Многих потомков Василия Карповича Черковца в Посудичах и по сей день называют по-местному "кублами". Также старожилами была рассказана легенда про некий "сундук"-бочку с награбленным, которую казаки-Черковцы отбили у застрявших в "речке" неприятелей, вроде как шведов, потерявших этот предмет при сложной переправе. Что же в итоге удалось узнать и услышать от наших предков, которые могли ещё что-то рассказать про эту историю-легенду.
Вот что про кубел говорит всемирный словарь всемирной паутины:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии, статья про белорусский крестьянский двор: Кубел делался из дерева, в нем хранили одежду и полотно. В небольших кубелах — кубельчиках — держали сало и мясо. Кубел накрывался крышкой, прижимавшейся засовом, продетым сквозь ушки в двух выступающих противоположных клепках. Был специальный кубел и для невестиного приданого, потом его перевозили в дом жениха. Впоследствии кубел заменился сундуком, и вовсе исчез из белорусского обихода. Ну и ещё пару строк их толкового словаря: КУБЕЛ и. зап. пск. твер. бодня, коробья, коробейка, гнутая круглодолгая укладка с крышкою, для одежи; коробья обручная, кадушка с крышкою, вместо сундука. Ну и вот ещё например от наших соседей-сородичей:
КУБЕЛ — бандарны выраб, у якім хавалі <f sc
...Ещё
Вот что про кубел говорит всемирный словарь всемирной паутины:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии, статья про белорусский крестьянский двор: Кубел делался из дерева, в нем хранили одежду и полотно. В небольших кубелах — кубельчиках — держали сало и мясо. Кубел накрывался крышкой, прижимавшейся засовом, продетым сквозь ушки в двух выступающих противоположных клепках. Был специальный кубел и для невестиного приданого, потом его перевозили в дом жениха. Впоследствии кубел заменился сундуком, и вовсе исчез из белорусского обихода. Ну и ещё пару строк их толкового словаря: КУБЕЛ и. зап. пск. твер. бодня, коробья, коробейка, гнутая круглодолгая укладка с крышкою, для одежи; коробья обручная, кадушка с крышкою, вместо сундука. Ну и вот ещё например от наших соседей-сородичей:
КУБЕЛ — бандарны выраб, у якім хавалі адзенне, саматканае палатно, каштоўныя рэчы. Лакальная назва бодня.
Кубел рабілі з доўгіх (да 120 — 140 см) асінавых ці хваёвых клёпак, якія растаўлялі вакол круглага, радзей эліпсоіднага днішча і сцягвалі 4 — 7 абручамі. Дзве больш доўгія процілеглыя клёпкі, што выступалі зверху, утваралі вушкі (былі кублы і без іх). Неабходны элемент кубла — накрыўка простая ці з абечкам (века). Яна заціскалася зверху засаўкай (цуркай), прасунутай праз вушкі; на адным канцы цуркі часам была проразь для замка.
Кубел быў неабходным атрыбутам вясельнай абраднасці і сустракаўся ў шырокім ужытку да пачатку ХХ ст. Кожная дзяўчына на выданні мела свой кубел, у які загадзя рупліва збірала пасаг. Пасля вяселля кубел з пасагам цырымонна грузілі на воз і пад гукі бомаў следам за маладой везлі ў дом маладога.
У канцы ХІХ — пачатку ХХ ст. ў сельскім побыце замест кублаў ўсё часцей ужываліся куфры, пазней — камоды і шафы. У наш час кублы эпізадычна сустракаюцца ў сялянскім ўжытку, але выкарыстоўваюцца пераважна для захавання збожжа і некаторых хатніх рэчаў.
Что касается прохождения неприятелями, вражескими нашей Стародубско-Погарской-Посудичанской территории, то доподлинно известно прохождение шведами по местности во времена северной войны. Когда, например, в 1709 году состоялась знаменитая Полтавская битва. Именно эта война и отразилась в истории нашей местной святыни, Балыкинской иконе Божией матери. Именно 1709 год считается годом рождения иконы. А 1711 год - год канонизации иконы, как признания её Святыней. О шведах есть и слова в Тропаре Балыкинской Иконе Божией Матери
Заступнице земли Российския / от нашествия Свейскаго / и непрестанная за нас Молитвеннице, / мир земли и душам нашим у Господа испроси, / да святится в нас Имя Божие во веки.
Балыкино - село казачье, владельческое. Находится совсем недалеко от села Посудичи. История отношений сёл видна даже по родственничско-родовым отношениям казачьих семей из села Посудичи и Балыкино. Молодые красавицы-девицы Черковец выходили замуж за казаков Сидоренко, Вайсеро и т.д. села Балыкино.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Отправить анонимное электронное письмо Каждый день с наших серверов отправляется более 60 000 бесплатных анонимных электронных писем, что делает нас крупнейшим в мире и наиболее надежным сервисом анонимной электр...
Комментарии 11
На сегодняшний день исследовано 10 поколений Черковцов.
Итак, у нашего прапрадеда, Егора Карповича Черковца 1853 года рождения
, а для кого-то прадеда, ну и есть те, для кого он дед:Восемь детей - пять дочерей и три сына
Тридцать три внука
СЕМДЕСЯТ ДВА правнука
Праправнуков считать не рискнул )))
Умер Егор Карпович в тридцатых годах, во времена коллективизации, раскулачивания и расказачивания.
22.03
.2011 17:41Многое о предках можно почерпнуть:
на сайте ВГД
http://forum.vgd.ru/285/Многих потомков Василия Карповича Черковца в Посудичах и по сей день называют по-местному "кублами". Также старожилами была рассказана легенда про некий "сундук"-бочку с награбленным, которую казаки-Черковцы отбили у застрявших в "речке" неприятелей, вроде как шведов, потерявших этот предмет при сложной переправе.
Что же в итоге удалось узнать и услышать от наших предков, которые могли ещё что-то рассказать про эту историю-легенду.
Вот что про кубел говорит всемирный словарь всемирной паутины:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии, статья про белорусский крестьянский двор:
Кубел делался из дерева, в нем хранили одежду и полотно. В небольших кубелах — кубельчиках — держали сало и мясо. Кубел накрывался крышкой, прижимавшейся засовом, продетым сквозь ушки в двух выступающих противоположных клепках. Был специальный кубел и для невестиного приданого, потом его перевозили в дом жениха. Впоследствии кубел заменился сундуком, и вовсе исчез из белорусского обихода.
Ну и ещё пару строк их толкового словаря:
КУБЕЛ и. зап. пск. твер. бодня, коробья, коробейка, гнутая круглодолгая укладка с крышкою, для одежи; коробья обручная, кадушка с крышкою, вместо сундука.
Ну и вот ещё например от наших соседей-сородичей:
КУБЕЛ — бандарны выраб, у якім хавалі <f sc
...ЕщёВот что про кубел говорит всемирный словарь всемирной паутины:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии, статья про белорусский крестьянский двор:
Кубел делался из дерева, в нем хранили одежду и полотно. В небольших кубелах — кубельчиках — держали сало и мясо. Кубел накрывался крышкой, прижимавшейся засовом, продетым сквозь ушки в двух выступающих противоположных клепках. Был специальный кубел и для невестиного приданого, потом его перевозили в дом жениха. Впоследствии кубел заменился сундуком, и вовсе исчез из белорусского обихода.
Ну и ещё пару строк их толкового словаря:
КУБЕЛ и. зап. пск. твер. бодня, коробья, коробейка, гнутая круглодолгая укладка с крышкою, для одежи; коробья обручная, кадушка с крышкою, вместо сундука.
Ну и вот ещё например от наших соседей-сородичей:
КУБЕЛ — бандарны выраб, у якім хавалі адзенне, саматканае палатно, каштоўныя рэчы. Лакальная назва бодня.
Кубел рабілі з доўгіх (да 120 — 140 см) асінавых ці хваёвых клёпак, якія растаўлялі вакол круглага, радзей эліпсоіднага днішча і сцягвалі 4 — 7 абручамі. Дзве больш доўгія процілеглыя клёпкі, што выступалі зверху, утваралі вушкі (былі кублы і без іх). Неабходны элемент кубла — накрыўка простая ці з абечкам (века). Яна заціскалася зверху засаўкай (цуркай), прасунутай праз вушкі; на адным канцы цуркі часам была проразь для замка.
Кубел быў неабходным атрыбутам вясельнай абраднасці і сустракаўся ў шырокім ужытку да пачатку ХХ ст. Кожная дзяўчына на выданні мела свой кубел, у які загадзя рупліва збірала пасаг. Пасля вяселля кубел з пасагам цырымонна грузілі на воз і пад гукі бомаў следам за маладой везлі ў дом маладога.
У канцы ХІХ — пачатку ХХ ст. ў сельскім побыце замест кублаў ўсё часцей ужываліся куфры, пазней — камоды і шафы. У наш час кублы эпізадычна сустракаюцца ў сялянскім ўжытку, але выкарыстоўваюцца пераважна для захавання збожжа і некаторых хатніх рэчаў.
Что касается прохождения неприятелями, вражескими нашей Стародубско-Погарской-Посудичанской территории, то доподлинно известно прохождение шведами по местности во времена северной войны. Когда, например, в 1709 году состоялась знаменитая Полтавская битва. Именно эта война и отразилась в истории нашей местной святыни, Балыкинской иконе Божией матери. Именно 1709 год считается годом рождения иконы. А 1711 год - год канонизации иконы, как признания её Святыней.
Заступнице земли Российския /О шведах есть и слова в Тропаре Балыкинской Иконе Божией Матери
от нашествия Свейскаго /
и непрестанная за нас Молитвеннице, /
мир земли и душам нашим у Господа испроси, /
да святится в нас Имя Божие во веки.
Балыкино - село казачье, владельческое. Находится совсем недалеко от села Посудичи. История отношений сёл видна даже по родственничско-родовым отношениям казачьих семей из села Посудичи и Балыкино. Молодые красавицы-девицы Черковец выходили замуж за казаков Сидоренко, Вайсеро и т.д. села Балыкино.
Продолжение следует.