#дети
Все мы помним незадачливого логопеда из известного кинофильма «По семейным обстоятельствам» в исполнении Ролана Быкова. Сегодня вовремя обратиться к специалисту данного профиля (разумеется, более профессиональному) очень важно. Почему, мы и решили выяснить у врачей.
Среди родителей в последние годы весьма популярны мифы, связанные с речевым развитием ребенка. Предлагаю их прокомментировать.
МИФ 1. ЕСЛИ У РОДИТЕЛЕЙ ЕСТЬ РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ (НАПРИМЕР, КАРТАВОСТЬ), МАЛЫШ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЭТО УНАСЛЕДУЕТ
Наследуется не речевой дефект, а анатомическая предрасположенность к нему (короткая подъязычная связка, массивный язык, укороченное мягкое нёбо и проч.) Но, с другой стороны, речь – это функция, которая формируется по подражанию, а значит, ребенок будет говорить на том языке и с теми звуковыми особенностями, которые регулярно слышит от окружающих. Если малыш находится только с мамой и она неверно произносит звук «р» (картавит), естественно, ребенок будет говорить так же.
МИФ 2. К ЛОГОПЕДУ НУЖНО ВЕСТИ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ С ЯВНЫМИ РЕЧЕВЫМИ ПРОБЛЕМАМИ
Речь не выправляется сама, так как формируется на основе постоянного активного общения. Если, несмотря на постоянные занятия, малыш в 2 года молчит, в 3 года он не научился выстраивать фразы, в 4 года не может сформулировать простые просьбы, пользуется жестами, до неузнаваемости коверкает слова (медведь – тиметь, бегемот – гидоп, обезьянка – мизяка), в 5 лет не может понятно рассказать о своих переживаниях, речь неразборчивая, нечеткая, проглатывает части слов (самолет – малет, виноград – наград, велосипед – сипед), неверно согласовывает слова (пять стулов, много деревов), неправильно употребляет предлоги (кошка вылезла под стола, ложка упала от стола), это говорит о задержке речевого развития – необходимо обратиться к логопеду! В таких случаях родителям следует убедиться в сохранности слуха, зрения, интеллекта и психики, которые влияют на речевую функцию, а затем заняться с ребенком эффективными логопедическими упражнениями.
СРЕДИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПРЕОБЛАДАЮТ МАЛЬЧИКИ. ПО СТАТИСТИКЕ, ЗАИКАНИЕ НАБЛЮДАЕТСЯ В 4 РАЗА ЧАЩЕ У МАЛЬЧИКОВ, ЧЕМ У ДЕВОЧЕК, ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ – В 3 РАЗА ЧАЩЕ. ОСТАЛЬНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ В СРЕДНЕМ В 2 РАЗА ЧАЩЕ ПРОЯВЛЯЮТСЯ У МАЛЬЧИКОВ. ДОСТОВЕРНЫХ НАУЧНЫХ ДАННЫХ, С ЧЕМ ЭТО СВЯЗАНО, НЕТ.
МИФ 3. С МАЛЕНЬКИМ ГОВОРИТЬ БЕССМЫСЛЕННО, ОН «НЕ ПОЙМЕТ», А В САДИКЕ «ВСЕМУ НАУЧАТ».
Безусловно, существуют дошкольные учреждения с заботливыми, образованными, любящими детей воспитателями, прекрасными специалистами. В таких садиках действительно научат многому! Но каждый родитель для своего ребенка всегда останется главным воспитателем – человеком, на которого малыш равняется. Поэтому проявляйте интерес к занятиям, настроению, успехам и проблемам ребенка. Играйте с ним в развивающие игры, читайте классическую литературу, обсуждайте все, что его интересует.
МИФ 4. КОМПЬЮТЕР – АДЕКВАТНАЯ ЗАМЕНА РОДИТЕЛЬСКОМУ ОБЩЕНИЮ
Чтобы ребенок нормально развивался, родителям начиная с первых месяцев необходимо вслушиваться в его голосовые проявления, улыбаться, радоваться в ответ, реагировать, повторяя его лепет, а значит, общаться. Новорожденному мало рассказывать что-либо или читать книжки. Необходимо формировать у малыша желание, а затем потребность делиться мыслями, выражать свои просьбы, умение слушать и слышать собеседника, а затем себя. Ни одна компьютерная программа не заменит живого общения.
ЕЛЕНА КИТИК, ЛОГОПЕД, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ЛАБОРАТОРИИ СУРДОПЕДАГОГИКИ И ЛОГОПЕДИИ ИКП РАО
Для маленького ребенка важно не само наличие речи, важен эмоциональный контакт, наглядная опора и практическая деятельность с предметами, о которых кто-то говорит. Например, комментарии типа: «А вот папа на машинке приехал, и ты сейчас на машине к бабушке поедешь», то есть «оречевление» происходящего. Первое, что усваивают дети, – это эмоции родителей и собственные эмоции, которые дети выражают в плаче, гулении. Речь по ТВ не ориентирована на возраст детей, не предполагает практической деятельности самого ребенка и эмоционально ему не близка. Малышам можно не очень долго смотреть некоторые передачи, на которых говорят мало, но выразительно и эмоционально, как, допустим, клоуны. И еще. Если бы при помощи телевизора решалась проблема речевого развития детей, то в детских домах не было бы детей с задержкой речевого и психического развития… В моей практике были случаи, когда 3-летнюю девочку приводила на обследование бабушка – у малышки не было речи. Бабушку это беспокоило, родителей – нет. Выяснилось, что ребенок начинает называть цвета, предметы, использует глаголы, но на английском языке. На русском не произносит почти ничего. Причина такова: девочке нравился обучающий диск на английском. Там герой медведь называет цвета, но на чужом языке. Мультфильм эмоциональный, красочный, и он заменил ребенку тех, кто бы мог научить родной речи.
Специализированные речевые группы или детские сады не справляются с потоком речевых нарушений, ребенок приходит в школу с недостатками устной речи, что неизменно сказывается на письме. Как следствие – дисграфия, дислексия. А потом эти дети идут в институты... Работая в вузе, провожу диктанты для студентов-логопедов. Практически все допускают пунктуационные ошибки, 50% – орфографические, 1–2 человека – дисграфические. А потом эти студенты приходят в детские учреждения (сады, школы). Круг замкнулся. А диктанты я беру для учеников начальной школы…
Нет комментариев