Казалось, по-настоящему от нас уходит!"
«Калина красная» последняя работа Василия Шукшина. На экраны кинокартина, вышла 25 марта 1974 года. Единственный из шести фильмов Шукшина, снятый им на цветную пленку...
Фильм стал для советского зрителя открытием. Ведь прежде не было кино о тюрьме. Подобная тематика не приветствовалась. Поэтому история рецидивиста Егора Прокудина вызвала огромный интерес у простых людей. Но были и недовольные фильмом — во-первых, руководство «Мосфильма», а во-вторых, представители криминального мира.
Василий Макарович очень хотел сделать фильм о Степане Разине. Но эту тему ему поднимать запретили и предложили снять кино «о жизни». И Шукшин выбрал свою повесть «Калина красная» основой для сценария, который написал за 2 недели.
О том, как Шукшин создавал эту повесть, рассказывала его жена, актриса Лидия Федосеева-Шукшина: «После «Печек-лавочек» Шукшин опять слег в больницу. Но и там он продолжал работать. Я догадывалась, что он пишет какую-то новую большую вещь, но что это будет, тогда еще не знала. Только замечала, когда приходила к нему, что он день ото дня становится все печальнее и печальнее. А однажды вышел, в глазах – прямо слезы стоят. И осунулся весь, побледнел, смотреть страшно. Я испугалась – подумала сразу, что это болезнь обострилась. А оказывается, он только что, перед самым моим приходом, закончил новую повесть. И когда писал конец, сам вот так страшно, до слез разволновался… Пришла домой. Кажется, даже и не разделась, и сразу села читать. Прочитала. И тоже не удержалась – заревела…»
Сложности начались еще на этапе утверждения сценария: Шукшину даже предлагали заменить главного героя. Но режиссеру удалось отстоять своего персонажа, без которого фильм бы вообще не состоялся.
На «Калину красную» выделили минимум средств — меньше 300 тысяч рублей. Пленки дали в шесть раз меньше, чем было необходимо. Шукшину досталось ветхое оборудование. Директор и помощник режиссера были новичками в профессии. То есть намеренно было сделано все для того, чтобы картина получилась провальной.
Многие сцены снимали в полузаброшенной деревне Садовой. Актриса, которая должна была сыграть мать главного героя отказалась в последний момент. Тогда Шукшин решил снять в этой роли местную жительницу – уж слишком разительным было ее сходство с героиней фильма. Судьба Ефимьи Быстровой во многом напоминала историю матери Егора Прокудина, и режиссер попросил ее рассказать о своих сыновьях Лидии Федосеевой-Шукшиной. И этот диалог оператор снял через окно камерой, установленной на улице. Старушка даже не знала о том, что идут съемки.
В процессе работы над фильмом было отснято такое количество материала, что фильм вполне мог бы получиться двухсерийным, но Шукшин отказался от этой идеи, вырезав многие эпизоды.
Чиновники из худсовета «Мосфильма», посмотрев «Калину», написали просто разгромную рецензию. Узнав об этом, больной Шукшин сбежал из больницы в чем был — в пижаме и тапочках. И кинулся дорабатывать фильм — он очень хотел, чтобы «Калина» дошла до зрителей. Пришлось слегка изменить сценарий, добавить новые сцены, которые показывали нравственное перерождение Егора. Язва желудка мучила режиссера настолько сильно, что в процессе работы он то и дело бледнел от боли и ложился отдохнуть. Правда, те, кто был с ним рядом, потом говорили: Шукшин страдал не столько от физической боли, сколько от необходимости перекраивать свое «детище»: ведь под давлением худсовета ему пришлось убрать некоторые дорогие ему сцены и даже персонажей.
Кинооператор Анатолий Заболоцкий, который работал с Василием Шукшиным на съемках фильмов «Печки-лавочки» и «Калина красная», позже опубликовал свои воспоминания: «Сразу, как «Калина красная» была принята в Госкино, густо пошли просмотры. На автора обрушилась лавина врачующих и ранящих отзывов. Он успел ощутить нарастающий зрительский интерес к фильму разных слоев общества… «Калина красная» вырывалась на экран без рекламы особенно ярко в глубинках России. На Украине, Урале, в Кемерове ее запрещали, а всякий запрет у нас – лучшая реклама. Прокат фильма расширился, картину показывали по телевидению (только через десять лет) по причине приносимой прибыли кинопрокату.
Фильм стал лидером проката – его посмотрели больше 62 млн зрителей – и получил несколько призов на международных кинофестивалях. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» он стал лучшим фильмом 1974 г., а Василий Шукшин был назван лучшим актером. К сожалению, «Калина красная» стала последней режиссерской работой Василия Шукшина. Во время съемок ему исполнилось 45 лет. А спустя полгода после премьеры стало известно о его внезапной кончине. На его могилу люди приносили гроздья калины.
О том, что Шукшин так быстро сгорел, его жена видела определенную закономерность: «Съемки проходили тяжело, Шукшин не играл, а проживал за героя всю его судьбу. От нервных перегрузок участились приступы язвы – эта болезнь появилась у него после службы на флоте и при стрессах обострялась… Нагрузка большая – он и режиссер, и автор, и актер. Да и роль какая трагическая! Сцена смерти – самый экстремальный момент. Вся группа плакала, когда он умирал. Казалось, по-настоящему от нас уходит! И я боялась, что вот сейчас у него дыхание остановится… Он ТАК работал, ТАК жил. Господь дал ему такой талант».
ok.ru/dachniki (почти 1000000 участников) и Telegram канала: t.me/dachnikiOKru Алексея Филиппова в 2006 году.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 26
.Замечательный фильм и очень нравятся рассказы Шукшина. Талантливый человек!
Алтайского края на горе Пикет, где проходил шукшинский праздник.Был хороший концерт,где выступали известные артисты.
Здесь же,на книжной ярмарке, купила некоторые книги Шукшина.Были в Музее Шукшина.Село красивое, большое.Реки быстрые,
вода в них холодная.Чуйский тракт очень красивый.