Живая память о предках". Согласно чулымскому календарю сейчас идём месяц сухой (худой) рыбы "Аркпаргай", рыба начинает жиреть. Вторая часть названия "Живая память о предках" идеология праздника окунуться в начало 20века, рассказать о жизни, быте, промыслах чулымцев, показать маленькую часть истории, сохранившуюся благодаря учёным.
На территории библиотеки трудами работниц библиотечной системы постарались воссоздать чулымскую атмосферу: временное жильё чулымцев - чумы, кормили всех желающих вкусной ухой, рыбой вяленой, копчёной, была интересная развлекательная площадка для детей с информационными брошюрами о быте, традициях чулымского народа и многое другое.
Но самые главные на любом фестивале - это люди: сами чулымцы и чулымки, которые очень хотят сохранить свою культуру, своё национальное самосознание, это гости, которые пришли больше узнать о коренном народе этих мест. Как и планировалось, "Ничего о нас без нас!" о себе, о своей чулымской культуре, традициях мы должны говорить сами.
- Мы потомки тех предков, которые освоили эти земли из покон веков;
- Мы потомки тех чулымцев, которые ещё 110 лет назад жили в своих родовых селениях, жили достойно, самодостаточно, они не нуждались ни в каких пособиях от государства, так как сами себя обеспечивали полностью;
- Мы потомки тех 252 чулымских домохозяйств Тутало-Чулымской волости (Тегульдетский район), которые вели традиционный образ жизни и практически всё добытое шло на продажу Томских рынков;
- Мы потомки тех, которые держали как минимум по 16-18 голов скота на одно домохозяйство;
- Мы потомки тех чулымцев, которые имели свою разработанную и действенную систему природоохранных мер, направленную на сохранение и разумную регуляцию растительных и животных ресурсов;
- Мы потомки тех чулымцев, при описании которых упоминали "а владеют они старинными отцовскими местами с давних и луговыми, и всякими угоди рыбными ловли"
- Мы потомки тех чулымцев, которые были независимы и автономны в своем жизненном выборе, располагая главным условием его реализации - землей и ее ресурсами;
- Мы потомки тех чулымцев, которые ещё 110 лет назад вели традиционные нормы управления: установленное административное деление опиралось на существовавшие родовые и территориальные группы; сохранялась практика административного и судебного управления.
Перечислены ещё далеко ни все достоинства чулымского народа, но этого достаточно, чтоб сложилось понимание, что мы, чулымцы, должны гордиться своими предками, своими корнями, своим происхождением, мы потомки сильных, трудолюбивых, достойных людей!
Мы многое не знаем об истории своего народа. Пестын кижилер (Наши люди) не были отсталыми, плохо развитыми и тому подобное (стереотип который существует). Хозяйство чулымцев в 1912-1913 гг. - это гибкая, хорошо адаптированная к местным природным условиям (тайга, река и богатейшая пойма) комплексная система, экологически безупречная.
Первый чулымский фестиваль прошёл в рамках завершающего мероприятия проекта, который вела Тегульдетская библиотека "Proчулымцев", руководитель проекта Лидия Селининова и Евгения Гавриленко. В рамках проекта участники изучали чулымский язык, сочинили сказку "Перемча", сочинили песню "Мен июс кызы" (Я чулымка), ставили постановки сказок, рассказов и многое другое. Спасибо большое за вашу большую, трудоёмкую работу!
Активистки Чулымской общественной организации "Коренной малочисленный народ Севера "Июс Кижилери" (Люди Чулыма)" танцевали под знаковую музыку "Кипи кровь предков", поставили инсценировку "Как на Чулыме замуж выходили" и др.. Благодарю активисток за желание говорить о себе, о своих предках, о своей истории!
На фестиваль были приглашены дорогие гости из Томской региональной общественной организации "Союз коренных малочисленных народов Севера Томской области" - президент организации Коробейникова Ирина Анатольевна, Пычкин Антон Анатольевич, Тузакова Вера Петровна - лауреат, дипломант международных конкурсов, представительница Колпашевской районной общественной организации "АКМНС "Колта-Куп" ТО - активистка, учительница селькупского языка Иженбина Наталья Платоновна и конечно же наша глубокоуважаемая, дорогая соседка- чулымка из Пасечного, представительница Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа Севера чулымцы "Чулым". Низкий вам поклон за то, что приехали, поддержали нас, выступили с обрядами, интересными рассказами, прекрасными исполнениями красивых песен!
Было красиво, весело, интересно, вкусно...
Кулисы закрыты, тёплые, яркие воспоминания остались, надежда теплится, что это повторится в нашей жизни...
Всем счастья и удачи!
#Июскижилери #Пестынкижилери #Тадарлар #чулымскиелюди #нашилюди
#ЧУЛЫМЦЫ #кореннойнарод #Тегульдетскийрайон #КМНС #СоюзКМНСТО
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4