Обсуждаемые темы

Татьяна Черниговская
последний комментарий 11 февраля в 20:16
Чтoбы тебя не раздирало изнутpи, нужно выговoриться. - 961857747718
Чтoбы тебя не раздирало изнутpи, нужно выговoриться. - 961857747718
  • Класс!33
Татьяна Черниговская
последний комментарий 9 февраля в 19:04
В честь минувшего дня рождения Татьяны Черниговской - подборка выдережек из интервью профессора, которые раскрывают интересные факты и вдохновляют. - 962871386630
В честь минувшего дня рождения Татьяны Черниговской - подборка выдережек из интервью профессора, которые раскрывают интересные факты и вдохновляют. - 962871386630
  • Класс!16
Татьяна Черниговская
последний комментарий 6 января в 17:06

Татьяна Черниговская в Санкт-Петербурге, 18.05.2024

00:02 Разговор о популярности и образовании
• Татьяна Черниговская, известный ученый, обсуждает свою популярность и влияние на людей.
• Она объясняет, что ее популярность связана с ее работой и интересом к сложным темам, таким как образование и работа мозга.
08:05 Влияние образования на восприятие искусства
• Черниговская утверждает, что для понимания искусства необходимо иметь определенную подготовку и знания.
• Она приводит пример, что для человека, не знающего языка, на котором написана рукопись, она будет выглядеть как орнамент.
10:30 Музыкальное образование и его влияние на восприятие искусства
• Татьяна Черниговская говорит о своем опыте музыкального образования и о том, как это повлияло на ее восприятие музыки и искусства.
• Она утверждает, что даже если человек не занимается музыкой, он все равно может получить пользу от музыкального образования, так как это помогает ему лучше понимать искусство.
12:39 Образование и интеллект
• Татьяна Черниговская обсуждает свое образование и переход на английское отделение, где она столкнулась с необходимостью заниматься фонетикой и звукозаписью.
• Она подчеркивает, что образование важно для развития интеллекта, но также отмечает, что не все люди рождаются с одинаковым интеллектом.
20:39 Искусственный интеллект и его влияние на общество
• Черниговская обсуждает опасения, связанные с искусственным интеллектом, и подчеркивает, что пока он не может заменить человеческий интеллект во всех аспектах.
• Она также отмечает, что дети, которые выросли с гаджетами, лучше ориентируются в этом мире, чем их учителя, и что учителя должны учиться работать с этими детьми.
26:58 Обсуждение образования и культуры
• Татьяна Черниговская обсуждает важность образования и культуры для детей и взрослых.
• Она подчеркивает, что люди должны знать о разных аспектах жизни, включая музыку, живопись и книги.
30:11 Возрождение интереса к сложным темам
• Черниговская отмечает возрождение интереса к сложным темам, таким как музыка и мозг, и говорит о том, что это происходит на глазах у зрителей.
• Она также обсуждает, что люди сами хотят узнавать новое и сложное, а не просто слушать о пустяках.
34:09 Интеллектуальная привлекательность Петербурга
• Черниговская говорит о том, что Петербург имеет интеллектуальную привлекательность, и что люди здесь живут и растут, впитывая историю и культуру города.
• Она также отмечает, что в Петербурге люди гуляют, ходят на острова и набережные, и это создает особую атмосферу.
  • Класс!7
Татьяна Черниговская
последний комментарий 22 декабря 2024 в 06:03

ТАТЬЯНА ЧЕРНИГОВСКАЯ О ГЕНАХ И СПОСОБНОСТЯХ: «КТО ТАКИЕ НАШИ ДЕТИ?»

В нашем мире стало доминировать право сильного, право двора: у кого кулак побольше, тот и выиграл. Стоило развиваться великой человеческой цивилизации, создавшей немыслимые шедевры, чтобы в итоге дело кончилось тем, что «я хозяин, потому что я сейчас тебе дам в лоб! Это касается как отношений между людьми, так и отношений между странами. Должны быть правила. Юрий Михайлович Лотман писал: «Культура — это система запретов». От простых «не сморкайся за обедом» и «не толкайся локтями» до сложных этических принципов.
И эти этические принципы оказались разрушены. Кулак против культуры. Если ценность старого мира в том, что важнее тот, у кого губная помада дороже, тогда поделом ему и досталось. А на что нам ориентироваться? Философы, например, ссылались на золотой век.
Он вообще когда-нибудь был? Примет этого полно — многие из них у меня на полках стоят: великая литература, великая философия, великая музыка, великое кино, великая живопись. Все это и нужно изучать. Сергей Петрович Капица, с которым я имела счастье подолгу разговаривать, утверждал, что образование должно перейти от запоминания к пониманию — тогда и откроются новые смыслы. А сооснователь петербургской классической гимназии Лев Лурье объяснил, почему их школьникам преподают латынь и греческий, хотя ясно, что они не будут заниматься античной литературой или историей.
Детей учат мышлению и правилам, для того чтобы они подчинились закону. Что касается золотого века, то я бы так ответила: всегда было все. Одновременно существовало и хорошее, и плохое. Например, спартанцы: с одной стороны, общество победителей, с другой — они не подходящих по жестко заданным параметрам детей со скал бросали. У спартанцев и исследователей генома, кажется, есть много общего.
Ученые-генетики ставят перед нами сложные этические вопросы, на которые мы пока не знаем, как ответить. Или знаем? Мы подобное уже проходили. Была наука евгеника, изначальной идеей которой было улучшение генома, то есть избавление человечества от плохих генов. Но ее в итоге превратили в чудовищный эксперимент.
Смотрите, что происходит сейчас: вот написано у человека в геноме, что вероятна шизофрения, мы влезем, немного поковыряем — и не будет у него никакой шизофрении... Гордыня наша, которая, кстати, и привела нас к пандемии коронавируса, убеждена, что мы про этот геном знаем все. А это не так. Исправив один кусочек, мы такое можем натворить! Вы уверены, что влезая в микромир с кувалдой ничего там не напортите?
Сама нейронная сеть лучше, если она работает. Это так же, как мышцы. Если вы будете на диване лежать, то потом встать не сможете. С мозгом точно такая же история: если вы в молодости читали только этикетки от шампуня, не на что жаловаться в старости".
Об этом ученая сообщила в интервью РИА Новости. По мнению Черниговской, нейросети «кормят» языком и, получается, что язык может уже сам тащить эволюцию, выступая в качестве отдельного игрока. Такого рода процессы, сказала ученая, обычно идут десятки и сотни тысяч лет. Сейчас же чрезвычайно велика скорость, что вызывает опасение об утрате контроля за этими процессами.
Во всяком случае, если он, не дай Бог, есть, то он меня не устраивает, я ему не верю, этому ответу, что просто химия плеснула. Поэтому уныние или депрессия — это зависит от того, какие очки надел: надел медицинские очки — и тебе надо историю болезни заполнять, там будет называться «депрессия», а при описании этой депрессии может участвовать и слово «уныние». В любом случае я не соглашусь с тем, что это синонимы. Сейчас модная такая история — выгорание, профессиональное выгорание, и я не знаю, вы с этим сталкивались или нет, она довольно активно обсуждается и среди священников, особенно молодые священники… Нет, я не сталкивалась. Фото Владимира Ештокина …выгорание обсуждается, что такое выгорание священника. Я, честно говоря, может, даже сказал это с такой нескрываемой иронией, я всегда вспоминаю, я очень люблю перечитывать воспоминания Тимофеева-Ресовского, и у него там есть такая зарисовка про профессоров-невропатологов, которые автоматически делались богатыми, потому что за максимально возможный гонорар лечили от безделья богатых барынь, которые приходили и говорили, что у них там разные состояния и так далее. И, он говорит, лечили они, конечно, только богатых, потому что такие болезни только у богатых барынь и бывали. Ну да, ты иди, паши поле, и там будет не до уныния тебе. Да, вот мне кажется, что эта тема выгорания, она отчасти связана — ну работать надо и не будет никакого выгорания. Или все-таки зря я иронизирую, есть такая проблема? Я склонна иронизировать также, как вы, но за хвост себя все-таки схвачу, потому что все-таки болезни есть, понимаете, и совсем необязательно, то есть химия там есть, ты никуда не можешь деться, и человек, который работает и работает, и много пользы приносит и так далее, он может в депрессии оказаться, ну организм его такой, от тела же мы никуда не денемся. То есть это все-таки организм, а не то, что он там не видит результатов своего труда, или это все… Я думаю, что просто это не помещается в одно слово, что там есть и такое, и этакое. Мне сейчас в голову пришел вот какой пример: великий Бехтерев, тот Бехтерев, главный Бехтерев, он же, к нему толпы этих истеричек как раз, про кого вы говорите, эти дамы, и ему буквально чуть ли не на носилках принесли в буквальном смысле барышню, которая, как считали, парализована была, то есть она встать не могла и так далее. И когда ее внесли к нему в кабинет, а он же огромный такой был, с голосом мощным, он на нее стал орать: «А ну немедленно встать! У меня есть серьезные дела, я тут с этими истеричками! И таких примеров много, потому что это не то, она не притворялась, она сама себе не притворялась, это сложная материя такая, но такой вот удар, тем более ему доверяют, известно, что он великий врач, это же играет все сразу. А могла не встать? Мог он ошибиться? Могло не сработать? Теоретически мог, а практически, я думаю, не мог. То есть, грубо говоря, если бы это была другая, которая бы не встала, он бы по-другому подошел? Да, у него же много инструментов внутренних. Да, это не то что он на всех орал, кого приносили? Нет, конечно нет, это просто яркий пример. Ведь когда в многочисленных книгах медицинских это описано тысячу раз, когда слепнут, а на самом деле это не слепота, глохнут, а на самом деле это не глухота, то есть это не физический ущерб, а как бы закрывается: не вижу, потом что не хочу смотреть но это я очень грубо и бездарно сказала. Нет, совсем нет. Так что есть и то, и то, конечно. Вы рассказывали, на мой взгляд, потрясающий пример, когда в Барселонском театре во время пандемии исполняли концерт, а слушателями или, как сказали бы сейчас, слушателями были более двух тысяч комнатных растений. Я вспомнил, когда-то в нашем журнале «Фома» была статья замечательного лингвиста Марины Андреевны Журинской, она называлась «Самые меньшие братья». Она говорит, что в странах христианской культуры животных называют «меньшими братьями», и, продолжая аналогию, растения мы можем назвать самыми меньшими братьями. И вообще, Марина Андреевна очень любила цветы, у нее всегда было всего много и так далее. Довольно серьезная статья, где она говорит, что вот если посмотреть Библию и тему растений в Библии, то, во-первых, это лучшее украшение райского сада, и это неслучайно, и во-вторых, если посмотреть мировую литературу, то очень часто по отношению героя к растениям можно его распределить на шкале «плохой — хороший», это вот такой, она приводит пример с китайской классической прозой, ну и из других произведений. Вот поскольку мы в теме «Надежда», я вот этот ваш пример, для меня он был как некий пример некоей надежды, это чрезвычайно интересно, у меня даже нет здесь какого-то выраженного вопроса, я просто хотел с вами поделиться. У Метерлинка есть статья, от которой я, кстати, ожидала… это не статья, это микроэссе такое, которое называется «Разум цветов»… или «…растений», вот жизнь не отдам, либо это, либо это. И я ожидала большего, там больше поэзии, чем можно было бы в данном случае, это первое. Второе: что вы сказали, что человека по шкале определяет «хороший — плохой», тогда очередной жуткий вопрос: кого будем считать хорошим, а кого будем считать плохим? Хороший в каком смысле — добропорядочный гражданин, который… Фото Владимира Ештокина Бюргер. Но если не ерничать в эту сторону, куда я сейчас пошла, то да, и мы же знаем странные вещи, в английском языке есть даже выражение greenfingers — зеленые пальцы. Это есть люди такие, у меня свекровь такая была, например, она вот что, за какое растение ни возьмется — она не крестьянского совсем дама была образа жизни, наоборот, — вот у нее все росло, вот она просто какую-нибудь семечку возьмет, на балконе всунет в землю, на которой дождя не было, — и у нее все вырастает. Вот есть такие люди, у которых какие-то особые отношения. Если без мистики, я могу сказать, что растения реагируют на то, с кем они живут, эти растения. Вот у одних они засохнут, а у других расцветут. И причем даже если проверяешь, поливаешь одинаково, свет тот же самый, я даже эту игру проделывала: с одного окна на другое, но это моя же комната была, так что это была реакция не на человека, а на соседей-растений, и это же растение, все остальное было одинаково, оно прямо расцвело, и улыбалось, и было счастливо на соседнем окне с другими соседями. Я куда клоню: мы про них мало знаем, ну уж я-то точно, там сложнее дело обстоит, чем мы думаем. И я тут у одного физика прочла необыкновенную вещь на днях, которая мне никогда в голову не приходила: растения первые поняли — а после этого, это было забыто, — как получать энергию из солнечного света, как «есть» солнечный свет, они же питаются светом. Он говорит: нам бы вспомнить… потому что потом пошло что? Потом пошли животные, которые получают ту же самую энергию, но — съев растения, так ведь, уж я не говорю о том, что пошло дальше. И этот физик пишет: «Нам бы вспомнить, как это делается, и тогда атомные электростанции и все остальное из этой серии станут хламом». Интересная вещь. Интересно, очень интересно. Растения, которые знают больше, чем мы, вот так из этого следует. Очень интересно. То есть, возвращаясь к этому концерту, тоже не стоит это упрощать, рассматривать, как символ… А знаете, что с ними потом, с этими растениями, сделали? Их, вот они там наслушались музыки и их после этого раздали в приюты, в детские дома и так далее. То есть не простое и продолжение было, не то что куда-то они делись, они в правильные места приехали дальше. Татьяна Владимировна, хочу поговорить с вами про наших любимых студентов. Я тут как-то недавно в какой-то статье своей небольшой, там в заметке, поиздевался, хотя, может быть, не очень умно все это было, над фразой, которую наши коллеги иногда любят говорить: «Ой, да мы не знаем, кто кого больше учит, мы студентов или они нас». И я, может быть, слишком линейно воспринимая эту фразу, сказал, что это ерунда, если ты считаешь, что студенты тебя больше учат, то ты зря зарплату получаешь, и иди тогда, ошибся профессией и прочее. Тем не менее я понимаю, что там, условно говоря, вопросы студентов, которых в моей практике, к сожалению, мало, мне бы хотелось чтобы их было больше, — это всегда некая возможность, потому что даже если он тебе кажется сначала странным или глупым, это все-таки мысль, до которой ты сам, может быть, не доходил, и это позволяет тебе посмотреть на то, о чем ты 20—30 лет рассказываешь, как-то иначе. Собственно, у меня вопрос в этом смысле такой: а вот вы можете сказать, что вы чему-то учитесь действительно в общении со студентами? Да, да, несомненно. Мой ответ вам будет, может быть, из двух частей. Во-первых, интереснее, чем студенты, — школьники. Интереснее — в этом смысле, в этом смысле. Они еще… они не боятся, ну если, зависит, конечно, от того, где они воспитываются. Они не боятся показать, что они… что они двоечники, так сказать, что они мало знают, у них нет… Не боятся спрашивать? Они не боятся спрашивать, и это очень важно, потому что студент, он должен, то есть теоретически я могла ответить: иди и читай учебник. В общем, здесь какая-то разница есть. Второе: и поэтому у них незамутненный взгляд, они не обвешаны гирями общепринятых знаний, мало учились еще, и это в данном случае хорошо. Я, разумеется, согласна с тем, что вы сказали, но есть вторая сторона, и вот эта вторая сторона. Во-вторых, и это уже относится не только к детям, но и к студентам: ты, глядя на них, смотришь в будущее, планета будет населена этими людьми, так ведь? Но вот вы с надеждой смотрите на это будущее или со страхом? Нет, я со страхом, я с тревогой, я со страхом. Потому что мы не знаем, естественно, мы не можем знать, кто из них кто. Ну вот, скажем, я выступала в одной гимназии, там девочка маленькая встала, и я очень жалею, что не записала, надо было записать ее имя, возможно, это Нобелевский лауреат будущий, она сказала: «Вот все сейчас говорят, что скорость такая большая, что так меняется все быстро, а скажите, есть ли предел увеличения скорости? Ну как бы сколько можно ускоряться, ну хорошо: ездили на осле, потом машины, ракеты, ну и что, и куда мы несемся? Я даже ее дальше стала спрашивать: «Вы имеете в виду физическую скорость, механизмов, или всё? Вот мы все время говорим: это мы теперь делаем быстрее, вот книгу — если раньше по всем библиотекам ты ее ищешь и все равно не находишь, и она где-то есть, ты не знаешь где, теперь ты в Интернете пальцем тычешь, и через секунду она тебе вылезает. А зачем? Мы куда разогнались, мы что хотим успеть такое и почему мы считаем, что мы больше успеем с большой скоростью? Может быть, мы больше успеем с меньшей скоростью. У Юрия Михайловича Лотмана в одной из лекций есть которого вы хорошо знали есть мысль о том, что… он рассуждает в категориях техники и культуры, и он говорит, что, когда появляются информационные, какие-то технологические вещи, которые должны сделать коммуникацию проще, они в действительности в начале отбрасывают назад, потому что техника еще не стала культурой. Вот у меня как раз вопрос и в связи со скоростью: мне кажется, что мы пришли в такую фазу развития цивилизации, что техника не успевает стать культурой, в этом опасность. Да, она… поезд типа «Сапсан», где я живу, он с огромной скоростью несется, и из окон выкидывается, из этого «Сапсана» условного, выкидывается, что уже устарело, от Петербурга до Бологого, он свою жизнь уже прожил, этот объект, мне его не надо знать.
«Если мозг будет заниматься мурой, он и сам превратится в муру», – предостерегает Татьяна Черниговская.
Татьяна Владимировна Черниговская — профессор, доктор биологических наук, доктор филологических наук, ученый в области нейронауки и психолингвистики и теории сознания.
ТАТЬЯНА ЧЕРНИГОВСКАЯ О ГЕНАХ И СПОСОБНОСТЯХ: «КТО ТАКИЕ НАШИ ДЕТИ?» - 956282092806
ТАТЬЯНА ЧЕРНИГОВСКАЯ О ГЕНАХ И СПОСОБНОСТЯХ: «КТО ТАКИЕ НАШИ ДЕТИ?» - 956282092806
  • Класс!29
Татьяна Черниговская
последний комментарий 27 октября 2024 в 00:12
😉 - 954637737222
  • Класс!11
Татьяна Черниговская
последний комментарий 25 июня 2024 в 17:56

УЧЁНЫЙ Т. В. ЧЕРНИГОВСКАЯ НА ПМЭФ'24:

«Мы договаривались, что искусственный интеллект будет мыть полы, лазать в шахты и пахать поле...

А он рисует картинки, пишет стихи и вообще формирует какую-то свою, малопонятную нам реальность... Мы так не договаривались!» ⚡️
⠀⠀
8 июня в рамках Петербургского международного экономического форума уважаемый учёный Татьяна Владимировна Черниговская* приняла участие в сессии «Мыслить или вычислять?». Татьяна Владимировна говорила о том, какие вызовы современности предъявляет искусственный интеллект, который многие называют чуть ли ни панацеей от всех проблем.
Ещё несколько лет назад, выступая на ПМЭФ, Черниговская заявляла, что «человечество попало в мир, с которым не знает, что делать». Спустя годы учёный продолжает подчёркивать опасности «нового дивного мира», призывая внимательнейшим образом наблюдать за успехами и неудачами так называемого искусственного интеллекта, с которым мы сегодня так безрассудно «заигрываем».
«Последнее время идёт активная работа по совершенствованию ИИ, но даже сами разработчики не могут на 100% предсказать поведение своего творения. Уже ясно, что ИИ может не использовать человеческую логику в своей работе, а придумывать собственные модели. Потенциально, это может привести человечество к необратимым последствиям, поэтому мы должны очень серьёзно относиться к разработкам ИИ», — заявила она в своей речи.
Другая интересная мысль Черниговской: «Искусственный интеллект — неправильно заданный термин, который сформировал иное будущее, исходя из ошибочного перевода».
Проще говоря — это должна была быть программа автоматизации, цель которой сделать так, чтобы машины работали бы за нас, а людям оставались бы интеллектуальные профессии, саморазвитие, занятия спортом, сфера искусства и создание творческих произведений. Но неправильно заданный термин не только изменил восприятие всей индустрии, но и увёл вектор разработки в сторону некоего «искусственного разума» — который теперь «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Да только не в комбайнах и не в сфере обслуживания, а в самых высоких сферах, где всегда ранее господствовал человек: наука, прогнозирование, искусство, творчество; чуть ли не политика. И мы уже (о ужас!) с этим смирились.
И теперь человечество продолжает убирать дворы и мыть унитазы, а исскуственный интеллект рисует картины, исполняет песни голосом группы «Битлз» и занимается поэзией, п̶р̶и̶д̶у̶м̶ы̶в̶а̶е̶т̶ ̶н̶о̶в̶ы̶е̶ ̶л̶е̶к̶а̶р̶с̶т̶в̶а̶, от̶к̶р̶ы̶в̶а̶е̶т̶ ̶п̶о̶л̶и̶т̶и̶ч̶е̶с̶к̶и̶е̶ ̶п̶а̶р̶т̶и̶и̶ и строит планы на наше будущее. Парадокс! Прекрасный пример, как произошло искажение всей задумки, а далее формирование лукавого настоящего и... Лукавого будущего? Что нас там ждёт?
УЧЁНЫЙ Т. - 956285328646
УЧЁНЫЙ Т. - 956285328646
  • Класс!118