От Матфея святое благовествование
ГЛАВА 13.
Стихи 24 - 30
24
Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25
когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26
когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27
Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28
Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29
Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30
оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Комментирует митрополит Иларион.
Основное содержание притчи о плевелах, которую мы читаем сегодня в Евангелии от Матфея, — борьба между Богом и диаволом, между добром и злом, разворачивающаяся на земле, в веке сем, но завершающаяся в ином веке.
Эта борьба происходит на протяжении всей евангельской истории. Здесь она представлена в сжатом и лаконичном виде. Символом добра в притче является пшеница, символом зла — плевелы, растения, относящиеся к семейству злаков. Уже у Вергилия этот же злак употребляется для обозначения сорняка, который может «повредить счастливому урожаю». Произрастает он обычно там же, где растет пшеница, по внешнему виду напоминает пшеницу, однако содержит в себе вещества, способные вызвать у человека отравление (головокружение, сонливость, судороги).
Внешнее сходство плевела с пшеницей заставляет увидеть в этом образе указание на зло как эрзац добра, на диавола как того, кто мимикрирует под Бога. Диавол ведет свою работу параллельно с Богом, зло присутствует в мире наряду с добром. Зло и добро тесно переплетены в мире, подобно плевелу и пшеничному колосу, которые сплетаются даже на уровне корней. Из-за сходства их внешнего вида пшеницу от плевела иногда бывает трудно отличить. Еще труднее, выпалывая одно, не повредить другое. В притче о сеятеле Иисус говорил о людях, подобных семени, посеянному среди терний: оно быстро дает всходы, но терние так же быстро заглушает его. В притче о плевелах Он рисует иной образ: пшеница растет среди плевел, но плевелы не должны задушить его. Человек призван бороться против зла — бороться за свое собственное духовное выживание, искореняя семена зла не в окружающих людях, а прежде всего, в самом себе.
Нет комментариев