ВОЗВЫШЕНИЕ НАД ТРЕМЯ ГУНАМИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ
Как же можно преодолеть влияние гун материальной природы?
Ответ на этот вопрос дается в Шримад-Бхагаватам 11.13.1:
«Три гуны, а именно благость, страсть и невежество, связаны с материальным разумом, а не с духовной душой. Развивая в себе качества, присущие материальной благости (саттва-гуне) можно преодолеть влияние гун страсти и невежества, а, развивая в себе качества, присущие трансцендентной благости (вишуддха-саттве), можно избавиться даже от влияния материальной благости».
В этом стихе есть несколько важных моментов:
Чтобы выйти из под влияния гун необходимо очистить свой разум, приобретая трансцендентное знание.
Это основополагающий принцип. В стихе подчеркивается то, что «три гуны связаны с материальным разумом». Разум играет очень важную роль в жизни человека, ибо решимость действовать тем или иным образом приходит из него. Он является вместилищем веры человека, а в зависимости от сформированной веры или мировоззрения, он будет жить, и действовать под влиянием соответствующего сочетания гун и достигать соответствующего результата в жизни.
Вера человека может меняться, – это зависит от того, с кем он общается. Как говорится в известной пословице: «с кем поведешься, от того и наберешься». Чтобы обрести истинную веру,
Веды рекомендуют нам общаться со святыми людьми, обладающими ей (ШБ 3.25.24)
. Такое общение пробуждает решимость двигаться по пути к освобождению от гун и достичь высшего состояния бытия, неподвластного гунам материальной природы. Поэтому, общаясь со святыми и систематически обучаясь духовной науке, каждый получает реальную возможность изменить свою жизнь и ее результат.
Освобождение от гун происходит постепенно
Сначала необходимо развить в себе качества, присущие материальной гуне благости (саттва-гуне) и так преодолеть влияние гун страсти и невежества.
Чтобы обрести чистый разум, необходимо ограничить свое общение с низшими гунами (страстью и невежеством) и общаться только с гуной благости, ибо, находясь под влиянием низших гун, человек будет преследовать корыстные цели в своих поступках, что будет осквернять его сознание и приводить к деградации. Но в гуне благости человек счастлив и потому его поступки становятся бескорыстными. Такой человек быстро очищается и обретает способность правильно выбирать то, что благоприятно для его духовного здоровья. Чтобы понять, как развить в себе влияние гуны благости, обратимся к наставлениям Кришны в Бхагавад-гите и Шримад Бхагаватам:
Закон влияния гун описывается в Бхагавад-гите 14.10:
Как же можно преодолеть влияние гун материальной природы?
Ответ на этот вопрос дается в Шримад-Бхагаватам 11.13.1:
«Три гуны, а именно благость, страсть и невежество, связаны с материальным разумом, а не с духовной душой. Развивая в себе качества, присущие материальной благости (саттва-гуне) можно преодолеть влияние гун страсти и невежества, а, развивая в себе качества, присущие трансцендентной благости (вишуддха-саттве), можно избавиться даже от влияния материальной благости».
В этом стихе есть несколько важных моментов:
Чтобы выйти из под влияния гун необходимо очистить свой разум, приобретая трансцендентное знание.
Это основополагающий принцип. В стихе подчеркивается то, что «три гуны связаны с материальным разумом». Разум играет очень важную роль в жизни человека, ибо решимость действовать тем или иным образом приходит из него. Он является вместилищем веры человека, а в зависимости от сформированной веры или мировоззрения, он будет жить, и действовать под влиянием соответствующего сочетания гун и достигать соответствующего результата в жизни. Вера человека может меняться, – это зависит от того, с кем он общается. Как говорится в известной пословице: «с кем поведешься, от того и наберешься».
Чтобы обрести истинную веру, Веды рекомендуют нам общаться со святыми людьми, обладающими ей
(ШБ 3.25.24). Такое общение пробуждает решимость двигаться по пути к освобождению от гун и достичь высшего состояния бытия, неподвластного гунам материальной природы. Поэтому, общаясь со святыми и систематически обучаясь духовной науке, каждый получает реальную возможность изменить свою жизнь и ее результат.Освобождение от гун происходит постепенно.
Сначала необходимо развить в себе качества, присущие материальной гуне благости (саттва-гуне) и так преодолеть влияние гун страсти и невежества.Чтобы обрести чистый разум, необходимо ограничить свое общение с низшими гунами (страстью и невежеством) и общаться только с гуной благости, ибо, находясь под влиянием низших гун, человек будет преследовать корыстные цели в своих поступках, что будет осквернять его сознание и приводить к деградации. Но в гуне благости человек счастлив и потому его поступки становятся бескорыстными. Такой человек быстро очищается и обретает способность правильно выбирать то, что благоприятно для его духовного здоровья. Чтобы понять, как развить в себе влияние гуны благости, обратимся к наставлениям Кришны в Бхагавад-гите и Шримад Бхагаватам:Закон влияния гун описывается в Бхагавад-гите 14.10:
«Иногда, о сын Бхараты, в человеке начинает преобладать гуна благости, одолевая страсть и невежество. Иногда гуна страсти побеждает невежество и благость, а иногда берет верх гуна невежества. Так между гунами материальной природы идет непрерывная борьба за превосходство».
Таким образом, проявлениями гун можно управлять, так как с помощью одной гуны можно победить другие. Если человек сосредотачивает свое сознание на одной из гун, ее влияние сразу же увеличивается за счет уменьшения влияния двух других гун. Поэтому, если человек сосредоточится на гуне благости, она, увеличиваясь, вытеснит влияние гун невежества и страсти из его жизни.В Бхагавад-гите Кришна описывает различные сферы жизни человека.
В зависимости от того, в какой гуне протекают эти сферы жизни, человек будет попадать под влияние соответствующей гуны и достигать соответствующего ей результата. Ниже приводится таблица с описанием этих сфер жизни:
«Сферы жизни человека в различных гунах материальной природы»
Таким образом, проявлениями гун можно управлять, так как с помощью одной гуны можно победить другие. Если человек сосредотачивает свое сознание на одной из гун, ее влияние сразу же увеличивается за счет уменьшения влияния двух других гун. Поэтому, если человек сосредоточится на гуне благости, она, увеличиваясь, вытеснит влияние гун невежества и страсти из его жизни.
Чтобы избавиться от влияния даже материальной гуны благости, нужно развить в себе качества, присущие трансцендентной благости (вишуддха-саттве).
Для этого необходимо, живя в гуне благости, выполнять все свои обязанности как подношение Кришне. В противном случае, любые действия человека будут причиной его рабства в материальном мире. Кришна говорит об этом в Бхагавад-гите 3.9:
йаджнартхат кармано ‘нйатра
локо ’йам карма-бандханах
тад-артхам карма каунтейа
мукта-сангах самачара
“Любые обязанности следует выполнять как жертвоприношение Господу Вишну, иначе они приковывают человека к материальному миру. Поэтому, о сын Кунти, исполняй свой долг ради удовлетворения Вишну, и ты навсегда освободишся от материального рабства”.
Поскольку у человека есть два вида потребностей, – материальные и духовные, поэтому у него есть и два вида обязанностей:
Материальные обязанности – это действия, совершаемые для удовлетворения материальных потребностей 3-х видов:
- Физические
- Социальные или эмоциональные
- Интеллектуальные
2. Духовные обязанности – это действия, совершаемые для удовлетворения потребностей вечной души.
Итак, если человек все свои действия посвящает Кришне, он постепенно осознает свою духовную природу и обретает вкус к действию в настроении слуги Кришны, ибо такая деятельность очищает и приносит радость душе. Так человек избавляется от ложного эгоизма.
Как действует человек, находящийся под влиянием ложного эго?
Когда человек находится под влиянием ложного эго (ложное самоотождествление), он думает, что сам совершает все свои действия. Он не сознает, что его тело – это механизм, созданный материальной природой, которая действует под надзором Верховного Господа, и не понимает, что, в конечном счете, находится во власти Кришны.
Вот что об этом говорится в Бхагавад-гите 3.27:
пракритех крийаманани
гунайх кармани сарвашах
аханкара-вимудхатма
картахам ити манйате
«Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы».
Именно по наличию ложного эго можно судить об обусловленности человека гунами материальной природы. Ложное эго проявляется двояко – «Я» и «Мое». Если человек сосредоточен на самом себе или на том, что он считает своим, и мыслит этими категориями, он будет находиться во власти материальных гун.
Однако, если человек воспользуется процессом преданного служения, он сможет постепенно осознать свою истинную духовную природу и выйти из под власти материи. Такой преданный сознаёт себя слугой Господа, а Его своим возлюбленным Господином. В таком сознании он легко преодолевает влияние материальной энергии.
Кришна подтверждает это в Бхагавад-гите 7.14:
дайви хй эша гуна-майи
мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте
майам этам таранти те
«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из под ее власти».
Итак, тот человек, который сознательно живет в благости и, посвящая всю свою деятельность Кришне, постоянно думает о Нем, постепенно очищается от эгоистического сознания и поднимается над гунами материальной природы.
(подробнее по ссылке)
Урок 18. ВОЗВЫШЕНИЕ НАД ТРЕМЯ ГУНАМИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ
Комментарии 4