Христос Спаситель наш называет рай жизнию безсмертною и вечною, и радостью бесконечною. «Возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отнимет у вас», говорит Он (Иоан. 16, 22). Подумай, христианин, что такое здешнее счастие! Положим, был бы ты царем, владел бы целым светом; положим, у тебя не было бы врагов, не знал бы ты ни скорбей, ни болезней, был бы и собою красив, и богат, и славен: не правда ли, ведь в этом то и состоит, по нашему мнению, величайшее счастие на земле? И однакоже такое счастие есть то же несчастье! Ведь сколько бы ты ни прожил, а все же тебе надобно умереть, и при том каждый час бояться смерти, а этот-то страх и делает тебя несчастным... А там, смотришь, и в самом счастьи-то все еще чего-нибудь недостает!.. Положим, что ты никогда не умрешь, и страх смерти не тревожит тебя; но и тогда разве когда-нибудь возможно насытить всякое желание сердца человеческаго? Ты счастлив, но желал бы быть еще счастливее; а стало быть и "счастие твое не полно, не достаточно, а следовательно, хотя бы и смертен был, ты все же несчастлив... Подумай же теперь: иметь все то счастье, какого бы ни пожелало сердце твое, не бояться смерти, которая отнимает теперь от нас счастие, быть всегда и богатым, и здоровым, не знать и не бояться ни нищеты, ни болезней, ни зависти человеческой, – что же это была бы за блаженная жизнь! А такова и есть жизнь райская, жизнь полная радости нескончаемой, вечной, такой радости, которая никогда не может убавляться, но всегда, во веки веков, будет одна и та же полная, всесовершенная, радость неизреченная... Возрадуется в раю сердце ваше, и этой радости вашей никто-никто и никогда уже не отнимет у вас! – Да, в блаженной вечности ты будешь радоваться радостию Божиею, будешь царствовать во царствии Божии, будешь прославлен славою Божественною. Тогда «подобны Ему» – Самому Богу будем, говорит апостол, «потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан. 3, 2).
б) Но можно ли нам получить райское блаженство? Очень можно; ведь наше спасение находится в наших же руках. – Как же это так? А вот послушайте. Сотворил Бог рай для праведных, а ад для грешных. Запер Он рай, запер и ад. Однако же ключи адские удержал при Себе: «имею ключи ада», говорит Сам Он в Откровении ап. Иоанну. А ключи райские Он отдал Своим апостолам в лице ап. Петра и их преемникам, архипастырям и пастырям церкви: «и дам тебе ключи царствия небеснаго». Стало быть: ключи от ада находятся в руках Божиих, а от рая – в руках человеческих. О как человеколюбив промысл Спасителя нашего! Когда человек захотел бы сам мучиться во аде, то оказывается, что ключи адские не у него в руках; а когда хочет спастись, то ключи райские в его руках! Значит, Сам Бог хочет, чтобы для людей трудно было попасть в муку вечную, и потому Он не дает им ключей адских. А райские ключи Он людям поручил. И заметьте: Господь говорит: дам тебе «ключи», а не «ключ», стало быть рай Божий не одним ключем отпирается. – Какие же это ключи? Да всякие есть: и железные, и золотые, и деревянные. У нищаго, например, ключ деревянный: он убожеством своим может отпереть себе рай. У богатого ключ золотой: он богатством своим может отпереть себе райские двери. А железный ключ терпения, смирения, труда, есть у каждого человека. Стало быть каждый человек может спастись, может рай получить.
в) Надобно только одно помнить: тесен и прискорбен путь, вводящий в царство небесное. Это слова Самого Господа. Тесен этот путь, и потому многие подвижники, вступив на него, оставили мир, бросили все мирское позади себя, и прошли сим путем в нищете и всяких лишениях; святые мученики омочили сей путь даже не потом, а кровию своей. Стало быть, кто ходит высоко подняв голову, кто гордится пред другими, тому не пройти здесь, если не наклонит головы, если не смирится: узки врата и тесен путь! Кто пресыщается земными благами, тучнеет от невоздержания, тому не пройти, если не изнурит своего тела постом и трудами: узки врата и тесен путь! У кого много всякого ненужного добра, кто не делится с ближними своими добром, кто при этом обременен еще и другими суетными попечениями, тому не пройти здесь, если не убавит всего этого: узки врата и тесен путь! Тесен путь и прискорбен, полон терний и волчцев! Много нужно пота пролить, много надобно труда приложить, много должно потерпеть и пострадать, чтобы в рай пройти: многими скорбми подобает нам внити в царствие небесное! У кого тело любит негу и покой, кто хочет идти гладкою, цветами устланной дорогой, кто не может и одного слова обидного переварить, тому не пройти в рай: узки туда врата, тесен и прискорбен путь!
III. Боже милосердия и щедрот! даруй нам, молитвами св. муч. Юлиана и всех святых Твоих, желание достигать царствия небесного и не лиши нас, слабых и немощных, Твоей всесильной благодатной помощи.
Комментарии 1