
55-летний «Кильдин» подал сигнал бедствия у сирийского побережья в четверг, когда из его труб показались языки пламени и густой черный дым. Российский экипаж собрался на кормовой палубе, открыл спасательные шлюпки, но не стал просить о помощи, и после пяти часов борьбы с огнем «Кильдин» вновь запустил двигатели.

По данным западных спецслужб, судно находилось в восточном Средиземноморье для наблюдения за событиями в Сирии после падения Асада, когда российский флот начал вывозить военную технику из контролируемой им части порта Тартус.

Западные источники утверждали, что пожар на «Кильдине», после того как двумя месяцами ранее загорелся российский ракетный фрегат «Адмирал Горшков», показал, что российское морское присутствие в этом районе находится в плачевном и беспорядочном состоянии.

По их словам, в то время, когда «Кильдин» терпел бедствие, два других корабля ВМФ России — десантные корабли «Иван Грен» и «Александр Отраковский» — также находились в дрейфе, временно не контролируя навигацию.

Майкл Кофман, эксперт по российским вооруженным силам в Фонде Карнеги, сказал, что казусы с российскими военными судами не являются чем-то новым и не ограничиваются Средиземноморьем.

«Российский флот исторически испытывает трудности с техническим обслуживанием и боеготовностью. Пожары — не редкость. Операции, несомненно, наносят ущерб стареющему российскому флоту, который не располагает достаточными средствами обслуживания и поддержки», — говорит Кофман.

Эти проблемы могут значительно усугубиться, если новые правители Дамаска, «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), лишат Россию возможности использовать базу в Тартусе. Пока Москва удерживает позиции в пост-асадовской Сирии в Тартусе и на авиабазе Хмеймим, но долгосрочные намерения нового правительства неясны.

На прошлой неделе ХТШ аннулировала контракт с российской компанией, прекратив контроль над торговым портом Тартуса, который, как надеялась Москва, станет центром экспорта российской сельскохозяйственной продукции на Ближний Восток стоимостью 500 миллионов долларов. Это плохое предзнаменование для военно-морской базы, считает Сидхарт Каушал,научный сотрудник Королевского института объединенных служб (Rusi) в Лондоне.

Потеря Тартуса превратит хронические проблемы российского флота в кризис, утверждает он: «Российский флот после холодной войны не был рассчитан на длительную эксплуатацию. Они строили меньшие корабли и очень сильно напичкали их ракетами. Это полезно, если вы защищаете свои прибрежные воды, но [на больших расстояниях] чем меньше корабль, тем острее проблемы с его обслуживанием».

Он добавил: «Это всегда было проблемой для русских, но в свете потенциальной потери Тартуса она станет гораздо более значимой».

Москва ищет альтернативы в Средиземноморье, но все варианты проблематичны, говорится в опубликованной в этом месяце в Rusi статье.

Алжир — давний союзник России, но деятельность Москвы в Мали, где наемники из группы Вагнера поддерживают военную хунту, вбила клин между двумя странами.
В ходе гражданской войны в Судане Россия перешла к поддержке Вооруженных сил Судана, что, по мнению большинства наблюдателей, было направлено на обеспечение использования Порт-Судана на Красном море. Однако выход из него в Средиземное море зависит от использования Суэцкого канала, а переговоры с суданскими властями зашли в тупик.

Третьим вариантом может стать восточная Ливия, где два порта, Тобрук и Бенгази, находятся под властью поддерживаемого Россией генерала Халифы Хафтара, а в регионе уже насчитывается около 2000 российских наемников.

Российская база в Ливии — наиболее вероятная альтернатива Тартусу, говорится в исследовании Rusi, однако в нем отмечается, что это сделает ослабленный средиземноморский флот России заложником Хафтара и его будущих союзников, а значит, чревато политическими рисками для Москвы.
Источник :
https://t.me/kompr/
Комментарии 14