Евангелие от Матфея,
Глава 7, стихи 15-21
Глава 7.
15
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17
Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18
Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19
Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20
Итак по плодам их узнаете их.
21
Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист
Ещё при жизни апостолов в христианской среде появилось множество различного рода проходимцев, шарлатанов, коммерчески ориентированных дельцов и прочих персонажей с сомнительной репутацией. Однако апостолы отнюдь не удивились и не устрашились появлению этих людей, апостолы знали, что так будет, ведь они помнили предостережение Христа - в христианском сообществе будут появляться лжепророки, то есть те люди, которые, имея благочестивый вид и обладая способностью убедительно говорить, станут уводить верующих от Христа. Собственно, направление движения — ко Христу или от Него — и есть самый важный критерий, по которому можно определить лжепророков, Спаситель в Своей речи назвал это «плодами»: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7:17). Впрочем, под «плодами» здесь можно понимать и непосредственные дела лжепророков: их речи могут быть абсолютно правильными, но дела будут существенным образом отличаться от слов, и, призывая, скажем, к покаянию и смирению, сами эти люди будут далеки как от покаяния, так и от смирения.
Любопытно, что зачастую лжепророки в качестве фундамента своей популярности и влияния на народ избирают те или иные аспекты недовольства верующих существующим положением дел или же тем или иным законным проповедником. Мы знаем, что именно так обстояло дело в общинах древнего Коринфа, тогдашние лжепророки указывали на слабость апостола Павла (см. 2Кор. 10:10), и через это переходили к рассуждениям о несовершенстве павловой проповеди. Вполне естественно, что любой человек, каким бы прекрасным он ни был, остаётся человеком, а потому любого человека при желании всегда можно в чем-то обвинить, к примеру, так, как обвиняли апостола Павла, которому ставили в вину скромный внешний вид и не самые выдающиеся ораторские способности. Более того, люди сумели обвинить и Самого Воплощённого Бога, Он тоже оказался недостаточно хорош. А если можно обвинить, то можно и построить свою проповедь на обличении настоящих или же мнимых минусов того или иного человека.
Происходит так и в наше время. Ни для кого не секрет, что Церковь непрестанно подвергается нападкам, много критики обрушивается на иерархов и простых священнослужителей, на монахов, да и на обычных прихожан. Конечно, эти нападки приносят свой плод: те, на кого они производят впечатление, начинают смущаться и отходить от Церкви, отходя же от Церкви, они отходят и от пути спасения, ведь какими бы ни были поставленные Богом священнослужители, без них, как без совершителей таинств, спасение невозможно. Потому нам стоит всегда помнить о Христовом предостережении, и быть в высшей степени осмотрительными тогда, когда мы слышим нечто такое, что способно нас отторгнуть от церковного единства.
Комментарии 2