Евангелие от Луки,
Глава 9, стихи 51-56, Глава 10, стихи 22-24
Глава 9.
51
Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52
и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53
но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54
Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55
Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56
ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
Глава 10.
22
И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23
И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
24
ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Комментирует священник Антоний Борисов
«Портрет Дориана Грея» — повесть Оскара Уайлда, посвященная преимущественно теме соотношения жизни и смерти. Главный герой, красавец Дориан Грей, получает возможность не стареть. Вместо него это делает портрет героя. Но не просто так, а ценой гибели души.
Сегодня наша Церковь вспоминает иной, святой портрет — чудесное изображение Христа «Спас Нерукотворный». И о спасительном лике Господа Иисуса мы слышим в отрывке из 9й и 10й глав Евангелия от Луки, что читается сегодня на литургии.
Герой повести Уайлда, Дориан Грей, фактически продал душу дьяволу. Только вмешательством темных сил можно объяснить тот факт, что Грей, к 38 годам полностью изнурив себя различными пороками, продолжал казаться молодым и здоровым. Именно казаться, потому внутри этот человек был полностью разъеден кислотой греха, оказался наполнен трухой разложения. Православное христианство предлагает нам иной путь — путь настоящей радости и юности, а не их дьявольский суррогат. И эти дары небесной благодати запечатлены на лике Господа Иисуса, чудесное изображение которого — так называемый «Спас Нерукотворный» — мы сегодня вспоминаем.
Согласно преданию, этот удивительный портрет появился по желанию Спасителя на куске ткани (а именно — полотенце) и затем был передан в качестве одновременно подарка и средства исцеления царю древнего города Эдессы — Авгарю. Евангельский текст ничего не говорит нам об обстоятельствах появления нерукотворного образа, но зато мы узнаем, что могли увидеть в лице Христа Его современники. Этой теме и посвящен прозвучавший отрывок из Евангелия от Луки.
Мы с вами слышали о проблемах, возникших у Господа Иисуса и Его апостолов во время путешествия из Галилеи (северной части исторической Палестины) в Иерусалим (столицу Иудеи — южного региона земли обетованной). Данный маршрут проходил через Самарию, населенную враждебным евреям народом. В одном из самарянских селений Христу не оказали гостеприимства. Возмущенные апостолы Иаков и Иоанн предложили наказать жителей, низведя огонь с неба на их дома. Спаситель решительно препятствует неразумной дерзости учеников и даже нарекает их «сынами грома». По поводу этого прозвища есть несколько точек зрения у толкователей, среди них присутствует и такая. Что «сыны грома» не похвала, а наоборот — указание на вспыльчивый нрав и поспешность суждений.
Спаситель говорит Иакову и Иоанну, а вместе с ними и иным апостолам: «не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». Как на практике реализовывался этот посыл Христа? Спаситель и словом, и делом свидетельствовал о мире и милости. Речь не идет о каком-то сиропном гуманизме или пацифизме. В ряде вопросов Спаситель был предельно принципиален и даже суров. Но всё же. Рядом со Христом люди ощущали, прежде всего, любовь.
Настроение человека, его чувства и переживания мы считываем, конечно же, по лицу. Лик Спасителя, одновременно прекрасный и вдохновляющий, являл Его современникам, и нам являет, не только Его Богочеловеческую природу. Созерцая Христа, мы открываем для себя и личность Его небесного Родителя — Бога Отца. Речь не идет о седовласом Старце, Которого мы можем видеть на иконах. Это всего лишь не совсем верная интуиция художников-иконописцев. Тот, кто знает Христа, верит в Него, созерцает Его лик не только на иконе, но и в сердце, милосердно служа ближним, получает возможность вступить в общение с Отцом Небесным, наполнив себя Божественными радостью и юностью. В том и состоит главное отличие Бога от дьявола. Последний лишь обещает, затем обманывает, обворовывая нас. Христос же дарует переполняющее сердце счастье, осмысленность бытия, четкую перспективу жизненного пути. Будем же стремиться быть ближе Спасителю, и Он никогда не предаст нашего доверия.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В творческом наследии Николая Васильевича Гоголя можно найти много произведений мистического содержания. Повесть «Портрет» — одно из них. Сюжет «Портрета» стоится вокруг истории одного зловещего ростовщика, при жизни погубившего множество людей. Ростовщик и после смерти продолжил свою губительную деятельность. Но уже через портрет, в который вселилась частица его души. Очередной жертвой ростовщика становится молодой художник. Тот таинственным образом получает через картину деньги и по их вине губит талант, превратившись в модного, но пустого живописца. После смерти художника портрет пытаются уничтожить, но он бесследно исчезает. Видимо, находится желающий заключить новую сделку с ростовщиком и расплатиться за нее собственной душой.
Сегодня Православная Церковь вспоминает иной портрет — чудесное изображение Христа, появившееся по Его желанию на куске ткани и отданное в качестве подарка царю Эдессы Авгарю. Речь идет об иконе «Спас Нерукотворный», положившую начало традиции иконописания. Евангельское повествование обходит событие появления нерукотворного образа стороной, но говорит нам о том, что являл лик Спасителя Его современникам. Христос вместе с учениками отправляется уже привычным маршрутом из Галилеи на юг в Иерусалим. Путь их пролегал через Самарию, жители которой не любили иудеев. И вот некоторые самаряне стали препятствовать Христу, не пускать его в свое селение. Апостолы Иаков и Иоанн предложили наказать негостеприимных людей и низвести огонь с неба на их дома. Что же говорит Спаситель? Он вразумляет дерзких учеников: «не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать».
Мирный дух, исходящий от Христа, привлекал и до сих пор привлекает к Нему множество людей. Настроение человека, его эмоции мы считываем, конечно же, по лицу. Лик Спасителя, одновременно прекрасный и вдохновляющий, являет нам не только Его Богочеловеческую личность, но и открывает нам и Другого. Другого с большой буквы — Бога Отца. Тот, кто знает Христа, верит в Него, созерцает Его лик, тот получает возможность вступить в общение с Отцом Небесным. И вновь сбываются слова Спасителя: «многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». Эта фраза адресована к каждому из нас — тех, кто чтит Христа как Сына Божьего. Молитвенное общение с Ним наполняет наши жизни смыслом и радостью. А ещё Бог никогда не забирает у нас творческие возможности, таланты и мечты. Но помогает осуществиться самым светлым из них.
В этом главное отличие Бога от сил зла. Дьявол может обещать нам многое, но в конечном счете нам придется расплачиваться самым ценным, что у нас есть. Расплачиваться собственной личностью, которая неизбежно станет жертвой эрозии страстей. Гоголевский ростовщик давал деньги под малые проценты, но разорял своих должников. Так же поступает дьявол — предлагает нам якобы насыщенную и увлекательную жизнь, а оставляет после себя руины и пепелище. Христос просит у нас только одного — верности. И взамен Он дает значительно большее — переполняющую сердце радость, осмысленность бытия, четкую перспективу жизни. Будем же стремиться быть ближе Спасителю, и Он никогда не предаст нашего доверия.
От Матфея святое благовествование
ГЛАВА 21.
Стихи 43-46
43
Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44
и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
45
И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
46
и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.
Комментирует митрополит Иларион
Чтение из Евангелия от Матфея, положенное на сегодняшний день, — это толкование Иисуса к притче о злых виноградарях. Именно в этих словах Иисус с наибольшей прямотой говорит, что Царство Небесное будет отнято у народа, который отверг Сына Божия.
Эта же притча в Евангелиях от Марка и Луки изложена в несколько иной редакции (Мк. 12:1–12; Лк. 20:9–19). Здесь хозяин виноградника сначала посылал к виноградарям не рабов, а одного раба: виноградари избили его и отослали ни с чем. Тогда он послал к ним другого: его также избили и обесчестили. Третьего раба, согласно Марку, убили, «и многих других то били, то убивали». Согласно Луке, третьего раба, «изранив, выгнали». Тогда хозяин послал к виноградарям своего «сына возлюбленного»: его схватили, вывели из виноградника и убили.
На вопрос о том, что сделает хозяин виноградника, Иисус, не дожидаясь ответа от собеседников, отвечает Сам: «Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим». Слушатели, согласно Луке, восклицают: «Да не будет!». Иисус же произносит слова о камне, который отвергли строители, и этими словами у Марка и Луки Его речь завершается. Слова о том, что Царство Небесное отнимется у народа Израильского и будет отдано другому народу, у Марка и Луки отсутствуют. Однако оба Евангелиста согласны с Матфеем в том, что слушатели узнали себя в произнесенной Иисусом притче.
Версия Матфея в данном случае оказывается наиболее полной и с точки зрения изложения притчи, и с точки зрения ее истолкования. Именно в этой версии мы находим истоки того учения, которое современные либеральные критики называют «заместительной теологией», имея в виду, что, согласно этому учению, Церковь как бы заместила собой Израиль. Современное западное богословие — как протестантское, так и католическое после II Ватиканского собора — увидело в «заместительной теологии» признаки антисемитизма и фактически отказалось от него. Однако, с точки зрения Православной Церкви, учение о новом Израиле не имеет антисемитской подоплеки, так же как антисемитскими нельзя назвать сочинения Отцов Церкви, содержащие полемику с иудаизмом.
Этот стих не противоречит ни учению Иисуса, ни позиции Матфея, как она отражена в его Евангелии (если вообще допустить, что его позиция могла в чем-то отличаться от учения Иисуса). Данный стих, хотя и отсутствует у Марка и Луки, является суммарным изложением смысла всей притчи и имеет ключевое значение не только для ее понимания, но и для понимания многих других новозаветных текстов, в которых говорится о последствиях отвержения Израильским народом Иисуса и Его миссии.
Нет комментариев