полю, далече от гор, яко едва зрятся от тамо, на месте равном, пещистом, чистом, на самом брезе, яко от единия страни ограду его омочает волна морская. Строением костелов, монастырей и домов есть лепотен, народа в себе живущего имат много, такожде и от приходящих на поклонение по морю и по суху есть множество».
До сих пор мощи Cвятителя Николая хранятся в крипте (подземной церкви) базилики на берегу моря в старой части города Бари – храме романского стиля ХII века. Они находятся ниже уровня пола, под алтарем, и закрыты со всех сторон железобетонными блоками. Паломники прикладываются к мощам, опускаясь на колени под алтарь.
Еще с самых первых лет появления мощей Cвятителя в Бари они источают святое миро, которое собирается раз в год – 22 мая по новому стилю. Разбавленное водой, это миро используют верующие во исцеление души и тела.
Особенно необычно и знаменательно звучат три разных по смыслу, но одинаково звучащих слова из похвалы Cвятителю: «Отче Николае, аще и Мирская страна молчит, но мир весь, иже тобою просвещенный, мира же благоухание и чудес множествы взывает богохвальными песньми».
С 1951 года базилика, где почивают мощи святителя Николая, принадлежит доминиканцам, однако на святых мощах регулярно служится православная литургия для паломников, приезжающих в Бари для поклонения святым мощам Чудотворца.
В Бари открыто подворье Русской Православной Церкви и действует тот самый храм, инициатором строительства которого была не только Великая княгиня Елисавета, но и сам император Николай II – ведь Cвятитель Николай был его небесным покровителем. Николай II посетил Бари, еще будучи наследником, и распорядился перемостить нижний храм мрамором.
После смерти своего супруга, Великого князя Сергея Александровича, Великая княгиня Елисавета становится председательницей Императорского Православного Палестинского Общества, опекавшего русских паломников в зарубежных странах, и выступает с инициативой строительства русского храма в Бари.
Средства для подворья в Бари собирала вся Россия. Все доходы Николо-Александровского храма на Песках (решением Синода от 29 ноября 1911 г. и ему было присвоено наименование “Барградский”) передавались на строительство храма в Италии. А по высочайшему повелению дважды в год, на Николу Вешнего и Николу Зимнего, во всех российских церквях устраивался тарелочный сбор на строительство в Бар-граде.
Возведение православного собора в Бари было связано также с именем известного миссионера, проповедника и новомученика, расстрелянного в 1918 году, – протоиерея Иоанна Восторгова. Благодаря ему удалось приобрести участок земли в Бари для Палестинского Общества, на котором впоследствии и появляются храм и дом для паломников из России. Он приехал в Апулию в обстановке почти секретной из-за опасения противодействия как местной администрации, так и католического духовенства. Однако 20 января 1911 г. о. Иоанн сообщает об успешной покупке земли. “Да вознесется на дальнем иноверном Западе православный храм с сияющими крестами и куполами!”, – отметил о. Иоанн, вернувшись в Россию.
Храм был торжественно заложен 22 мая 1913 года. На строительный участок, украшенный государственными флагами России и Италии, прибыли городской глава Бари и президент провинции Апулии (католическое духовенство в церемонии закладки участия не приняло, как прежде во Флоренции). В фундамент церкви заложили грамоты на русском и итальянском языках и серебряные рубли.
Пришли телеграммы от императора Николая II (“искренне благодарю, желаю успешного окончания постройки храма”), от Елиcаветы Феодоровны (“соединяюсь в молитвах с вами в этот торжественный день основания нашего храма и дома для паломников”), от архитектора Щусева (“поздравляю с закладкой, желаю успеха святому делу”).
В этот же период было решено возвести “Барградскую” церковь в Петербурге. Храм был заложен 8 сентября 1913 г. и освящен 15 декабря 1915 г. (в 1932 г. был снесен).
“Барградские” храмы в Италии и России строились одновременно и были очень похожи друг на друга. Их архитектурное решение в духе псковско-новгородской архитектуры предложил князь Ширинский-Шихматов. Он собрал и древние иконы для иконостасов обеих церквей (в Бари они не были отправлены из-за начавшейся войны). Предполагалось создать в помещениях подворья в Бари первого в истории зарубежного музея русской старины, экспонировать древние иконы, редкие издания, фотографии всех Никольских церквей в России, а также поручить К. С. Петрову-Водкину роспись интерьеров.
Нижний храм в Бари был отстроен и освящен спустя год после закладки. Быстро завершили строительство и дома для гостей. Однако дальнейшее возведение собора было остановлено – шла Первая мировая война.
Местной общины у Барийской церкви, в отличие от русских церквей в Риме, Флоренции и Сан-Ремо, никогда не существовало, а поток пилигримов прервался.
Однако сейчас храм святителя Николая в Бари полностью достроен. Не перестает он удивлять паломников своей небесной белизной и устремленностью ввысь. Особенно необычно смотрится его архитектура в старо-русском стиле: из-за пальм и мандариновых деревьев выглядывает островок родной Руси.
От него, пройдя по типичным итальянским улочкам с цветами на балконах, попадаешь в старый город, в базилику к великому святителю Николаю чудотворцу – скорому заступнику в бедах.
Татьяна Горбачева
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев