Велика и крайне трудна задача проповеди Евангелия Христова, ибо надо проповедовать не только словом, но и всей жизнью своей, всем существом своим, всеми делами своими, исполнением всех заповедей Божиих, даже малейших.
Кто дал Апостолам Петру и Павлу имя первоверховных, кто возвеличил их этим именем над всеми другими апостолами? Не Церковь ли Христова, имеющая власть причислять праведников к лику святых, давать им названия великих преподобных и святителей, великомучеников и даже вселенских великих учителей и святителей?
Нет, не от Церкви Святой, а от Самого Иисуса Христа получили они имя первоверховных и возвышены над всеми другими апостолами.
Вспоминая святых первоверховных апостолов Петра и Павла, мы вспоминаем их жизнь, исполненную скорбей, страданий, об избиениях палками, и о побитии камнями, и о заточении в тюрьмах, и о кораблекрушениях, и о гонениях от язычников, гонениях от иудеев, гонениях от лжебратьев.
Жизнь апостолов была исполнена многих скорбей — не потому, что они были плохими людьми, и даже не потому что они могли казаться недобропорядочными членами общества. Павел был римским гражданином и всякий раз подчеркивал как свою принадлежность к иудейскому народу, так и свою принадлежность к римскому обществу, заявляя в необходимых случаях о том, что он является гражданином Рима. И тем не менее, несмотря на добропорядочность этих людей, они были гонимы, и оба, Петр и Павел, закончили жизнь свою мученически.
Апостолы столкнулись с этим неприятием христианского идеала жизни, системы нравственных ценностей, и римская языческая цивилизация пыталась исторгнуть из себя это апостольское слово. Там, где не могли этого сделать словом, действовали гонениями — прямыми, жестокими, убивая христиан, убивая последователей апостолов.
Апостолы шли до самых пределов земли, насколько хватало их физических и духовных сил, сталкивались с трудностями, гонениями, проповедовали Слово Божие, но, конечно, за свою короткую человеческую жизнь они не могли обратить ко Христу множество народов. И это сделали их преемники — епископы, вместе со всей Церковью, с общиной верующих, которая была собрана в лице апостолов вокруг Христа Спасителя, но которая после Его Вознесения на Небо осталась в этом физическом мире и умножалась, действительно, до края земли.
Сила апостольского свидетельства дошла до наших дней, и в этом смысле мы все их преемники. А если так, то мы должны воспринимать не только то, чему научаемся через их послания, через их житие, но и воспринимать само их апостольское служение. Церковь именуется апостольской именно потому, что продолжает апостольское служение, продолжает свидетельствовать миру. Было бы большой ошибкой считать, что это свидетельство — дело лишь архиереев, священников. Вся Церковь свидетельствует миру — быть может, в первую очередь через апостольские труды мирян. И сегодня это служение очень значимо.
Наш долг — не только самим молиться в храме, исповедовать веру, но и трудиться для того, чтобы вера Христова, как и во времена апостолов, через свидетельство членов Церкви укреплялась в народе нашем. Пусть Господь хранит Русскую Православную Церковь, ее епископат, духовенство и верующий народ, продолжающих совершать апостольское служение в нынешних условиях с упованием на то, что Господь приклонит милость Свою к народу нашему и укрепит Церковь нашу.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев