ФАБ-3000 - новые горизонты
Начали появляться первые сообщения, что в России работают над существенным увеличением дальности поражения авиабомб ФАБ-3000.
Судя по всему, в конечном счёте бомба может получить реактивный ускоритель, с помощью которого её дальность сравняется с ФАБ-500/1500 и дойдёт примерно до 70-75 километров против (примерно) 45-50 в данный момент.
Если это произойдёт в ближайшее время (а судя по всему, готовые технические решения для этого уже есть), то плотность применения этих авиабомб может вырасти кратно.
Применение этих авиабомб постепенно набирает темп. Пока их активно используют только в Харьковской области, но, судя по всему, применение на других участках фронта также не заставит себя ждать. Мы собрали наиболее частые вопросы относительно этого оружия и постарались ответить на них простым языком.
■ Вопрос: какая точность у ФАБ-3000?
Ответ: примерно такая же, как у всех бомб, оснащённых универсальным модулем планирования и коррекции. Сейчас точность чуть ниже из-за того, что сам по себе УМПК значительно больше и на его доведение до ума требуются время и с десяток прилётов по целям, чтобы набрать данные для изучения. С первыми бомбами ФАБ-250/500 было то же самое.
■ Вопрос: почему вместо ФАБ-3000 не использовать несколько бомб меньшего калибра?
Ответ: любое оружие разрабатывается под конкретные задачи. ФАБ-3000 не исключение. Её придумывали, чтобы наносить критический ущерб защищённым объектам противника за один раз. На примере последних видео с прилётами ФАБ-3000 можно убедиться, что разнести в пыль половину бетонного здания для этой бомбы не проблема. Всё (пока) упирается в точность.
■ Вопрос: какая угроза существует для носителя такой бомбы?
Ответ: степень угрозы чуть выше, чем для самолётов-носителей с авиабомбами меньшего калибра. Сбросы авиабомб вплоть до ФАБ-1500 проводятся с гораздо большего расстояния. ФАБ-3000 из-за габаритов и веса сбрасывается с (примерно) вдвое меньшей дальности.
■ Вопрос: есть ли смысл оснащать крыльями более мощные авиабомбы вроде ФАБ-5000-М54 и ФАБ-9000-М54?
Ответ: скорее нет, чем да. Несмотря на большее могущество, чем у ФАБ-5000, время применения этих бомб, на наш взгляд, ушло. В текущей боевой обстановке (да и в перспективе тоже) применение таких авиабомб требует использования специфических самолётов-носителей. Потеря одного или двух таких «бомбовозов» вроде Ту-22М3 куда более чувствительна, а набор целей, которые экипажи таких бортов будут поражать, вполне типичен для оперативно-тактической авиации.
■ Вопрос: что будет, если военные откажутся от ФАБ-3000?
Ответ: ничего. В арсенале ВКС РФ достаточно авиабомб, с помощью которых можно решать поставленные задачи. Ниша для ФАБ-3000 при этом видится в разрушении вполне определённых военных и промышленных объектов, применение по которым бомб меньшего калибра нецелесообразно. При этом не стоит забывать и про объёмно-детонирующие авиабомбы, в том числе «папу всех бомб» — ОДАБ-9000, которой тоже можно поставить крылья. Целесообразность такого решения определят военные, однако невозможной эта задача не является.
■ Вопрос: где ещё пригодятся ФАБ-3000?
Ответ: практически везде, где ВСУ занимают крупные промышленные предприятия. Особенность бомбы — её толстостенный корпус, который в некотором роде повышает её бетонобойные свойства при прямом попадании. Целей для ФАБ-3000 много как в Харькове, так и вокруг него, а также в крупных промзонах Украины, оборудованных под стоянки с боевой техникой. Такие объекты имеются в Николаеве, Одессе, правобережье Херсонской области, в Запорожье и много где ещё.
По материалам Александра Коца и Военной Хроники
Комментарии 2