Но, по рассказам потомков, первые поселенцы, чаще гонимые голодом из российских губерний, появились здесь раньше, увидев изумительно живописное место: река Бадам вытекала из ущелья. Ее воды отливали серебром в лучах жаркого солнца. А недалеко чернели холмы, от которых летом по вечерам тянулась прохлада. Уйти от этих мест было невозможно. В версию о том, что на самом деле поселенцы появились здесь раньше, чем указывают некоторые источники, вписываются данные областного государственного архива, из которых следует, что Дорофеевка строилась рядом с обжитым местом — старой дорогой на Ташкент, где находилась почтовая станция.
Люди вселялись на новые земли, которые нарезались переселенцам по «Положению об управлении Туркестанским краем», принятому еще в 1866 году: 10 десятин земли на одного переселенца-рабочего и 100 рублей единовременного пособия каждому члену семьи. Старожил Первомаевки, учительница Любовь Ивановна Алексеева, которая интересуется историей села и предков-переселенцев, сообщила, что Дорофеевка получила название в честь землемера Дорофеева – честного и порядочного человека, соблюдавшего законы при нарезке десятин.
Но продолжалась поддержка переселенцев землей недолго. Учитывая массовость наплыва из российских губерний, в 1897 году был издан приказ о запрете переселения в Туркестан и отводе земель до особого распоряжения.
Архив хранит данные, что уже в 1893 году у поселенцев было в хозяйстве 168 волов, 66 коров, 41 лошадь и 70 овец, что говорит об их трудолюбии и предприимчивости. На полученные пособия приезжие строили дома из сырцового кирпича, крышу покрывали соломой, камышом, а богатые – листовым железом. Большой доход приносила торговля.
В Дорофеевке был самый крупный и богатый базар, который работал по четвергам.
Сюда везли на продажу товар со всего Чимкентского уезда: скот, изделия из шерсти и кожи, зерно, овощи, молоко.
По объемам продаж базар в Дорофеевке, названный Джан-Янгалыкский, превосходил базар в Сайраме, долго до этого державший первенство.
Как писала газета «Туркестанские ведомости», издававшаяся в Ташкенте, «богатые русские и казахские жители Дорофеевки держали от двух и более батраков».
В поселении были избраны староста и сотский, в обязанности которого входила общественная служба. Для этого надо было постоянно находиться в Дорофеевке. Но желающих занять этот пост не было, поскольку мужики уходили в сезон на заработки в другие села. Сход решил: сотским будут по очереди, и каждый обязан пройти через эту службу.
Переселенцы привезли с собой семена некоторых культур. Например, село Высокое высевало пшеницу «кубанку», которую продавали «на обселенных новоселами землях Чимкентского уезда – до трех тысяч пудов, за каждый им платили по рублю». Сеяли пшеницу и в Дорофеевке, которая давала неплохие урожаи зерна. Сейчас уже нет такого сорта, но из почти 23 тысяч гектаров посевной площади Первомаевского сельского округа зерновые занимают существенную долю, и урожай в этом году с богарных и поливных земель в среднем получен по 22 центнера с гектара.
Стала развиваться торговля семенами, в которую включились и переселенцы. Вот что сообщают архивы: «Сначала за рассадой из русских поселений ездили в Ташкент, но всходы были всего лишь 10-процентные, а в селах Дорофеевка, Чубаровка и Егорьевское в рассадниках, где были засеяны семена капусты, взошла сурепка». Это такое сорное растение с желтыми цветами из семейства капустных. Однако препятствие не остановило дорофеевцев.
Комментарии 16