В 1848 г. к Черкесам прислан наиб Шамиля Мухаммед-Амин. На верность ему присягнули часть абадзехов. После посланных в Черкесию двух других наибов — Хаджи-Магомета(1842—1844) и Сулеймана —эфенди(1844—1846), практически не имевших успеха у Адыгов, Шамиль возлагает надежды на своего талантливого приверженца, который заранее, в течение двух лет, изучал предания, обычаи, образ жизни черкесов.
Желая подчинить себе остальных Черкесов Мухаммед-Амин начинает межплеменные войны. Основными причинами наиб называет языческая и христианская вера, и борьба со знатью. Но на сколько эти причины правдивы?
В 1830 году, Султан Хан-Гирей, констатировал - «Единственное вероисповедание черкесских племен — есть магометанское, суннитской секты. Беспокойный образ жизни черкесов причина тому, что они слабо исполняют обряды, сею религией предписываемые, хотя и многие из них готовы отдать жизнь за малейшее оскорбление своего исповедания. Случалось мне видеть между ними людей, превосходящих и самих турков религиозным фанатизмом и прилежанием к исполнению правил вероисповедания, которым духовенство учит их». И надо заметить что все основные предводители Адыгов в русско-Черкесской воне были Мусульманами.
Несмотря на показную вражду со знатью и борьбу с их властью Мухаммед-Амин женился на дочери шапсугского князя Болотокова, и таким образом укрепил свое положение среди мятежных шапсугов родственными связями. Да и вообще первоначально он пытался опереться на черкесскую аристократию, для чего и вступил в этот брак, но потом переключился на крестьянское население.
И за что тогда воевала Мухамед Амин с Адыгами? Думаю это доказывает что Мухамед Амин воевал только с теми Адыгами, которые отказывались ему подчинятся, и ему было все равно Мусульмане они или нет, подчиняются они россии или нет, он преследовал свои земные цели, власть и богатство!
Среди абадзехов Мухаммед-Амин имел наибольшее влияние, его попытки распространить свою власть насильственным путем среди натухайцев и причерноморских шапсугов закончилась поражением.
Для поддержания своей власти наиб меняет судебную систему и распускает народные суды. Был создан махкама — орган управления, в ведении которого находились и светские, и духовные дела. Махкама состоял из пяти выборных лиц под председательством эфенди (духовного лица). В каждом махкама находились мечеть, суд, религиозная школа, яма для заключения преступников или противников нового порядка. Последних наиб Шамиля карал жестоко, им была введена система наказаний, неизвестная раньше Адыгам — отсечение рук, расстрелы и т.д.
С 1830 г. признаным правителем Черкесии был Сафарбей Зан, который был истинным Мусульманином, и был избран на общем собрании.
Начиная с 1854 г. деятельность Сефер-бея Заноко в Черкесии сталкивалась с жесткой оппозицией со стороны наиба Шамиля в Черкесии Магомет -Амина. Наиб сам претендовал на роль властителя Черкесии и всячески игнорировал все распоряжения, призывы и планы Заноко. Он саботировал набор ополчения, которое должно было поддержать действия союзников в Закавказье. В марте 1855 г. и в мае 1856 г. в районе долин Шебжа и Супа, на границах между абадзехами и шапсугами, произошли боестолкновения между сторонниками двух лидеров.
Это еще раз доказывает, что Мухамед-Амин боролся за свои земные желание, он не думал об Адыгах, он хотел править Черкесией.
Соперничество за власть между Заном и Мухаммадом Амином (наместником Шамиля) завершилось в пользу адыгского князя. Правители европейских держав поверили в потенциальные возможности Зана. Английское правительство негласно продолжало поддерживать черкесское сопротивление. В феврале 1857 г. в Туапсе высадился отряд европейских волонтеров во главе с польским офицером Т. Лапинским. К берегам Черкесии был направлен пароход "Кенгуру" с отрядом польских, венгерских и английских волонтеров во главе с Яношем Бандьей. Перед ними была поставлена задача – оказать помощь адыгам в создании на Северо-Западном Кавказе самостоятельного Черкесского государства во главе с С. Заном.
В августе 1859 г. Перестал существовать имамат Шамиля, покорение Северо-Восточного Кавказа дало возможность царскому правительству перебросить силы в Черкесию. Известие о пленении Шамиля подействовало на его наиба — после переговоров с генералом Филипсоном он объявил о прекращении борьбы. Магомед-Амин был прощен и пожалован пенсией в 3 тыс. рублей. Он побывал в Петербурге, навестил Шамиля. Русское правительство позволило Мухаммеду-Амину выехать в Османскую империю. Но не смотря на решение наиба, Черкесы продолжали войну, но уже без Амина.
В биографии Амина можно найти такие моменты: «В конце жизни Мухаммед-Амин выступал за прекращение сопротивления России и призвал представителей делегаций шапсугов, натухайцев и абадзехов, посетивших его в Стамбуле в 1862 г., спасти Адыгов, воспрепятствовав их переселению в Османскую империю». Если кто то не знает решение о переселении Черкесов было принято в 1861г., и прекращением войны не спасло бы Черкесов!
«Продвигаясь вдоль восточного побережья Черного моря, посланник Шамиля сжигал на своем пути христианские кресты, требовал отказа от выполнения языческих и христианских обрядов» но вряд ли кто то сможет найти записи или свидетельства, путешественников или других свидетелей которые говорили бы о том что в 1850г. в Черкесии были церкви и исповедовали христианство, если такие случаи и были то только единичные, но не массовые.
И не смотря на все это, многие считают Мухаммеда-Амина героем Черкесии, «Аварец с душою Адыга» так он себя называл.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 34
https://ok.ru/group/66211140665387/topic/154409067453227
Ваши единоверцы османоидов, халифат и прочих боготворят, но на самом деле я лично в курсе кто подставил и подставлял мои кровные народности племена. Почему-то мои крови уживаются. Выше перечисленные мрази моим ничего хорошего не принесли. А сейчас такая же война хазарня проклятая сионизм и Турция звост с США вместе задирают. Россия и Украина под хазарню новую. Это только начало что я написала.
Шапсуг пытался пырхаться увы, дошло у него до извинений. Так кто же ещё прыгнет на мои религию и крови?