Если мы посмотрим на него в духе Церкви, тогда надо признать, что главной целью брака не может быть ничего, кроме спасения человека. То есть целью брака нельзя назвать ни счастье, ни рождение детей, ни, например, обретение друга по жизни, потому что всё это второстепенно.
Помню, когда я был на Святой Горе, как-то прибыл из Афин один архимандрит и хотел найти себе келью, где можно было бы посвятить себя безмолвию. Пришел он к отцу Ефрему в Катунакию и сказал:
— Геронда, у вас здесь есть кельи, где я мог бы предаться безмолвию и подвижнической жизни?
Старец отвечает:
— Келий много.
Кто из вас был в Катунакии, Карулии, те знают, что там много келий.
Тот говорит ему:
— Я хочу такую келью, где есть вода.
— Ну, есть и такие.
— И чтобы не было сырости! И чтобы было не очень высоко и не в пещере, не под скалами...
Тогда отец Ефрем сказал:
— Отче, возвращайся-ка ты назад, в Афины, ты не для Катунакии! Здесь нужен труд, а не комфорт.
Это справедливо не только с точки зрения монашества. Когда христианин заключает брак, целью его жизни тоже должно быть спасение. Когда мы говорим «спасение», то имеем в виду, что нужно возлюбить Христа превыше всего, быть соединенным с Ним, обратить на пользу и духовно усовершенствовать свою жизнь в Иисусе Христе. Приступая к браку, христианин думает так: «Если я женюсь, значит, мой брак должен стать тем средством, которое приведет меня ко спасению...»
Помню, молодые люди приходили к старцу Паисию и говорили ему:
— Отче, помолитесь, чтобы нам найти хорошую девушку и жениться!
Старец отвечал:
— Да ладно вам, дети! А с плохими девушками что будет? Все вы хотите хороших девушек, а что делать с плохими? Нам что их, засолить и позакрывать в консервные банки, как сардины? Законсервировать? Кто-то ведь должен взять и плохих!
А потом говорил им:
— Дети, это ошибка, и вы строите свой брак на неверном основании.
Вы хотите взять хорошую девушку — хорошо. Как бы естественно это ни выглядело и как бы горько ни было, когда выходит не так, — да, это логично, но это неправильное основание, потому что это эвдемонический взгляд на брак. То есть я вступаю в брак, чтобы жить в удовольствии, а не чтобы спастись. Моя главная цель — не мое спасение, брак со Христом, а чтобы жизнь моя была приятной. Поэтому если я вступлю в брак и увижу, что эта хорошая, скромная, смиренная девушка-христианка — не такая уж смиренная и скромная и обладает не только всяческими добродетелями, но и пороками, которые есть у любого человека, и начнутся трудности в браке, то я скажу: «Но я не хотел такого брака, чтобы я мучился, терзался, а она без конца пилила бы меня!»
Да, все это человеческое, но только в конечном счете оказывается, что наше спасение и требует того, чтобы мы находились в этом не очень комфортном пространстве. А если посмотреть на неудачи в браке более духовно, то бывает ли что-нибудь без Промысла Божия? Тем более наш брак!
Митрополит Лимасольский Афанасий 🕊❤
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Рождение Всемогущего Спасителя,Который только и
способен просветить и спасти человека греха и смерти.
Богорождение и есть спасение!
Если он,конечно же,
во образ Христа и Церкви,т.е. Новой Евы,Богородицы ВечноДевы Марии!