Выходец из орды ногайских татар - воевода Чурик свирепствовал когда-то со своим отрядом в этих необитаемых глухих местах. Войско его имело пристань на высоком восточном берегу реки Лесной Воронеж. Река тогда была многоводной, поней проходили челны, вдоль берегов тянулся смешанный лес, в котором преимущество имела ольха. Лес назывался по имени Чурика "Чурюковским", а в последствии это название перешло и к населённому пункту.
По данным Центрального архива древних актов (Москва, Б.Пироговская ул.,17) от 25 августа 1965 г., деревня Чурюково основана 28 сентября 1648 года служилыми людьми козловскими, детьми боярскими на землях, полученных от царского правительства в поместье за свою службу вместо денежного жалования (межевая книга поместных земель 1648 г, фонд 1209, книга 199, листы 400-402. Очевидно, что к этому времени татарские отряды и другие набеглые люди, проживавшие в данной местности, выбыли, а пределы её взяты под контроль власти Русского государства, с п...Ещё
Выходец из орды ногайских татар - воевода Чурик свирепствовал когда-то со своим отрядом в этих необитаемых глухих местах. Войско его имело пристань на высоком восточном берегу реки Лесной Воронеж. Река тогда была многоводной, поней проходили челны, вдоль берегов тянулся смешанный лес, в котором преимущество имела ольха. Лес назывался по имени Чурика "Чурюковским", а в последствии это название перешло и к населённому пункту.
По данным Центрального архива древних актов (Москва, Б.Пироговская ул.,17) от 25 августа 1965 г., деревня Чурюково основана 28 сентября 1648 года служилыми людьми козловскими, детьми боярскими на землях, полученных от царского правительства в поместье за свою службу вместо денежного жалования (межевая книга поместных земель 1648 г, фонд 1209, книга 199, листы 400-402. Очевидно, что к этому времени татарские отряды и другие набеглые люди, проживавшие в данной местности, выбыли, а пределы её взяты под контроль власти Русского государства, с подчинением Турмаскому стану Козловского уезда Тамбовской губернии.
В подлиннике сказано: "По государеву указу на пустоши дкого поля по реке Лесной Воронеж ногайской стороны под Чурюковским лесом отмерено под церковь место, да попу, пономарю и просмфорнице усадьбы длиной 60 сажень, шириной 40 сажень, что составляет десятину на одно лицо. Да в той же пустыни отмерили козловским детям боярским Ивану Курембину с товарищами усадьбы длиной 70 шириной 20 сажень и дикого поля на на 40 человек." Так возникло село Чурюково, которому 28 сентября 2008 г. исполнилось 360 лет. Через четыре года (в 1652 году) в деревне Чурюково было 25 дворов, а людей в них было 143 человека. Пашни, пахотные добрые земли 47 четвертей, да дикого поля на пашню 1033 четверти, сена лугов 2160 копен.
С годами всё дальше на восток от реки Лесной Воронеж распазивалась извечная целина - "дикое поле". Мелкие селения становились крупными сёлами. Увеличивается население. В сводной ведомости документов ревизской сказки 1762-1767 г.г. по Козловскому уезду село Чурюко...Ещё
В подлиннике сказано: "По государеву указу на пустоши дкого поля по реке Лесной Воронеж ногайской стороны под Чурюковским лесом отмерено под церковь место, да попу, пономарю и просмфорнице усадьбы длиной 60 сажень, шириной 40 сажень, что составляет десятину на одно лицо. Да в той же пустыни отмерили козловским детям боярским Ивану Курембину с товарищами усадьбы длиной 70 шириной 20 сажень и дикого поля на на 40 человек." Так возникло село Чурюково, которому 28 сентября 2008 г. исполнилось 360 лет. Через четыре года (в 1652 году) в деревне Чурюково было 25 дворов, а людей в них было 143 человека. Пашни, пахотные добрые земли 47 четвертей, да дикого поля на пашню 1033 четверти, сена лугов 2160 копен.
С годами всё дальше на восток от реки Лесной Воронеж распазивалась извечная целина - "дикое поле". Мелкие селения становились крупными сёлами. Увеличивается население. В сводной ведомости документов ревизской сказки 1762-1767 г.г. по Козловскому уезду село Чурюково заселено однодворцами - 1647 человек в 177 домах.
Вторично упомянуто в документах ревизской сказки 1811 года, В этот год в Чурюкове было уже 249 домов с населением 1722 человека, в их числе Панкрат Панов, Максим Чернов, Мартын Дёмин, Дмитрий Зверев, Дмитрий Севостьянов, Евсей Мухортов, Алексей Воропаев, Василий Дубровин и другие. В экономических примечаниях за этот же год говорится: "...крестьяне села Чурюково промышляют хлебопашеством, посредственно зажиточны. Женщины сверх полевых работ упражняются в домашних рукоделиях".
По спискам населённых мест Российской империи за 1862 год: "Тамбовская губерния в Козловском уезде, Чурюково село казённое при реке Лесной Воронеж имеет: 539 дворов, население 4799 человек, из них мужчин 2356, женщин 2443 человека, 2 церкви, мельница, торговые лавки, волостное правление."
Первая церковь в селе Чурюкове (ныне Большая Дорога) была построена из дерева (без единого гвоздя) примерно через 50 лет после основания поселения, т.е. в начале 18 века, с престолом Введения во храм Девы Марии Пресвятой Богородицы. До построения церкви Чурюково именовалось деревней, а после этого события получила статус села. Население в нём росло как за счёт рождаемости, так и за счёт прибегавших сюда, на просторные земли, крестьян из других губерний, спасавшихся от крепостной зависимости.
В последствии первая деревянная церковь в селе Чурюково стала мала в связи с возросшей численностью населения, и крестьяне в 1856-1860 годах на северном конце села построили вторую деревянную церковь и утвердили в ней престол в честь иконы Казанской Божией Матери (отсюда и получило своё название село Казанское).Весной 1863 года при сильном северном ветре с крайнего двора северного конца села Казанское от высыпанной на улицу не совсем потухшей золы возник пожар. Сильный ветер, идущий...Ещё
Первая церковь в селе Чурюкове (ныне Большая Дорога) была построена из дерева (без единого гвоздя) примерно через 50 лет после основания поселения, т.е. в начале 18 века, с престолом Введения во храм Девы Марии Пресвятой Богородицы. До построения церкви Чурюково именовалось деревней, а после этого события получила статус села. Население в нём росло как за счёт рождаемости, так и за счёт прибегавших сюда, на просторные земли, крестьян из других губерний, спасавшихся от крепостной зависимости.
В последствии первая деревянная церковь в селе Чурюково стала мала в связи с возросшей численностью населения, и крестьяне в 1856-1860 годах на северном конце села построили вторую деревянную церковь и утвердили в ней престол в честь иконы Казанской Божией Матери (отсюда и получило своё название село Казанское).Весной 1863 года при сильном северном ветре с крайнего двора северного конца села Казанское от высыпанной на улицу не совсем потухшей золы возник пожар. Сильный ветер, идущий вдоль села, гнал пламя буйного огня, уничтожая на своём пути дом за домом со всеми надворными постройками (крыши были преимущественно соломенными). Чурюково сгорело полностью.
После этого опустошительного пожара в обществе возник вопрос о переселении одной трети жителей сёл Чурюкова и Казанского на западный берег реки Лесной Воронеж, где западнее до луговых низин и начала реки Вишнёвки на 30 квадратных вёрстах, составлявших 300 десятин, лежала ещё нераспаханная степь чурюковской земли - "дикое поле". На ней местами стоял высокий лес, местами росли кустарники, много было прозрачных небольших озёр и тростниковых зарослей, создающих приют для зверей и дикой птицы (были здесь и медведи). Смелое рысканье по степи зверей, дикий ночной вой волков наводили страх и робость на чурюковцев. Добровольцев для переселения на западный берег не было, но переселение было необходимо. Его провели по жребию. После жеребьёвки богатые крестьяне подкупали бедных, вынуждая переселяться, а сами оставались на месте. Так в 1863 году образовалось село Заворонежское.
В 1865 году крестьяне села Заворонежского купили, переправили и поставили деревянную церковь. В ...Ещё
После этого опустошительного пожара в обществе возник вопрос о переселении одной трети жителей сёл Чурюкова и Казанского на западный берег реки Лесной Воронеж, где западнее до луговых низин и начала реки Вишнёвки на 30 квадратных вёрстах, составлявших 300 десятин, лежала ещё нераспаханная степь чурюковской земли - "дикое поле". На ней местами стоял высокий лес, местами росли кустарники, много было прозрачных небольших озёр и тростниковых зарослей, создающих приют для зверей и дикой птицы (были здесь и медведи). Смелое рысканье по степи зверей, дикий ночной вой волков наводили страх и робость на чурюковцев. Добровольцев для переселения на западный берег не было, но переселение было необходимо. Его провели по жребию. После жеребьёвки богатые крестьяне подкупали бедных, вынуждая переселяться, а сами оставались на месте. Так в 1863 году образовалось село Заворонежское.
В 1865 году крестьяне села Заворонежского купили, переправили и поставили деревянную церковь. В том же году в ней открыли приход, престол наименовали как и в церкви Чурюкова - в честь Введения во храм Девы Марии Пресвятой Богородицы. Из сёл Чурюкова и Казанского на западный берег переселилось 180 дворов с населением 1545 человек, из них мужчин 767 человек, женщин 778 человек. В начале поселения крестьяне делали шалаши-сараи для укрытия от дождя, а уже после строили избы.
Земли у крестьян Чурюкова было много. По земельному межеванию в 1778 году сказано, что у них имелось земли, лугов и лесов площадью 10 459 десятин, что приходилось на мужскую душу 8 десятин, так как в 1778 году в селе Чурюкове было мужчин 1272 человека.
На этой обширной площади, богатой чернозёмом, много ещё было тогда нераспаханной земли. Просторные степи, обширные луга позволяли крестьянам разводить крупно-рогатый скот, овец, коз, свиней, значительной была доля коневодства. Казалось, что в этот крестьяне должны жить хорошо, богато, однако они жили плохо. Скот, птица, хлеб были дешёвыми, побочного заработка у мужчин не было. Они могли только наняться к богатею-кулаку в батраки и получить от него за целый год работы 25 рублей, или у помещика скосить и связать десятину хлеба за три рубля, или пойти на подёнщину к помещику за 20-25 копеек за 17-часовой рабочий день.Своя земля обрабатывалась трудно. Пахали дуревянными сохами, рыхлили деревянными боронами. Хлеб жали серпами,...Ещё
Земли у крестьян Чурюкова было много. По земельному межеванию в 1778 году сказано, что у них имелось земли, лугов и лесов площадью 10 459 десятин, что приходилось на мужскую душу 8 десятин, так как в 1778 году в селе Чурюкове было мужчин 1272 человека.
На этой обширной площади, богатой чернозёмом, много ещё было тогда нераспаханной земли. Просторные степи, обширные луга позволяли крестьянам разводить крупно-рогатый скот, овец, коз, свиней, значительной была доля коневодства. Казалось, что в этот крестьяне должны жить хорошо, богато, однако они жили плохо. Скот, птица, хлеб были дешёвыми, побочного заработка у мужчин не было. Они могли только наняться к богатею-кулаку в батраки и получить от него за целый год работы 25 рублей, или у помещика скосить и связать десятину хлеба за три рубля, или пойти на подёнщину к помещику за 20-25 копеек за 17-часовой рабочий день.Своя земля обрабатывалась трудно. Пахали дуревянными сохами, рыхлили деревянными боронами. Хлеб жали серпами, молотили дубовыми цепами. Зной, сильный буран, грозовой дождь, град нередко переносил крестьянин в поле, часто ночевал под телегой в степи вместе с женой и маленькими детьми, которых нельзя было оставлять дома. Так жили наши предки, изнурительным трудом добывая свой хлеб насущный.
Большие тяготы выпадали тогда на долю женщин. Они работали, не зная отдыха. Землёй не наделялись, их уделом, помимо остальных забот, являлись прялка и ткацкий станок, за которым они порой работали дни иночи. Таким изнурительным трудом они обували и одевали свои семьи. Из средств хозяйства женщине ничего не доставалось. Некоторые женщины, чтобы обуть, одеть детей (особенно подрастающих девочек - купить им материал на сарафан, запан, понёву) продавали скупщикам свои косы, за что получали от 3 до 10 рублей. Оставшись наголо стриженными, они стыдливо прятались от зорких глаз посторонних женщин.
Семьи тогда были большие, 15-20 человек, все они подчинялись главе семьи - деду, отцу и даже старшему брату. В большой тесноте жили люди. В зимнее время в избе кроме людей зимовал и молодой скот, от испарения в избах сырой затхлый воздух, по полу ползали мокрицы, по стенам и потолку бегали тараканы, безбоязненно пели сверчки, предсказывая сильный ветер или вьюгу. Печи были без труб - топили...Ещё
Большие тяготы выпадали тогда на долю женщин. Они работали, не зная отдыха. Землёй не наделялись, их уделом, помимо остальных забот, являлись прялка и ткацкий станок, за которым они порой работали дни иночи. Таким изнурительным трудом они обували и одевали свои семьи. Из средств хозяйства женщине ничего не доставалось. Некоторые женщины, чтобы обуть, одеть детей (особенно подрастающих девочек - купить им материал на сарафан, запан, понёву) продавали скупщикам свои косы, за что получали от 3 до 10 рублей. Оставшись наголо стриженными, они стыдливо прятались от зорких глаз посторонних женщин.
Семьи тогда были большие, 15-20 человек, все они подчинялись главе семьи - деду, отцу и даже старшему брату. В большой тесноте жили люди. В зимнее время в избе кроме людей зимовал и молодой скот, от испарения в избах сырой затхлый воздух, по полу ползали мокрицы, по стенам и потолку бегали тараканы, безбоязненно пели сверчки, предсказывая сильный ветер или вьюгу. Печи были без труб - топили по-чёрному. Так жили наши предки в 16-18 веках...
Земельные переделы в селе Чурюкове производились через 12 лет и только на мужскую часть населения. В 1874 году на душу приходилось более трёх десятин, а через 12 лет - три десятины, в 1898 году земли, лугов на мужскую душу уже приходилось менее трёх десятин. Этот раздел был последним. К началу 60-х годов 19 века прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Одной из важнейших реформ Александра II после отмены крепостного права (1861 год) стало создание органов местного самоуправления - земств. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. 1 января 1864 года императорским указом вводилось "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", которое предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного самоуправления - земств (в волостях земства не создавались).
Правом голоса пользовались только мужчины. Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительством путей сообщения, сооружением и содержанием школ, больниц, развитием местной торговли. Материальной основой деятельности земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, торговые заведения.
В селе Чурюкове в 1864 году была создана Чурюковская волость, которая входила в состав Козловского уезда.В архивных документах города Москвы село Чурюково числится одно. Количество дворов, численность населения, по государственным переписям, именуются: крестьяне села Чурюкова. Волостное правление было одно, земельные наделы - как на восток от села, так и на запад до речки Вишнёвка - были общими. Все крестьянские, денежные и другие повинности на селе выполнялись Чурюковским волостным правлением, а возникшие в 1860 году Казанское и в 1863 году Заво...Ещё
Правом голоса пользовались только мужчины. Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительством путей сообщения, сооружением и содержанием школ, больниц, развитием местной торговли. Материальной основой деятельности земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, торговые заведения.
В селе Чурюкове в 1864 году была создана Чурюковская волость, которая входила в состав Козловского уезда.В архивных документах города Москвы село Чурюково числится одно. Количество дворов, численность населения, по государственным переписям, именуются: крестьяне села Чурюкова. Волостное правление было одно, земельные наделы - как на восток от села, так и на запад до речки Вишнёвка - были общими. Все крестьянские, денежные и другие повинности на селе выполнялись Чурюковским волостным правлением, а возникшие в 1860 году Казанское и в 1863 году Заворонежское управлялись старостами, избираемыми в сёлах на сходе. Старосты во всём подчинялись старшине волостного правления.В селе Чурюкове вместо первой деревянной церкви в 1871 году крестьяне завершили строительство новой - кирпичной церкви (не сохранилась), и с этого времени в ней началась служба. В это же время заканчивается строительство деревянного моста, соединившего сёла Чурюково и Заворонежское.Начинается строительство школ. В селе Чурюкове - это земская четырёхклассная с 1913 года, (с 1937 года - семилетка, с 1940 года, а по другим данным с 1944 года - средняя; в селе Казанском - четырёхклассная церковно-приходская; в селе Заворонежском - четырёхклассная церковно-приходская, которые были построены в 1912 году. Осенью 1913 года в них начались занятия, о чём свидетельствуют паспорта зданий школ.В новые школы охотно пошла детвора. За партами появилось много девочек, хотя из-за имеющейся в семьях нужды, многие девочки не заканчивали 4-х классов. Они помогали в семье вертеть хлопья для дерюг, прясть нитки для портяных онуч, а по мере роста мастерства - тонкие нитки для тканья конопляных и льняных холстов.
Начало XX века как бы разделило Чурюково на три части. Вот что сообщает Тамбовский областной архив на основании "Историко-Статистического описания Тамбовской епархии" (г. Тамбов - 1911 г. стр. 225-226): "...село Чурюково делится на три части, в каждой части церковь, церковно-приходская школа, земская школа до четырёх классов. Первая часть Чурюкова - Большая Дорога: имело дворов 254, душ 2852, мужчин 1412, женщин 1440. Вторая часть Чурюкова - Казанское: имело дворов 273, душ 2829, мужчин 1442, женщин 1387; третья часть Чурюкова - Заворонежское: имело дворов 302, душ 2685, мужчин 1367, женщин 1318.
А во всех трёх сёлах в 1911 году имелось дворов 829, всего населения 8366 человек, из них мужчин 4221 человек, женщин 4145 человек". По сведениям Госархива г. Санкт-Петербурга за 1902 год в селе Чурюкове значилось населения 7000 человек, следовательно, только за следующие 9 лет оно увеличилось на 1366 человек обоего пола. При этом количество мужчин стало больше количества женщин. Это ли не примета того, что дело шло к большой войне.
Население росло, а земли в крестьянской общине на живую душу становилось всё меньше и меньше. Собранного хлеба в хороший урожайный год семье уже не хватало прокормиться до новой жатвы. А в неурожайные годы весной многим семьям приходилось голодать. На почве недостатка хлеба, обуви, одежды и общей бедности во многих семьях, особенно больших, стали возникать семейные ссоры, участились разделы имущества. Выделившиеся члены семьи из того или другого хозяйства обращались в волостное правление , откуда старшина предписывал старосте нарезать им усадьбу в установленном размере: 80 сажень длины - 12 сажень ширины, что составляло 0,45 га нынешней меры. Дробление хозяйств и семей крестьян не дало улучшения их жизни, а наоборот, увеличило нужду. Выделившийся хозяин имел земельный пай на одну или две души, а в семье у него - от 7 до 10 едоков. Их надо прокормить. Такой крестьянин с площади наделённой земли и лугов получал недостаточно корма и не мог содержать в хозяйстве лошадь и корову. Если он
...Ещё
Население росло, а земли в крестьянской общине на живую душу становилось всё меньше и меньше. Собранного хлеба в хороший урожайный год семье уже не хватало прокормиться до новой жатвы. А в неурожайные годы весной многим семьям приходилось голодать. На почве недостатка хлеба, обуви, одежды и общей бедности во многих семьях, особенно больших, стали возникать семейные ссоры, участились разделы имущества. Выделившиеся члены семьи из того или другого хозяйства обращались в волостное правление , откуда старшина предписывал старосте нарезать им усадьбу в установленном размере: 80 сажень длины - 12 сажень ширины, что составляло 0,45 га нынешней меры. Дробление хозяйств и семей крестьян не дало улучшения их жизни, а наоборот, увеличило нужду. Выделившийся хозяин имел земельный пай на одну или две души, а в семье у него - от 7 до 10 едоков. Их надо прокормить. Такой крестьянин с площади наделённой земли и лугов получал недостаточно корма и не мог содержать в хозяйстве лошадь и корову. Если он имел лошадь, то семья голодала без молока, а если он имел корову и был безлошадным, то это было ещё хуже. В каждой семье, которая не арендовала чужой земли, были свободные руки. Люди в поисках работы уезжали в города, но и там не всем удавалось найти даже тяжёлую и малооплачиваемую работу. Они возвращались домой.
Весть о расстреле питерских рабочих в январе 1905 года ("кровавое воскресенье"
прокатилась по стране, вызвав гнев и возмущение во всех слоях населения. Долго копившееся недовольство вылилось в революцию. И хотя она началась стихийно, имела глубокие причины. Помещичье землевладение и безземелье крестьян, нещадная эксплуатация рабочих, политическое бесправие всех слоёв населения, отсутствие гражданских прав и свобод - вот список претензий, предъявляемых властям народом.Поднялось на борьбу и крестьянство. В феврале 1905 года во многих уездах Курской, Орловской, Тамбовской губерний крестьяне разгромили большое число помещичьих имений. Революционное движение в стране захватило армию и флот.9 июля 1906 года после роспуска I-й Государственой Думы (создана 27 апреля 1906 г.), которая не проработала и двух с половиной месяцев, было сформировано новое правительство. Председателем Совета Министров был назначен П.А. Столыпин. Первым актом нового правительства стал Указ...Ещё
Весть о расстреле питерских рабочих в январе 1905 года ("кровавое воскресенье"
прокатилась по стране, вызвав гнев и возмущение во всех слоях населения. Долго копившееся недовольство вылилось в революцию. И хотя она началась стихийно, имела глубокие причины. Помещичье землевладение и безземелье крестьян, нещадная эксплуатация рабочих, политическое бесправие всех слоёв населения, отсутствие гражданских прав и свобод - вот список претензий, предъявляемых властям народом.Поднялось на борьбу и крестьянство. В феврале 1905 года во многих уездах Курской, Орловской, Тамбовской губерний крестьяне разгромили большое число помещичьих имений. Революционное движение в стране захватило армию и флот.9 июля 1906 года после роспуска I-й Государственой Думы (создана 27 апреля 1906 г.), которая не проработала и двух с половиной месяцев, было сформировано новое правительство. Председателем Совета Министров был назначен П.А. Столыпин. Первым актом нового правительства стал Указ от 9 ноября 1906 года, стержневой идеей которого было разрушение крестьянской общины путём разрешения свободного выхода из неё любого домохозяина.Смысл аграрной реформы состоял в том, чтобы заполнить существовавший в России социальный вакуум - создать широкий слой мелких буржуазных собственников.Но всё же основной целью указа было стремление отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель.
Осуществление столыпинской аграрной реформы в Тамбовской губернии началось после Указа от 9 ноября 1906 г. и было приостановлено в 1916 году. За это время в Тамбовской губернии стали собственниками сельхозугодий 23 % домохозяев (от общей численности владельцев сельхозугодий в общине к началу реформы); в уздах - Кирсановском - 29,9%, Моршанском - 23,6%, Козловском - 29,6%. Закрепляли земли в собственность кулаки и бедняки. Последние обычно затем продавали свои наделы, первые - скупали .
Тамбовская губерния занимала одно из первых мест в стране по размаху переселенческого движения. С 1906 по 1914 год из губернии переселилось 106972 человека (около 3% населения губернии). Но четверть их (25 806 человек) вернулась назад, не устроившись на новых местах Урала и Сибири.Дед мой, Черных Василий Васильевич перессказывал мне такую историю, рассказанную кем-то из вернувшихся переселенцев. Когда вышли в поле для закрепления наделов, всех интересовало сколько им выделят земли. И вот ...Ещё
Осуществление столыпинской аграрной реформы в Тамбовской губернии началось после Указа от 9 ноября 1906 г. и было приостановлено в 1916 году. За это время в Тамбовской губернии стали собственниками сельхозугодий 23 % домохозяев (от общей численности владельцев сельхозугодий в общине к началу реформы); в уздах - Кирсановском - 29,9%, Моршанском - 23,6%, Козловском - 29,6%. Закрепляли земли в собственность кулаки и бедняки. Последние обычно затем продавали свои наделы, первые - скупали .
Тамбовская губерния занимала одно из первых мест в стране по размаху переселенческого движения. С 1906 по 1914 год из губернии переселилось 106972 человека (около 3% населения губернии). Но четверть их (25 806 человек) вернулась назад, не устроившись на новых местах Урала и Сибири.Дед мой, Черных Василий Васильевич перессказывал мне такую историю, рассказанную кем-то из вернувшихся переселенцев. Когда вышли в поле для закрепления наделов, всех интересовало сколько им выделят земли. И вот самому любопытному замерщик, видимо в шутку, сказал: - Да сколько обежишь, всё твоё и будет .- И он побежал приняв это всерьёз и пытаясь обежать побольше, пока ему не объяснили, что земли хватит на всех в достаточном количестве, обвинив при этом в жадности. Это к тому, что значила тогда земля не только для наших земляков, для всех крестьян аграрной России.
Столыпинская реформа подтолкнула многих чурюковских крестьян уехать из родного села в Сибирь. Только за период с 1909 по 1911 год из Чурюкова и Заворонежского переселились в Сибирь более 100 семей (из записок Ермакова Кузьмы Трофимовича, который имел переписку с бывшими соседями). Так в нынешнем Красноярском крае в 70 километрах от города Канска, в Дзержинском районе на территории Вознесенского сельсовета образовалась деревня Чурюково, в ней было 160 дворов (преимущественно выходцев из одноимённого села и Заворонежского). В довоенное время вся деревня состояла в колхозе, жили, как говорилось в письмах, хорошо.
Таким образом, на основании указа П.А.Столыпина на селе появились новые крупные землевладельцы, имеющие от 200 до 500 десятин вечной земли и леса. Они имели множество скота, птицы. Всё это обрабатывалось чужим и дешёвым трудом. Вот на этих новых "господах" крепилась царская власть. Из них царская охранка сколачивала политические организации правого толка (защи...Ещё
Столыпинская реформа подтолкнула многих чурюковских крестьян уехать из родного села в Сибирь. Только за период с 1909 по 1911 год из Чурюкова и Заворонежского переселились в Сибирь более 100 семей (из записок Ермакова Кузьмы Трофимовича, который имел переписку с бывшими соседями). Так в нынешнем Красноярском крае в 70 километрах от города Канска, в Дзержинском районе на территории Вознесенского сельсовета образовалась деревня Чурюково, в ней было 160 дворов (преимущественно выходцев из одноимённого села и Заворонежского). В довоенное время вся деревня состояла в колхозе, жили, как говорилось в письмах, хорошо.
Таким образом, на основании указа П.А.Столыпина на селе появились новые крупные землевладельцы, имеющие от 200 до 500 десятин вечной земли и леса. Они имели множество скота, птицы. Всё это обрабатывалось чужим и дешёвым трудом. Вот на этих новых "господах" крепилась царская власть. Из них царская охранка сколачивала политические организации правого толка (защищали царя от революционного посягательства и провозглашали лозунги "Россия для русских!", "За веру, царя и Отечество!", "Православие. Самодержавие и народность!", "Долой революцию!..". Такой организацией в селе Чурюково был Русский народный союз имени Михаила Архангела.
В 1905-1907 г.г. при Чурюковском волостном правлении в группе союза Михаила Архангела, возглавляемой бывшим волостным писарем П.Н.Харитоновым, состояло 36 человек: бывший старшина И.М.Кашлев, имевший 500 десятин вечной земли, Г.И.Неретин, имевший 400 десятин вечной земли и лавку, М.К.Кашлев - 300 десятин земли, поп Румянцев - 300 десятин и другие, которые через монашек, шинкарок пьяниц выявляли революционно настроенных крестьян. Списки на них передавали становому приставу в село Староюрьево.
Одновременно с группой Михаила Архангела в селе Заворонежском зарождается партия социалистов-революционеров (ПСР). В разделах программы ПСР, посвящённых политическим и социальным требованиям, было много общего с программой социал-демократов. Центральное место в программе ПСР занимал аграрный вопрос. Правом распоряжаться землёй наделялись крестьянские общины, которые должны были разделить землю между всеми, "кто её обрабатывает..." (по количеству рабочих рук в семье или едоков). В...Ещё
В 1905-1907 г.г. при Чурюковском волостном правлении в группе союза Михаила Архангела, возглавляемой бывшим волостным писарем П.Н.Харитоновым, состояло 36 человек: бывший старшина И.М.Кашлев, имевший 500 десятин вечной земли, Г.И.Неретин, имевший 400 десятин вечной земли и лавку, М.К.Кашлев - 300 десятин земли, поп Румянцев - 300 десятин и другие, которые через монашек, шинкарок пьяниц выявляли революционно настроенных крестьян. Списки на них передавали становому приставу в село Староюрьево.
Одновременно с группой Михаила Архангела в селе Заворонежском зарождается партия социалистов-революционеров (ПСР). В разделах программы ПСР, посвящённых политическим и социальным требованиям, было много общего с программой социал-демократов. Центральное место в программе ПСР занимал аграрный вопрос. Правом распоряжаться землёй наделялись крестьянские общины, которые должны были разделить землю между всеми, "кто её обрабатывает..." (по количеству рабочих рук в семье или едоков). Вней состояло около двух десятков человек: Ф.Е.Орлов, М.К.Нечаев, Ф.Г.Тарабрин, братья И.Ф.Ермаков и П.Ф.Ермаков, Г.Д.Емельянов и другие. Доставая листовки, брошюры из Козловского уезда, через пастухов Н.М.Нечаева и П.Д.Неретина распространяли их среди крестьян в деревнях Развалы, Варваринка и других, где они по найму стерегли скот. За свою деятельность Емельянов и Тарабрин были арестованы и переданы под суд (из записк Ермакова К.Т.).
По характеру экономики Тамбовщина была преимущественно аграрной . Положение крестьян и рабочих было тяжёлым. Массы крестьян страдали от малоземелья, помещичьей и кулацкой кабалы. Более половины земли принадлежало помещикам, кулакам, государству и другим собственникам.
Февральская буржуазно-демократическая революция не устранила тяжёлого положения народных масс, а продолжавшаяся война и усилившаяся разруха в стране делали его ещё более ощутимым. В течение лета 1917 года в губернии ширилось крестьянское движение, переросшее в сентябре в восстание. Наибольшей силы оно достигло в Козловском уезде. 1 октября 1917 года в Козлове было создано губернское бюро большевиков. Во главе революционных сил в губернии стояли эсеры, которые на первом этапе занимали руководящие позиции в губернском и уездном управлениях. Однако 14 октября 1917 года в Козловском уезде по настоянию большевиков ставится вопрос о переходе власти - "Вся власть Советам". 27 октября в Козлове был создан большевистск
...ЕщёПо характеру экономики Тамбовщина была преимущественно аграрной . Положение крестьян и рабочих было тяжёлым. Массы крестьян страдали от малоземелья, помещичьей и кулацкой кабалы. Более половины земли принадлежало помещикам, кулакам, государству и другим собственникам.
Февральская буржуазно-демократическая революция не устранила тяжёлого положения народных масс, а продолжавшаяся война и усилившаяся разруха в стране делали его ещё более ощутимым. В течение лета 1917 года в губернии ширилось крестьянское движение, переросшее в сентябре в восстание. Наибольшей силы оно достигло в Козловском уезде. 1 октября 1917 года в Козлове было создано губернское бюро большевиков. Во главе революционных сил в губернии стояли эсеры, которые на первом этапе занимали руководящие позиции в губернском и уездном управлениях. Однако 14 октября 1917 года в Козловском уезде по настоянию большевиков ставится вопрос о переходе власти - "Вся власть Советам". 27 октября в Козлове был создан большевистский ревком. 31 января 1918 года Тамбовский Совет постановил взять власть в свои руки. 16-19 февраля (1-4 марта) 1918 года в Тамбове состоялся 1-й учредительный губернский съезд Советов. Развернулась организация Советов и в деревне.
Октябрьская социалистическая революция стала важнейшим событием в истории Тамбовского края, переломным рубежом в его социально-экономическом, политическом и культурном развитии.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 101
Выходец из орды ногайских татар - воевода Чурик свирепствовал когда-то со своим отрядом в этих необитаемых глухих местах. Войско его имело пристань на высоком восточном берегу реки Лесной Воронеж. Река тогда была многоводной, поней проходили челны, вдоль берегов тянулся смешанный лес, в котором преимущество имела ольха. Лес назывался по имени Чурика "Чурюковским", а в последствии это название перешло и к населённому пункту.
По данным Центрального архива древних актов (Москва, Б.Пироговская ул.,17) от 25 августа 1965 г., деревня Чурюково основана 28 сентября 1648 года служилыми людьми козловскими, детьми боярскими на землях, полученных от царского правительства в поместье за свою службу вместо денежного жалования (межевая книга поместных земель 1648 г, фонд 1209, книга 199, листы 400-402. Очевидно, что к этому времени татарские отряды и другие набеглые люди, проживавшие в данной местности, выбыли, а пределы её взяты под контроль власти Русского государства, с п...ЕщёВыходец из орды ногайских татар - воевода Чурик свирепствовал когда-то со своим отрядом в этих необитаемых глухих местах. Войско его имело пристань на высоком восточном берегу реки Лесной Воронеж. Река тогда была многоводной, поней проходили челны, вдоль берегов тянулся смешанный лес, в котором преимущество имела ольха. Лес назывался по имени Чурика "Чурюковским", а в последствии это название перешло и к населённому пункту.
По данным Центрального архива древних актов (Москва, Б.Пироговская ул.,17) от 25 августа 1965 г., деревня Чурюково основана 28 сентября 1648 года служилыми людьми козловскими, детьми боярскими на землях, полученных от царского правительства в поместье за свою службу вместо денежного жалования (межевая книга поместных земель 1648 г, фонд 1209, книга 199, листы 400-402. Очевидно, что к этому времени татарские отряды и другие набеглые люди, проживавшие в данной местности, выбыли, а пределы её взяты под контроль власти Русского государства, с подчинением Турмаскому стану Козловского уезда Тамбовской губернии.В подлиннике сказано: "По государеву указу на пустоши дкого поля по реке Лесной Воронеж ногайской стороны под Чурюковским лесом отмерено под церковь место, да попу, пономарю и просмфорнице усадьбы длиной 60 сажень, шириной 40 сажень, что составляет десятину на одно лицо. Да в той же пустыни отмерили козловским детям боярским Ивану Курембину с товарищами усадьбы длиной 70 шириной 20 сажень и дикого поля на на 40 человек." Так возникло село Чурюково, которому 28 сентября 2008 г. исполнилось 360 лет. Через четыре года (в 1652 году) в деревне Чурюково было 25 дворов, а людей в них было 143 человека. Пашни, пахотные добрые земли 47 четвертей, да дикого поля на пашню 1033 четверти, сена лугов 2160 копен.
С годами всё дальше на восток от реки Лесной Воронеж распазивалась извечная целина - "дикое поле". Мелкие селения становились крупными сёлами. Увеличивается население. В сводной ведомости документов ревизской сказки 1762-1767 г.г. по Козловскому уезду село Чурюко...ЕщёВ подлиннике сказано: "По государеву указу на пустоши дкого поля по реке Лесной Воронеж ногайской стороны под Чурюковским лесом отмерено под церковь место, да попу, пономарю и просмфорнице усадьбы длиной 60 сажень, шириной 40 сажень, что составляет десятину на одно лицо. Да в той же пустыни отмерили козловским детям боярским Ивану Курембину с товарищами усадьбы длиной 70 шириной 20 сажень и дикого поля на на 40 человек." Так возникло село Чурюково, которому 28 сентября 2008 г. исполнилось 360 лет. Через четыре года (в 1652 году) в деревне Чурюково было 25 дворов, а людей в них было 143 человека. Пашни, пахотные добрые земли 47 четвертей, да дикого поля на пашню 1033 четверти, сена лугов 2160 копен.
С годами всё дальше на восток от реки Лесной Воронеж распазивалась извечная целина - "дикое поле". Мелкие селения становились крупными сёлами. Увеличивается население. В сводной ведомости документов ревизской сказки 1762-1767 г.г. по Козловскому уезду село Чурюково заселено однодворцами - 1647 человек в 177 домах.Вторично упомянуто в документах ревизской сказки 1811 года, В этот год в Чурюкове было уже 249 домов с населением 1722 человека, в их числе Панкрат Панов, Максим Чернов, Мартын Дёмин, Дмитрий Зверев, Дмитрий Севостьянов, Евсей Мухортов, Алексей Воропаев, Василий Дубровин и другие. В экономических примечаниях за этот же год говорится: "...крестьяне села Чурюково промышляют хлебопашеством, посредственно зажиточны. Женщины сверх полевых работ упражняются в домашних рукоделиях".
По спискам населённых мест Российской империи за 1862 год: "Тамбовская губерния в Козловском уезде, Чурюково село казённое при реке Лесной Воронеж имеет: 539 дворов, население 4799 человек, из них мужчин 2356, женщин 2443 человека, 2 церкви, мельница, торговые лавки, волостное правление."
Первая церковь в селе Чурюкове (ныне Большая Дорога) была построена из дерева (без единого гвоздя) примерно через 50 лет после основания поселения, т.е. в начале 18 века, с престолом Введения во храм Девы Марии Пресвятой Богородицы. До построения церкви Чурюково именовалось деревней, а после этого события получила статус села. Население в нём росло как за счёт рождаемости, так и за счёт прибегавших сюда, на просторные земли, крестьян из других губерний, спасавшихся от крепостной зависимости.
В последствии первая деревянная церковь в селе Чурюково стала мала в связи с возросшей численностью населения, и крестьяне в 1856-1860 годах на северном конце села построили вторую деревянную церковь и утвердили в ней престол в честь иконы Казанской Божией Матери (отсюда и получило своё название село Казанское).Весной 1863 года при сильном северном ветре с крайнего двора северного конца села Казанское от высыпанной на улицу не совсем потухшей золы возник пожар. Сильный ветер, идущий...ЕщёПервая церковь в селе Чурюкове (ныне Большая Дорога) была построена из дерева (без единого гвоздя) примерно через 50 лет после основания поселения, т.е. в начале 18 века, с престолом Введения во храм Девы Марии Пресвятой Богородицы. До построения церкви Чурюково именовалось деревней, а после этого события получила статус села. Население в нём росло как за счёт рождаемости, так и за счёт прибегавших сюда, на просторные земли, крестьян из других губерний, спасавшихся от крепостной зависимости.
В последствии первая деревянная церковь в селе Чурюково стала мала в связи с возросшей численностью населения, и крестьяне в 1856-1860 годах на северном конце села построили вторую деревянную церковь и утвердили в ней престол в честь иконы Казанской Божией Матери (отсюда и получило своё название село Казанское).Весной 1863 года при сильном северном ветре с крайнего двора северного конца села Казанское от высыпанной на улицу не совсем потухшей золы возник пожар. Сильный ветер, идущий вдоль села, гнал пламя буйного огня, уничтожая на своём пути дом за домом со всеми надворными постройками (крыши были преимущественно соломенными). Чурюково сгорело полностью.После этого опустошительного пожара в обществе возник вопрос о переселении одной трети жителей сёл Чурюкова и Казанского на западный берег реки Лесной Воронеж, где западнее до луговых низин и начала реки Вишнёвки на 30 квадратных вёрстах, составлявших 300 десятин, лежала ещё нераспаханная степь чурюковской земли - "дикое поле". На ней местами стоял высокий лес, местами росли кустарники, много было прозрачных небольших озёр и тростниковых зарослей, создающих приют для зверей и дикой птицы (были здесь и медведи). Смелое рысканье по степи зверей, дикий ночной вой волков наводили страх и робость на чурюковцев. Добровольцев для переселения на западный берег не было, но переселение было необходимо. Его провели по жребию. После жеребьёвки богатые крестьяне подкупали бедных, вынуждая переселяться, а сами оставались на месте. Так в 1863 году образовалось село Заворонежское.
В 1865 году крестьяне села Заворонежского купили, переправили и поставили деревянную церковь. В ...ЕщёПосле этого опустошительного пожара в обществе возник вопрос о переселении одной трети жителей сёл Чурюкова и Казанского на западный берег реки Лесной Воронеж, где западнее до луговых низин и начала реки Вишнёвки на 30 квадратных вёрстах, составлявших 300 десятин, лежала ещё нераспаханная степь чурюковской земли - "дикое поле". На ней местами стоял высокий лес, местами росли кустарники, много было прозрачных небольших озёр и тростниковых зарослей, создающих приют для зверей и дикой птицы (были здесь и медведи). Смелое рысканье по степи зверей, дикий ночной вой волков наводили страх и робость на чурюковцев. Добровольцев для переселения на западный берег не было, но переселение было необходимо. Его провели по жребию. После жеребьёвки богатые крестьяне подкупали бедных, вынуждая переселяться, а сами оставались на месте. Так в 1863 году образовалось село Заворонежское.
В 1865 году крестьяне села Заворонежского купили, переправили и поставили деревянную церковь. В том же году в ней открыли приход, престол наименовали как и в церкви Чурюкова - в честь Введения во храм Девы Марии Пресвятой Богородицы. Из сёл Чурюкова и Казанского на западный берег переселилось 180 дворов с населением 1545 человек, из них мужчин 767 человек, женщин 778 человек. В начале поселения крестьяне делали шалаши-сараи для укрытия от дождя, а уже после строили избы.Земли у крестьян Чурюкова было много. По земельному межеванию в 1778 году сказано, что у них имелось земли, лугов и лесов площадью 10 459 десятин, что приходилось на мужскую душу 8 десятин, так как в 1778 году в селе Чурюкове было мужчин 1272 человека.
На этой обширной площади, богатой чернозёмом, много ещё было тогда нераспаханной земли. Просторные степи, обширные луга позволяли крестьянам разводить крупно-рогатый скот, овец, коз, свиней, значительной была доля коневодства. Казалось, что в этот крестьяне должны жить хорошо, богато, однако они жили плохо. Скот, птица, хлеб были дешёвыми, побочного заработка у мужчин не было. Они могли только наняться к богатею-кулаку в батраки и получить от него за целый год работы 25 рублей, или у помещика скосить и связать десятину хлеба за три рубля, или пойти на подёнщину к помещику за 20-25 копеек за 17-часовой рабочий день.Своя земля обрабатывалась трудно. Пахали дуревянными сохами, рыхлили деревянными боронами. Хлеб жали серпами,...ЕщёЗемли у крестьян Чурюкова было много. По земельному межеванию в 1778 году сказано, что у них имелось земли, лугов и лесов площадью 10 459 десятин, что приходилось на мужскую душу 8 десятин, так как в 1778 году в селе Чурюкове было мужчин 1272 человека.
На этой обширной площади, богатой чернозёмом, много ещё было тогда нераспаханной земли. Просторные степи, обширные луга позволяли крестьянам разводить крупно-рогатый скот, овец, коз, свиней, значительной была доля коневодства. Казалось, что в этот крестьяне должны жить хорошо, богато, однако они жили плохо. Скот, птица, хлеб были дешёвыми, побочного заработка у мужчин не было. Они могли только наняться к богатею-кулаку в батраки и получить от него за целый год работы 25 рублей, или у помещика скосить и связать десятину хлеба за три рубля, или пойти на подёнщину к помещику за 20-25 копеек за 17-часовой рабочий день.Своя земля обрабатывалась трудно. Пахали дуревянными сохами, рыхлили деревянными боронами. Хлеб жали серпами, молотили дубовыми цепами. Зной, сильный буран, грозовой дождь, град нередко переносил крестьянин в поле, часто ночевал под телегой в степи вместе с женой и маленькими детьми, которых нельзя было оставлять дома. Так жили наши предки, изнурительным трудом добывая свой хлеб насущный.Коль, ты просто молодец, у меня нет слов!!!! Где и когда ты эти заниаешься?
Большие тяготы выпадали тогда на долю женщин. Они работали, не зная отдыха. Землёй не наделялись, их уделом, помимо остальных забот, являлись прялка и ткацкий станок, за которым они порой работали дни иночи. Таким изнурительным трудом они обували и одевали свои семьи. Из средств хозяйства женщине ничего не доставалось. Некоторые женщины, чтобы обуть, одеть детей (особенно подрастающих девочек - купить им материал на сарафан, запан, понёву) продавали скупщикам свои косы, за что получали от 3 до 10 рублей. Оставшись наголо стриженными, они стыдливо прятались от зорких глаз посторонних женщин.
Семьи тогда были большие, 15-20 человек, все они подчинялись главе семьи - деду, отцу и даже старшему брату. В большой тесноте жили люди. В зимнее время в избе кроме людей зимовал и молодой скот, от испарения в избах сырой затхлый воздух, по полу ползали мокрицы, по стенам и потолку бегали тараканы, безбоязненно пели сверчки, предсказывая сильный ветер или вьюгу. Печи были без труб - топили...ЕщёБольшие тяготы выпадали тогда на долю женщин. Они работали, не зная отдыха. Землёй не наделялись, их уделом, помимо остальных забот, являлись прялка и ткацкий станок, за которым они порой работали дни иночи. Таким изнурительным трудом они обували и одевали свои семьи. Из средств хозяйства женщине ничего не доставалось. Некоторые женщины, чтобы обуть, одеть детей (особенно подрастающих девочек - купить им материал на сарафан, запан, понёву) продавали скупщикам свои косы, за что получали от 3 до 10 рублей. Оставшись наголо стриженными, они стыдливо прятались от зорких глаз посторонних женщин.
Семьи тогда были большие, 15-20 человек, все они подчинялись главе семьи - деду, отцу и даже старшему брату. В большой тесноте жили люди. В зимнее время в избе кроме людей зимовал и молодой скот, от испарения в избах сырой затхлый воздух, по полу ползали мокрицы, по стенам и потолку бегали тараканы, безбоязненно пели сверчки, предсказывая сильный ветер или вьюгу. Печи были без труб - топили по-чёрному. Так жили наши предки в 16-18 веках...Спасибо Коля.Очень интересно.А когда кирпичное здание Церкви было построено
Земельные переделы в селе Чурюкове производились через 12 лет и только на мужскую часть населения. В 1874 году на душу приходилось более трёх десятин, а через 12 лет - три десятины, в 1898 году земли, лугов на мужскую душу уже приходилось менее трёх десятин. Этот раздел был последним. К началу 60-х годов 19 века прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Одной из важнейших реформ Александра II после отмены крепостного права (1861 год) стало создание органов местного самоуправления - земств. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. 1 января 1864 года императорским указом вводилось "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", которое предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного самоуправления - земств (в волостях земства не создавались).
Правом голоса пользовались только мужчины. Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительством путей сообщения, сооружением и содержанием школ, больниц, развитием местной торговли. Материальной основой деятельности земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, торговые заведения.
В селе Чурюкове в 1864 году была создана Чурюковская волость, которая входила в состав Козловского уезда.В архивных документах города Москвы село Чурюково числится одно. Количество дворов, численность населения, по государственным переписям, именуются: крестьяне села Чурюкова. Волостное правление было одно, земельные наделы - как на восток от села, так и на запад до речки Вишнёвка - были общими. Все крестьянские, денежные и другие повинности на селе выполнялись Чурюковским волостным правлением, а возникшие в 1860 году Казанское и в 1863 году Заво...ЕщёПравом голоса пользовались только мужчины. Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительством путей сообщения, сооружением и содержанием школ, больниц, развитием местной торговли. Материальной основой деятельности земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, торговые заведения.
В селе Чурюкове в 1864 году была создана Чурюковская волость, которая входила в состав Козловского уезда.В архивных документах города Москвы село Чурюково числится одно. Количество дворов, численность населения, по государственным переписям, именуются: крестьяне села Чурюкова. Волостное правление было одно, земельные наделы - как на восток от села, так и на запад до речки Вишнёвка - были общими. Все крестьянские, денежные и другие повинности на селе выполнялись Чурюковским волостным правлением, а возникшие в 1860 году Казанское и в 1863 году Заворонежское управлялись старостами, избираемыми в сёлах на сходе. Старосты во всём подчинялись старшине волостного правления.В селе Чурюкове вместо первой деревянной церкви в 1871 году крестьяне завершили строительство новой - кирпичной церкви (не сохранилась), и с этого времени в ней началась служба. В это же время заканчивается строительство деревянного моста, соединившего сёла Чурюково и Заворонежское.Начинается строительство школ. В селе Чурюкове - это земская четырёхклассная с 1913 года, (с 1937 года - семилетка, с 1940 года, а по другим данным с 1944 года - средняя; в селе Казанском - четырёхклассная церковно-приходская; в селе Заворонежском - четырёхклассная церковно-приходская, которые были построены в 1912 году. Осенью 1913 года в них начались занятия, о чём свидетельствуют паспорта зданий школ.В новые школы охотно пошла детвора. За партами появилось много девочек, хотя из-за имеющейся в семьях нужды, многие девочки не заканчивали 4-х классов. Они помогали в семье вертеть хлопья для дерюг, прясть нитки для портяных онуч, а по мере роста мастерства - тонкие нитки для тканья конопляных и льняных холстов.Начало XX века как бы разделило Чурюково на три части. Вот что сообщает Тамбовский областной архив на основании "Историко-Статистического описания Тамбовской епархии" (г. Тамбов - 1911 г. стр. 225-226): "...село Чурюково делится на три части, в каждой части церковь, церковно-приходская школа, земская школа до четырёх классов. Первая часть Чурюкова - Большая Дорога: имело дворов 254, душ 2852, мужчин 1412, женщин 1440. Вторая часть Чурюкова - Казанское: имело дворов 273, душ 2829, мужчин 1442, женщин 1387; третья часть Чурюкова - Заворонежское: имело дворов 302, душ 2685, мужчин 1367, женщин 1318.
А во всех трёх сёлах в 1911 году имелось дворов 829, всего населения 8366 человек, из них мужчин 4221 человек, женщин 4145 человек". По сведениям Госархива г. Санкт-Петербурга за 1902 год в селе Чурюкове значилось населения 7000 человек, следовательно, только за следующие 9 лет оно увеличилось на 1366 человек обоего пола. При этом количество мужчин стало больше количества женщин. Это ли не примета того, что дело шло к большой войне.
Население росло, а земли в крестьянской общине на живую душу становилось всё меньше и меньше. Собранного хлеба в хороший урожайный год семье уже не хватало прокормиться до новой жатвы. А в неурожайные годы весной многим семьям приходилось голодать. На почве недостатка хлеба, обуви, одежды и общей бедности во многих семьях, особенно больших, стали возникать семейные ссоры, участились разделы имущества. Выделившиеся члены семьи из того или другого хозяйства обращались в волостное правление , откуда старшина предписывал старосте нарезать им усадьбу в установленном размере: 80 сажень длины - 12 сажень ширины, что составляло 0,45 га нынешней меры. Дробление хозяйств и семей крестьян не дало улучшения их жизни, а наоборот, увеличило нужду. Выделившийся хозяин имел земельный пай на одну или две души, а в семье у него - от 7 до 10 едоков. Их надо прокормить. Такой крестьянин с площади наделённой земли и лугов получал недостаточно корма и не мог содержать в хозяйстве лошадь и корову. Если он
...ЕщёНаселение росло, а земли в крестьянской общине на живую душу становилось всё меньше и меньше. Собранного хлеба в хороший урожайный год семье уже не хватало прокормиться до новой жатвы. А в неурожайные годы весной многим семьям приходилось голодать. На почве недостатка хлеба, обуви, одежды и общей бедности во многих семьях, особенно больших, стали возникать семейные ссоры, участились разделы имущества. Выделившиеся члены семьи из того или другого хозяйства обращались в волостное правление , откуда старшина предписывал старосте нарезать им усадьбу в установленном размере: 80 сажень длины - 12 сажень ширины, что составляло 0,45 га нынешней меры. Дробление хозяйств и семей крестьян не дало улучшения их жизни, а наоборот, увеличило нужду. Выделившийся хозяин имел земельный пай на одну или две души, а в семье у него - от 7 до 10 едоков. Их надо прокормить. Такой крестьянин с площади наделённой земли и лугов получал недостаточно корма и не мог содержать в хозяйстве лошадь и корову. Если он имел лошадь, то семья голодала без молока, а если он имел корову и был безлошадным, то это было ещё хуже. В каждой семье, которая не арендовала чужой земли, были свободные руки. Люди в поисках работы уезжали в города, но и там не всем удавалось найти даже тяжёлую и малооплачиваемую работу. Они возвращались домой.
Весть о расстреле питерских рабочих в январе 1905 года ("кровавое воскресенье"
прокатилась по стране, вызвав гнев и возмущение во всех слоях населения. Долго копившееся недовольство вылилось в революцию. И хотя она началась стихийно, имела глубокие причины. Помещичье землевладение и безземелье крестьян, нещадная эксплуатация рабочих, политическое бесправие всех слоёв населения, отсутствие гражданских прав и свобод - вот список претензий, предъявляемых властям народом.Поднялось на борьбу и крестьянство. В феврале 1905 года во многих уездах Курской, Орловской, Тамбовской губерний крестьяне разгромили большое число помещичьих имений. Революционное движение в стране захватило армию и флот.9 июля 1906 года после роспуска I-й Государственой Думы (создана 27 апреля 1906 г.), которая не проработала и двух с половиной месяцев, было сформировано новое правительство. Председателем Совета Министров был назначен П.А. Столыпин. Первым актом нового правительства стал Указ...ЕщёВесть о расстреле питерских рабочих в январе 1905 года ("кровавое воскресенье"
прокатилась по стране, вызвав гнев и возмущение во всех слоях населения. Долго копившееся недовольство вылилось в революцию. И хотя она началась стихийно, имела глубокие причины. Помещичье землевладение и безземелье крестьян, нещадная эксплуатация рабочих, политическое бесправие всех слоёв населения, отсутствие гражданских прав и свобод - вот список претензий, предъявляемых властям народом.Поднялось на борьбу и крестьянство. В феврале 1905 года во многих уездах Курской, Орловской, Тамбовской губерний крестьяне разгромили большое число помещичьих имений. Революционное движение в стране захватило армию и флот.9 июля 1906 года после роспуска I-й Государственой Думы (создана 27 апреля 1906 г.), которая не проработала и двух с половиной месяцев, было сформировано новое правительство. Председателем Совета Министров был назначен П.А. Столыпин. Первым актом нового правительства стал Указ от 9 ноября 1906 года, стержневой идеей которого было разрушение крестьянской общины путём разрешения свободного выхода из неё любого домохозяина.Смысл аграрной реформы состоял в том, чтобы заполнить существовавший в России социальный вакуум - создать широкий слой мелких буржуазных собственников.Но всё же основной целью указа было стремление отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель.Осуществление столыпинской аграрной реформы в Тамбовской губернии началось после Указа от 9 ноября 1906 г. и было приостановлено в 1916 году. За это время в Тамбовской губернии стали собственниками сельхозугодий 23 % домохозяев (от общей численности владельцев сельхозугодий в общине к началу реформы); в уздах - Кирсановском - 29,9%, Моршанском - 23,6%, Козловском - 29,6%. Закрепляли земли в собственность кулаки и бедняки. Последние обычно затем продавали свои наделы, первые - скупали .
Тамбовская губерния занимала одно из первых мест в стране по размаху переселенческого движения. С 1906 по 1914 год из губернии переселилось 106972 человека (около 3% населения губернии). Но четверть их (25 806 человек) вернулась назад, не устроившись на новых местах Урала и Сибири.Дед мой, Черных Василий Васильевич перессказывал мне такую историю, рассказанную кем-то из вернувшихся переселенцев. Когда вышли в поле для закрепления наделов, всех интересовало сколько им выделят земли. И вот ...ЕщёОсуществление столыпинской аграрной реформы в Тамбовской губернии началось после Указа от 9 ноября 1906 г. и было приостановлено в 1916 году. За это время в Тамбовской губернии стали собственниками сельхозугодий 23 % домохозяев (от общей численности владельцев сельхозугодий в общине к началу реформы); в уздах - Кирсановском - 29,9%, Моршанском - 23,6%, Козловском - 29,6%. Закрепляли земли в собственность кулаки и бедняки. Последние обычно затем продавали свои наделы, первые - скупали .
Тамбовская губерния занимала одно из первых мест в стране по размаху переселенческого движения. С 1906 по 1914 год из губернии переселилось 106972 человека (около 3% населения губернии). Но четверть их (25 806 человек) вернулась назад, не устроившись на новых местах Урала и Сибири.Дед мой, Черных Василий Васильевич перессказывал мне такую историю, рассказанную кем-то из вернувшихся переселенцев. Когда вышли в поле для закрепления наделов, всех интересовало сколько им выделят земли. И вот самому любопытному замерщик, видимо в шутку, сказал: - Да сколько обежишь, всё твоё и будет .- И он побежал приняв это всерьёз и пытаясь обежать побольше, пока ему не объяснили, что земли хватит на всех в достаточном количестве, обвинив при этом в жадности. Это к тому, что значила тогда земля не только для наших земляков, для всех крестьян аграрной России.Столыпинская реформа подтолкнула многих чурюковских крестьян уехать из родного села в Сибирь. Только за период с 1909 по 1911 год из Чурюкова и Заворонежского переселились в Сибирь более 100 семей (из записок Ермакова Кузьмы Трофимовича, который имел переписку с бывшими соседями). Так в нынешнем Красноярском крае в 70 километрах от города Канска, в Дзержинском районе на территории Вознесенского сельсовета образовалась деревня Чурюково, в ней было 160 дворов (преимущественно выходцев из одноимённого села и Заворонежского). В довоенное время вся деревня состояла в колхозе, жили, как говорилось в письмах, хорошо.
Таким образом, на основании указа П.А.Столыпина на селе появились новые крупные землевладельцы, имеющие от 200 до 500 десятин вечной земли и леса. Они имели множество скота, птицы. Всё это обрабатывалось чужим и дешёвым трудом. Вот на этих новых "господах" крепилась царская власть. Из них царская охранка сколачивала политические организации правого толка (защи...ЕщёСтолыпинская реформа подтолкнула многих чурюковских крестьян уехать из родного села в Сибирь. Только за период с 1909 по 1911 год из Чурюкова и Заворонежского переселились в Сибирь более 100 семей (из записок Ермакова Кузьмы Трофимовича, который имел переписку с бывшими соседями). Так в нынешнем Красноярском крае в 70 километрах от города Канска, в Дзержинском районе на территории Вознесенского сельсовета образовалась деревня Чурюково, в ней было 160 дворов (преимущественно выходцев из одноимённого села и Заворонежского). В довоенное время вся деревня состояла в колхозе, жили, как говорилось в письмах, хорошо.
Таким образом, на основании указа П.А.Столыпина на селе появились новые крупные землевладельцы, имеющие от 200 до 500 десятин вечной земли и леса. Они имели множество скота, птицы. Всё это обрабатывалось чужим и дешёвым трудом. Вот на этих новых "господах" крепилась царская власть. Из них царская охранка сколачивала политические организации правого толка (защищали царя от революционного посягательства и провозглашали лозунги "Россия для русских!", "За веру, царя и Отечество!", "Православие. Самодержавие и народность!", "Долой революцию!..". Такой организацией в селе Чурюково был Русский народный союз имени Михаила Архангела.В 1905-1907 г.г. при Чурюковском волостном правлении в группе союза Михаила Архангела, возглавляемой бывшим волостным писарем П.Н.Харитоновым, состояло 36 человек: бывший старшина И.М.Кашлев, имевший 500 десятин вечной земли, Г.И.Неретин, имевший 400 десятин вечной земли и лавку, М.К.Кашлев - 300 десятин земли, поп Румянцев - 300 десятин и другие, которые через монашек, шинкарок пьяниц выявляли революционно настроенных крестьян. Списки на них передавали становому приставу в село Староюрьево.
Одновременно с группой Михаила Архангела в селе Заворонежском зарождается партия социалистов-революционеров (ПСР). В разделах программы ПСР, посвящённых политическим и социальным требованиям, было много общего с программой социал-демократов. Центральное место в программе ПСР занимал аграрный вопрос. Правом распоряжаться землёй наделялись крестьянские общины, которые должны были разделить землю между всеми, "кто её обрабатывает..." (по количеству рабочих рук в семье или едоков). В...ЕщёВ 1905-1907 г.г. при Чурюковском волостном правлении в группе союза Михаила Архангела, возглавляемой бывшим волостным писарем П.Н.Харитоновым, состояло 36 человек: бывший старшина И.М.Кашлев, имевший 500 десятин вечной земли, Г.И.Неретин, имевший 400 десятин вечной земли и лавку, М.К.Кашлев - 300 десятин земли, поп Румянцев - 300 десятин и другие, которые через монашек, шинкарок пьяниц выявляли революционно настроенных крестьян. Списки на них передавали становому приставу в село Староюрьево.
Одновременно с группой Михаила Архангела в селе Заворонежском зарождается партия социалистов-революционеров (ПСР). В разделах программы ПСР, посвящённых политическим и социальным требованиям, было много общего с программой социал-демократов. Центральное место в программе ПСР занимал аграрный вопрос. Правом распоряжаться землёй наделялись крестьянские общины, которые должны были разделить землю между всеми, "кто её обрабатывает..." (по количеству рабочих рук в семье или едоков). Вней состояло около двух десятков человек: Ф.Е.Орлов, М.К.Нечаев, Ф.Г.Тарабрин, братья И.Ф.Ермаков и П.Ф.Ермаков, Г.Д.Емельянов и другие. Доставая листовки, брошюры из Козловского уезда, через пастухов Н.М.Нечаева и П.Д.Неретина распространяли их среди крестьян в деревнях Развалы, Варваринка и других, где они по найму стерегли скот. За свою деятельность Емельянов и Тарабрин были арестованы и переданы под суд (из записк Ермакова К.Т.).Февральская буржуазно-демократическая революция не устранила тяжёлого положения народных масс, а продолжавшаяся война и усилившаяся разруха в стране делали его ещё более ощутимым. В течение лета 1917 года в губернии ширилось крестьянское движение, переросшее в сентябре в восстание. Наибольшей силы оно достигло в Козловском уезде. 1 октября 1917 года в Козлове было создано губернское бюро большевиков. Во главе революционных сил в губернии стояли эсеры, которые на первом этапе занимали руководящие позиции в губернском и уездном управлениях. Однако 14 октября 1917 года в Козловском уезде по настоянию большевиков ставится вопрос о переходе власти - "Вся власть Советам". 27 октября в Козлове был создан большевистск
...ЕщёПо характеру экономики Тамбовщина была преимущественно аграрной . Положение крестьян и рабочих было тяжёлым. Массы крестьян страдали от малоземелья, помещичьей и кулацкой кабалы. Более половины земли принадлежало помещикам, кулакам, государству и другим собственникам.Февральская буржуазно-демократическая революция не устранила тяжёлого положения народных масс, а продолжавшаяся война и усилившаяся разруха в стране делали его ещё более ощутимым. В течение лета 1917 года в губернии ширилось крестьянское движение, переросшее в сентябре в восстание. Наибольшей силы оно достигло в Козловском уезде. 1 октября 1917 года в Козлове было создано губернское бюро большевиков. Во главе революционных сил в губернии стояли эсеры, которые на первом этапе занимали руководящие позиции в губернском и уездном управлениях. Однако 14 октября 1917 года в Козловском уезде по настоянию большевиков ставится вопрос о переходе власти - "Вся власть Советам". 27 октября в Козлове был создан большевистский ревком. 31 января 1918 года Тамбовский Совет постановил взять власть в свои руки. 16-19 февраля (1-4 марта) 1918 года в Тамбове состоялся 1-й учредительный губернский съезд Советов. Развернулась организация Советов и в деревне.
Октябрьская социалистическая революция стала важнейшим событием в истории Тамбовского края, переломным рубежом в его социально-экономическом, политическом и культурном развитии.