Говорят, если в населенном пункте есть
церковь, значит, оно называется село, если нет церкви – деревня. У нас
церковь появилась, пожалуй, раньше, чем село получило своё название.
С образованием здесь миссионерского стана, сюда стали стягивать на жительство всех крещеных казахов, перешедших на
оседлый образ жизни и живших по другим селениям. Занимались этим русские священники, которые активно обращали в
православную веру инородческое население: алтайцев и казахов.
Старожилы рассказывают, что первую церковь
построили казахи. Чтобы быть недосягаемыми для своих бывших властей, они соглашались креститься у русских священников. Те в свою очередь и заставили их для этого построить церковь.
Село быстро росло, население увеличивалось. К 1886 году здесь уже поселились 70 человек русского населения,в то время, как алтайцев и казахов было около 500. Старики рассказывали, что в начале 20-го века вся территория от Притора до устья реки Каракол была застроена домами.
В 1882 году здесь было начато строительство нового храма Святой Троицы. Здание было деревянное, на каменном
фундаменте, с колокольней. Возведено оно было за три года. Организатором строительства был отставной чиновник Федор Голубев.
В июле 1886 года храм был освящен епископом Макарием
(Невским).
Простояв 22 года здание церкви оказалось малое и в 1907 году его перестроили на средства местных жителей.
Церковь стала красивее прежней. На ее реконструкции трудилось все население. Говорят, что раствор для фундамента замешивали на яйцах, которые приносили прихожане. Местные плотники приложили все свое умение и старание. Отделка помещения была выполнена
качественно и с большим вкусом. А строить тогда умели! Все деревянные детали были искусно выструганы и вырезаны. Здание снаружи было обшито тесом и так покрашено, что спустя почти 100 лет, краски не потускнели. Внутри стены были расписаны фресками, и под
сводами тоже были лики святых.
В заведении утвари церковной:
иконостаса, сосудов, книг и облачений участвовали многие лица: бийские и кузнецкие купцы, чиновники из Томска, Тобольска и Москвы. Чудом сохранилась деталь оградки иконостаса, которая удивляет качеством работы строителей. Видно, что мастерили с душой.
Храм посещали не только жители Черного-Ануя, но сюда приезжали, а зачастую и приходили пешком молиться жители всех окрестных деревень. К церкви примыкала колокольня: высоченное сооружение в виде сигары, высотой - выше главного купола.
Праздничный звон колоколов был хорошо слышен в Белом Ануе и в Топольном. Кресты, а их, говорят, было три, было хорошо видны от речки Жаксым, когда они блестели на солнце.
Советская власть объявила религию вне закона. После революции церковь закрыли. В 1937 году сняли колокола, убрали звонницу, и в пятидесятых годах с купола сорвали кресты. Далеко не все были этому рады. Старожилы и сейчас помнят
супостатов, которые это сделали. Иконы растащили, какую-то часть, ходят слухи, спрятал, закопав на крутом берегу Ануя. Церковь превратили в зернохранилище.
После войны здание переоборудовали под клуб. Все расписанные стены заштукатурили, купол изнутри обили фанерой, позже постелили потолок, сложили печь круглую контрамарку, с северной стороны сделали пристройку под фойе, с западной – кинобудку.
Огромную люстру, снятую из-под купола, повесили в фойе. Вместо иконостаса появился экран, а окна закрыли партийными плакатами. В таком неприглядном виде до 1990 года здание было клубом.
После того, как был построен сельский дом культуры, церковь была заброшена и бесхозна. Там собирались ребятишки, играли, лазили под куполом на потолке, на крыше вокруг купола играли в догонялки.
Бывали там и взрослые. И все удивлялись: до чего прочный строительный материал был использован когда-то строителями! Храм был построен из звонкого лиственничного леса. Помнится, в фойе
нового СДК сооружали сцену из досок, которые взяли из пола бывшей церкви. Обычная бензопила «Дружба» их не взяла.
Стали пилить электропилой. Крепость досок была такова, что из-под пилы сыпались искры, как будто пилили по металлу.
Приезжали какие-то церковнослужители, смотрели обветшавшее уже здание, сокрушались, что все пропадает, предлагали восстанавливать, но на какие средства?
И глухой зимней ночью 1994 года заполыхала наша красавица церковь.
Тушить никто и не пытался: слишком сухой был лес и уж больно жарко горела…
Всю ночь горела и еще два месяца из под пепелища шел дым: голубиного помета там были тонны. Обгоревшее кровельное
железо растащили на хозяйственные нужды, оно и после пожара было крепким.
В 1998 году черно-ануйцы широко праздновали 150-летие села. К юбилею на место стоявшей когда-то церкви перенесли памятник воинам освободителям. Место огородили, пытались разбить парк. Пробовали разрушить фундамент бывшей церкви, но современным бульдозерам
это оказалось не по силам, яичный раствор оказался крепче цемента.
И все-таки не стоять Черному Аную без церкви! Август 2004 года. В село понаехали священники – преподаватели и студенты Московского православного Свято-Тихоновского богословного института во главе с протоиереем Владимиром Воробьевым. В составе делегации был и представитель Алтайской духовной миссии священник из Барнаула отец Георгий.
Люди в рясах и молодые незнакомые люди ходили по селу, разговаривали с местными жителями, приглашали креститься.
Желающих было много. Человек 100, в основном дети и матери с младенцами толпой пошли за священниками на реку. На Ануе ниже моста по всем правилам был совершен обряд крещения. Всем надели крестики и выдали свидетельства о крещении.
На другой день рано утром на месте бывшей церкви состоялась литургия. Приезжие поставили походный храм (красивую
палатку), увесили его иконами и провели службу. Желающие исповедовались. Был проведен обряд причащения.
Священники призвали жителей создать общину и начать строительство нового храма, типа часовни.
Слово они свое сдержали. Часовня была построена. Правда, убранство внутри и снаружи не сравнишь с бывшим храмом. И батюшка бывает здесь не часто, и приход маловат.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10
Предоставлялся семье школьных учителей как служебное жилье, хороший дом. У нас была корова, утки, игдюки, куры, так все жили в то время. Хлеб мама сама пекла , в русской печи...