Что заставляет нас, родителей, так сильно переживать из-за школы?
психолог Людмила Петрановская
Наши родители в этом отличаются, например, от других европейских родителей. Понятно, что в общем и целом образование — это хорошо. Но в Европе нет такой сверхценности, такой гипертревоги по поводу этого: если ребенок не очень хорошо учится и не получает высшее образование, то «все плохо», «жизнь не удалась», «ты плохой родитель» и так далее.
Я связываю это с историей нашей страны. Дело в том, что у нас всего лишь два–три поколения назад была ситуация, когда образование было невиданным по мощности социальным лифтом.
Сейчас любое образование не является каким-то мощным социальным лифтом. Даже хорошее образование. Можно иметь хороший диплом, например, и не вполне найти себя в жизни.
Если мы посмотрим статистику европейских стран, то увидим там обратную корреляцию количества людей с высшим образованием и уровнем молодежной безработицы. В Швейцарии самый низкий процент людей с высшим образованием, но при этом самый высокий уровень доходов у людей младше 30–35 лет, самый низкий уровень молодежной безработицы.
И родители швейцарские совершенно не сходят с ума по поводу того, что ребенок обязательно должен получить высшее образование. Логика такова — высшее образование получают те, кому оно нужно для работы, кто хочет заниматься наукой, юриспруденцией, медициной.
Но сама по себе вот эта корочка не является ценностью. Потому что ты можешь, закончив школу, пойти на стажировку и уже через год практически работать, нормально зарабатывать. Не считать, что ты какой-то несостоявшийся, лузер. И зачем тогда пять лет просиживать штаны, занимаясь не тем, что тебе интересно? При этом есть люди, которым это интересно, и эти места должны быть для них.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев