(Милославский район, Рязанская область)
Липяги - древнерусское слово. Оно относится к тем временам, когда наши предки каждую разновидность леса называли особым словом. Сейчас обычно всякий лес называют словом «лес» и, если хотят подчеркнуть его видовой состав, то добавляют «сосновый», «берёзовый», «дубовый». В старину каждая лесная разновидность имела своё название, например, сосновый лес - сосняг; дубовый лес - дубняг; берёзовый лес - березняг; липовый лес - липяг. Селения, возникающие в этих местах, обычно и получали свои названия по лесу.
Поселение с названием Липяги около липового леса образовала часть жителей с. Сергиевское, переселившихся за 7 верст к северо-востоку (в 32 верстах от уездного города Скопин).
Село Липяги стоит при реке Таболе, на низменной местности, покрытой прежде топкими болотами, но с прорытием канав в 1820 году, обращённой в богатые луга. Село это с построением в нём церкви в честь преподобного Сергия Радонежского, получает наименование села Сергиевского.
Время первоначального построения церкви, находившейся на западе от нынешних Липягов, с точностью неизвестно, но она уже упоминается в окладных книгах 1676 года, где при ней показано церковной пашни 10 четвертей в поле, сенных покосов на 100 копен. В приходе к той церкви из с. Липяги и д. Дриски 100 дворов крестьянских, 13 дворов бобыльских и всего 115 дворов. В начале XVIII столетия в приходе произошло значительное сокращение, в 1734 году в нём показано только 25 дворов.
Вместо бывшей в Липягах деревянной Сергиевской церкви, сгоревшей 17 марта 1811 года, в 1812 году старанием и иждивением государственного крестьянина Маркиона Васильевича Грешенева (возможно Грешнева) начато построение существующей ныне каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы, отделанной внутри на средства прихожан (освящена в 1848 году, приделы Сергиевский и Никольский освящены были ранее - в 1822 году). Находящаяся в одной связи с церковью колокольня отстроена была в 1832 году.
В Успенском храме обращают на себя внимание по своей древности резные иконы Спасителя и Николая Чудотворца, бывшие раньше в сгоревшей церкви.
Во владении храма состоит 36 десятин церковной земли, кроме того, при церкви имеется неприкосновенного капитала в пользу причта 200 руб. и на украшение храма 700 руб.
В состав прихода, кроме Липягов с 197 дворами, входят сельцо Липяги с 64 дворами, сельцо Карасевка с 20 дворами и сельцо Чулково с 4 дворами в коих мужского пола 1143, женского пола 1227 человека. Первые два сельца выселены были в 1807 году помещиком Игнатьевым из с. Буец Епифановского уезда, а последнее князем Волконским из с. Желтухина Ряжского уезда.
По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 1 псаломщик.
Самой лакомой легендой (особенно для кладоискателей), связанной с окрестностями с. Липяги, безусловно является сказание о месте под названием «Денежное» у села Делехово Скопинского района. Вот как описывает эту легенду Сергей Крутилин в своей книге «Липяги» 1984 года издания: «То ли по причине отчужденности этого места, то ли и вправду было какое-то событие, но в народе сохранилось предание, будто в Денежном зарыт несметный клад. От дедов к внукам передается рассказ о том, как возвращался с Куликова поля победитель Мамая князь Дмитрий Донской. По всем большим и малым дорогам от Куликова поля на Москву двигалось войско. Сам великий князь возвращался «большой» дорогой на Венёв. А обоз с золотом и иными драгоценностями, захваченными у татар, пробирался соседней дорогой. Было это поздней осенью, отряд в пути заблудился. Под самый конец пути в открытом поле на обоз с золотом налетел полк литовского князя Ягайло, не успевшего вовремя прийти на помощь Мамаю. Произошла стычка. Видя, что силы неравны, обозники решили спрятать золото. Они облюбовали глухое место, отбиваясь от наседавших врагов, в темноте, наспех, закопали клад. В ночном бою все русские были перебиты. Получив известие о пропаже обоза, Дмитрий Донской послал на розыски два полка воинов. Те отыскали место ночного побоища, но золота так и не нашли. Всюду были пустые опрокинутые повозки, трупы воинов и лошадей. Москали вернулись ни с чем. Они доложили князю, что татарским золотом завладел Ягайло. Но старожилы говорят, что на самом деле клад и по сей день лежит на том самом месте над оврагами, в Денежном!
Так ли это, но как бы там ни было, а все мужики из рядом находящихся населённых пунктов верят в реальность клада. Редко кто из селян в старину не пытал счастья, не пробовал искать клад. Но вот что странно: каждому, кто отваживался на поиски, непременно мешала «нечистая сила». То ведьма пролетит на помеле, то пронесется по степи огненная колесница, то послышится человеческий голос из-под земли. Одним словом, с каждым, кто рылся в Денежном, непременно что-либо случается. И напуганный до смерти мужик потом всю жизнь рассказывает про ту ночь всякие небылицы...»
Материал подготовил Денис Шибаев
#геотуризм, #путешествие на автомобиле, #магистраль, #автоклуб магистраль
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 27