Не так давно создано мной моя группа ,,солнечная Савватия наш любимый посёлок,, хотел и хочу собрать всех людей живших в посёлке, кому-то по фотографии удаётся найти своих близких, знакомых, родственников или просто посмотреть на людей которых с нами уже нет, дома, некие строения, которые утрачены временем, их уже нет. Но сколько помню себя, всё время хотелось узнать, откуда взялось название нашего поселка САВВАТИЯ, и вот надеюсь что информация данной статьи достоверна и как камень с души упал, куда-то в глубину времени. Вот и раскрылся секрет ,нашего посёлка, спасибо за статью издателя, во многом он написал историю, теперь надеюсь можно переступить на другую ступень это книга, наследие нашего посёлка) но это немного я залез вперёд) 💯💯💯Новые воспоминания Игоря Бурдаева.
Очень интересная информация о Савватии.💥💥💥💥
Игорь Бурдаев
25 мар 2020
За достоверность излагаемых сведений, полностью поручиться не могу, но и не доверять собственным родителям, с чьих слов я всё это знаю, тоже не имею права.
Вобщем, предлагаю вашему вниманию, мою историю возникновения Савватии, посёлка в Котласском районе Архангельской области. Со слов моих родителей, а именно, моего отца Бурдаева Николая Андреевича, Савватия возникла, еще на рубеже 19-го и 20-го веков, а если точнее, то приблизительно, в 1893-1896 г.г девятнадцатого столетия, в те же годы была построена, и ныне существующая, водонапорная башня из красного кирпича, расположенная рядом с железной дорогой и которая, по сути является главной исторической достопримечательностью Савватии, так как, получается, что этой башне уже более 120 с лишним лет и она является самым старейшим зданием на территории ст. Савватия да и во всем Котласском районе, сохранившемся, практически, в первозданном виде, не считая старинных церквей и храмов, которые сохранились не так хорошо, если не верите, можете съездить в дер. Ямское, где имеются развалины старой церкви, которая не менее старая, но за годы советского безбожия и атеизма, чем только не была и колхозной МТС ((машино-тракторной станцией), прошу не путать, с нынешним, известным оператором мобильной связи и была обычным складом и до сих пор пребывает в таком же состоянии разрухи.
В те же самые годы конца 19 века, т.е., по сути, во времена царской России, был построен и водовод от слияния двух рек, всем известных, под названием «Чернушка» (народное название), огибающих с двух сторон ж/д ст. Савватия. Водовод был необходим для бесперебойного снабжения водой паровозов, которые в то время и вплоть, до 1960-х годов 20 века обеспечивали бесперебойное железнодорожное сообщение по территории России и СССР. На слиянии этих речек, на рубеже 19 и 20 веков, на высоком речном берегу, была построена вторая водокачка, которая не пережила беспредельных 1990 годов времен перестройки на рубеже развала СССР. Но, которую, я и жители Савватии моего поколения должны прекрасно помнить, так как, каждую зиму, ходили туда кататься с гор, дети на санках, а кто постарше и взрослые на лыжах. Это были незабываемые воспоминания детства. Гора со стороны водокачки была двухуровневой, с двумя, разными по длине склонами, а самые отчаянные на втором более длинном и крутом склоне или внизу его строили ещё и трамплины, но скатываться по трассам с трамплинами отваживались только самые отчаянные и мужественные. Не побоюсь сказать, что лыжные горы, как их называли «на водокачке», были настоящими горнолыжными курортами нашего детства и память о них сохранилась на всю оставшуюся жизнь, вобщем, всем известный, благодаря олигарху Прохорову, французский «Куршавель», просто отдыхает.
От той второй водокачки, на слиянии двух речек «Чернушек», к водокачке у железной дороги, был построен водовод из чугунных труб, который действовал до 1990-х годов 20 века и, вероятно, мог бы действовать и поныне, если бы не разрушительные последствия Горбачевской перестройки. Чугунные трубы водовода, производства конца 19 века, были глубоко засыпаны землей, чтобы в суровые северные зимы вода в них не замерзала, так как, данная вода, была необходима круглогодично для заправки паровозов. Насыпь образовавшаяся над чугунным водоводом от одной водокачки до другой, в нашем детстве и последующие годы просто называлась «ВАЛОМ». Как я помню, все и всегда, так и говорили, пойду по «валу», либо за грибами, или за ягодами, которых в те годы, вдоль него было в достаточном количестве, либо «поедем кататься на велосипедах (или «великах», как тогда говорили) по валу». Впрочем, потом уже, где-то в середине 1980-х годов, кто-то, с легкой руки новой молодёжи того времени, выросшей уже после нас, окрестил наш любимый «ВАЛ», аллеей любви. Название на некоторое, но короткое время, прижилось и даже я успел его запомнить. Но до сих пор, не понимаю, какая нормальная любовь могла быть на той аллее, при том изобилии комаров, которое там обитало. Видимо, я так предполагаю, что тот, кто придумал столь романтическое название «Аллея любви», для, по сути, лесной дороги под названием «Вал», был творческой личностью и у него были действительно сильные трепетные чувства к своей избраннице. Надеюсь, что их судьба сложилась удачно.
Но, это все лирическое отступление от главной темы, откуда же пошло название «Савватия».
А дело было так. Когда, на рубеже 19 и 20 веков строилась одноколейная железная дорога Котлас-Вятка (нынче Киров), то на месте нынешней Савватии был разъезд, где были построены крупные объекты, водовод, водокачка и водонапорная башня, необходимые для дозаправки паровозов водой и топливом (в те времена, паровозы топили дровами, а не углём, как это стало позднее) и всем этим хозяйством в 1893-1896 г.г. управлял человек по имени Савватий, поэтому в честь него разъезд, где останавливались все поезда, для дозаправки водой и топливом, именовалась станция Савватия ( в честь этого конкретного человека, который выполнял эти важные функции и без которого движение на этом участке железной дороги было бы невозможно).
Смею заметить, что название станция Савватия, сохранялось вплоть до 1980-х годов и только, где-то, в середине 1980-х годов 20-го столетия прижилось название поселок Савватия. Я сам, до сих пор помню, что со службы в Советской Армии, всегда писал письма родителям и в строке адрес, всегда указывал: «Архангельская область, Котласский район, ст. Савватия, дом 52», в советские времена в Савватии, еще не было названия улиц, которые появились, только в современной России. Теперь адрес моего отчего дома звучит, как: «Архангельская область, Котласский район, пос. Савватия, ул. Рабочая, дом 24», но писать по этому адресу, к большому сожалению, уже больше не кому.
В довершение к сказанному, могу только добавить, что ст. Савватия (пос. Савватия) и военный городок в пос. Савватия (или Савватиевский гарнизон, как его сначала называли), практически всегда были различными населенными пунктами и даже почтовые индексы в СССР в Савватии и военном городке были разными. По военной терминологии, принятой в СССР, военный гарнизон в пос. Савватия, обозначался, как «Котлас-9», по аналогии с другими стратегическими объектами СССР, ну, например – «Арзамас-16», город физиков-ядерщиков, где жил и работал, всем известный правозащитник и академик Сахаров, один из создателей советской водородной бомбы, которую в 1960-е годы испытали на полигоне «Новая Земля» на территории Архангельской области и которую, Никита Сергеевич Хрущев, тогдашний руководитель СССР, назвал «Кузькина Мать».
Вот, пожалуй и все, что я хотел изложить в данном материале, если у кого-то есть возражения или дополнения, милости прошу высказаться, на истину в последней инстанции не претендую. Спасибо за внимание! И если, не сожрет последний реальный враг, в виде «корона-вируса», то до новых встреч, на портале «Савватия-вспомнить все!»23.12.2021. Д. Г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 33
А мостик за 9-м домом совсем развалился?
Как то жена моего сослуживца уронила на мостике в воду загран паспорт. И что она его с собой таскала? Да ладно... Далее...
Была целая спасательная операция по отысканию его. Все начиналось без меня, когда я туда пришел на берегу уже валялись бревна- утопленники и старые покрышки. То есть дно было почищено основательно. Первый вопрос был " зачем" , ведь просто паспорт можно было засыпать илом. Была осень, было уже холодно. Решили сходить в магазин. После принятого начали рассуждать, опять позвали жену, где стояла, как лапами махала.
Вглядываясь в воду ни чего видно не было, так как от поверхности воды отражалось небо и лес.
Загрустили- сходили опять в магазин....
И тут я вспомнил как ездил на ночную рыбалку с острогой и фонарем... А тут уже и стало темнеть. Одного послали за аккумулятором от автомобиля а у меня в гараже б...ЕщёКак же надо любить свою малую родину, что бы так вникать в ее историю. Ты просто молодец. Спасибо тебе за твой труд.
А мостик за 9-м домом совсем развалился?
Как то жена моего сослуживца уронила на мостике в воду загран паспорт. И что она его с собой таскала? Да ладно... Далее...
Была целая спасательная операция по отысканию его. Все начиналось без меня, когда я туда пришел на берегу уже валялись бревна- утопленники и старые покрышки. То есть дно было почищено основательно. Первый вопрос был " зачем" , ведь просто паспорт можно было засыпать илом. Была осень, было уже холодно. Решили сходить в магазин. После принятого начали рассуждать, опять позвали жену, где стояла, как лапами махала.
Вглядываясь в воду ни чего видно не было, так как от поверхности воды отражалось небо и лес.
Загрустили- сходили опять в магазин....
И тут я вспомнил как ездил на ночную рыбалку с острогой и фонарем... А тут уже и стало темнеть. Одного послали за аккумулятором от автомобиля а у меня в гараже была лампа- фара на 12 вольт.
Все подключили, фару опустили в воду и дно стало полностью различимо. Самый смелый и "жаркий" разделся, полез в воду и буквально сразу нашли паспорт.
В магазин больше не пошли- пошли в гараж......там было....