[30/67] =
(Откровение 9:12-19)
В нашем предыдущем уроке мы увидели, как на землю были выпущены ужасные гибриды, похожие одновременно и на саранчу, и на лошадей, и на скорпионов, и на людей. Муки, которым они подвергли человечество, никак не изменили его, но Бог на этом не остановился. Бог решительно использовал (и использует) все средства, чтобы вернуть людей к Себе. Поэтому 9:12 констатирует:
“Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя” (Отк. 9:12).
“Первое горе” - это терзание людей саранчой, о начале которого объявила пятая труба. О следующем горе мы будем говорить в этом уроке: это появление ангелов/войска при звуках шестой трубы. Последней трубой будет возвещено третье и последнее горе, которое будет при втором пришествии Господа (11:15-19).
Изучая семь труб, мы наблюдали развитие событий: первые четыре трубы указали на то, что грех превращает в хаос жизнь в целом. Пятая труба провозгласила, что грех мучает и терзает. При изучении шестой трубы мы увидим, что грех зачастую приводит к смерти. Мы сделаем упор на том, что грех не только поражает самого грешника - он причиняет боль окружающим.
ГОЛОС ОТ ЖЕРТВЕННИКА
Иоанн пишет:
“Шестой ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом” (Отк. 9:13).
В 8:32 мы уже читали о золотом жертвеннике. Тогда на нем к молитвам святых был добавлен фимиам. В ответ на их молитвы огонь с жертвенника был брошен на землю, чтобы отомстить за праведных. Повторное появление золотого жертвенника - это напоминание о том, что Бог слышит молитвы Своего народа и отвечает на них.
Нам не сказано об источнике “голоса от четырех рогов”. В 16:7 жертвенник сам будет говорить (см. Восстановительный Перевод и Славянское Евангельское Общество), и возможно, что так было и в данном случае. Важно то, что жертвенник был “пред Богом”. Голос от четырех рогов передал Божье повеление.
АНГЕЛЫ У ЕВФРАТА
Указание голоса было выполнено:
“Говоривший шестому ангелу, имевшему трубу: «Освободи четырех ангелов, связанных при великой реке Евфрат». И освобождены были четыре ангела, приготовленные на час, и день, и месяц, и год, для того чтобы умертвить третью часть людей. Число конного войска было два мириада мириад; и я слышал число его” (Отк. 9:14-16).
В стихах 14 и 15 есть несколько интересных деталей:
(1) Указывается место действия: ангелы были “связаны при великой реке Евфрат”. Позже шестая чаша будет вылита “в великую реку Евфрат” (16:12), так что, очевидно, эта деталь имеет значение.
Евфрат обладал особым значением для иудеев: это была одна из четырех рек, которая вытекала из Эдема (Быт. 2:10, 14) - первого дома человека и места, где он впервые согрешил (Быт. 3). Она некогда была северной границей земли, обещанной Аврааму, а затем отданной его потомкам (Быт. 15:18; Исх. 23:31; 3 Цар. 4:21). Кроме того, от нее исходила постоянная опасность, так как их самые сильные враги находились по другую сторону реки. Евфрат упомянут в предупреждении Бога наказать Израиль за их грехи (см. Ис. 8:5-8; Иер. 46:10). Ассирийцы и вавилоняне, в конце концов, перешли Евфрат и увели северное и южное царства в плен - самое большое унижение для иудеев.
Евфрат обладал большим значением и для Рима: на другом его берегу находилась Парфия, единственное военизированное государство, которое представляло опасность для Римской империи. У парфян была самая грозная кавалерия в мире. После унизительного поражения Красса в сражении с парфянами в 53 г. до н.э. от одной только мысли о “царях от восхода”, готовящихся перейти “великую реку Евфрат” (16:12), вздрагивал любой римский военачальник.
Р. Саммерс отмечает, что к падению Римской империи привело сочетание трех факторов: природное бедствие, внутренняя деградация и внешняя агрессия. Он подчеркивает, что первые четыре трубы возвещали природное бедствие, и высказывает мнение, что саранча, появившаяся после звучания пятой трубы, олицетворяла собой внутреннюю деградацию. Таким образом, делает он вывод, шестая труба - это символическое изображение третьего фактора: внешней агрессии. Такое толкование вполне применимо к данному тексту.
Однако мы не должны забывать, что язык здесь символический, а не буквальный. Апостол имел в виду не столько конкретное географическое расположение или конкретную армию врага, сколько общее понятие опасности, притаившейся рядом - неизбежной опасности, вызванной грехом. Армия за Евфратом была гораздо ужаснее любого человеческого войска. Это было сверхъестественное, прямо скажем, дьявольское воинство.
(2) Указывается время действия - деталь, содержащая явный намек: четыре ангела подготовились “на час и день, и месяц и год” (ст. 15). Фраза “час и день, и месяц и год” - это выразительный способ назвать конкретное время - время, намеченное Богом. В Современном Переводе читаем: “...четыре ангела, которые были наготове для этого самого часа, дня, месяца и года”. Главный смысл стиха: все в руках Божьих. Его расписание известно только Ему (см. Деян. 1:7) - но в нужное время Его планы будут выполнены. Его народ может на это рассчитывать!
(3) Указывается причина - деталь, одновременно интригующая и настораживающая: ангелы были “освобождены... для того, чтобы умертвить третью часть людей” (ст. 15). Впервые труба имеет своей конкретной целью смерть людей. Последствия звучания первых четырех труб были направлены на окружающий мир, и люди страдали только косвенно. Звучание пятой трубы было нацелено на человечество, но саранче велено было “не убивать их” (9:5). Четко обозначенная цель шестой трубы, в противоположность пятой, заключалась в том, чтобы уничтожить третью часть человечества.
И вновь приговор был частичным: должно было быть уничтожено не все человечество, а “только” одна треть. Две трети человечества не умерли (9:20). Среди этих двух третей человечества были люди, о которых Бог заботился и которых надеялся привести к покаянию.
(4) Указывается производитель действия, и эта деталь озадачивает больше других: “Освободи четырех ангелов... И освобождены были четыре ангела...” (ст. 14; 15). Были ли это те же самые четыре ангела, которые держали гибельные ветры (7:1), были ли это “добрые” или “злые” ангелы - не имеет значения. Какими бы они ни были, они подчинялись Богу и Его повелениям. Тот факт, что там было четыре ангела, просто указывает на то, что их действия были направлены на всю землю.
Озадачивает в “производителе действия” то, что мы читаем в следующем стихе. Ангелов держали в состоянии готовности выполнить специальное задание. Теперь им дали указания и освободили. Мы ожидали прочесть о том, как ангелы выполняют свое задание. А вместо этого нам говорят, что “число конного войска было две тьмы тем” (ст. 16). Конное войско? Откуда оно взялось? А что же случилось с ангелами? Четыре ангела исчезают из нашего поля зрения, и больше уже о них не упоминается.
Большинство исследователей предполагает, что четыре ангела стояли во главе конного войска и вели его через Евфрат. Возможно, но в тексте ничто на это не указывает. Учитывая, что видения подобны снам, позвольте мне предложить вам другую версию. В задачу ангелов входило “умертвить третью часть людей” (ст. 15), но кто выполнял эту задачу? Всадники и их кони (9:18). Позвольте мне в связи с этим высказать такое предположение:
ангелы = войско
и
войско = ангелы
Р. Мулхолланд пишет: “В одну из модуляций образного строя, столь характерных для видений, четыре ангела вдруг становятся неисчислимым конным воинством”. В современной кинематографии используется специальный эффект, во время которого изображение человека или предмета зрительно плавно преобразуется в изображение другого человека или предмета. Мысленно рисуя сцену из второй половины главы 9, мы, наверное, должны представлять себе, как очертания ангелов тускнеют, расплываются, изменяются, и вот уже перед нами стоит огромное конное войско.
“ВСАДНИКИ ИЗ АДА”
Наступило время выступить вперед “всадникам из ада”, как назвал их М. Уилкок. Иоанн превзошел себя, описывая эти двести миллионов (см. Современный Перевод) огнедышащих лошадей со змееподобными хвостами, неистово несущихся из Месопотамии.
Прежде всего апостол назвал число конного войска - “две тьмы тем” (ст. 16), что соответствует двумстам миллионам. Это одно из самых больших чисел в книге Откровение. При обычной расстановке воинов такое войско заняло бы площадь в полтора километра шириной и свыше ста тридцати километров длиной! Для Иоанна было просто невозможно сосчитать такое огромное количество; как и в том случае, когда он увидел “сто сорок четыре тысячи запечатленных” (7:4), он “слышал число его” (9:16). Кто-то (возможно, ангел) назвал ему это число.
Это число не следует воспринимать буквально. Следующий стих подчеркивает, что все это предстало перед ним в видении. “Два” было числом, указывающим на силу; “десять”, помноженное само на себя, означало усиленную полноту. Таким образом, “двести миллионов” означало непобедимую силу. Зачем называть такое непомерное количество? Дж. Мак-Гигган отвечает: “Чтобы до потери пульса напугать врага. Чтобы верующие радовались, что у их Бога есть такое войско. Чтобы подчеркнуть потрясающую власть, какой обладает Бог”. Я бы внес небольшое изменение в первую причину, названную Мак-Гигганом: “Чтобы до потери греховности напугать врага”. Не забывайте, что одна из целей труб заключалась в том, чтобы предупредить живущих на земле и привести их к покаянию.
Для христиан в дни Иоанна видение несокрушимой силы означало, что у Бога более чем достаточно средств разделаться с их преследователями. Для всех веков оно объявляет, что грех приводит к последствиям ужасным и непреодолимым как для целых народов, так и для отдельных личностей!
Иоанн был готов представить описание всадников и их коней:
“Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе броню огненную, гиацинтовую и серную. Головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв: от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, — умерла третья часть людей, ибо сила коней заключалась в пасти их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы, и ими они вредили” (Отк. 9:17-19).
Начинает он свое описание словами: “Так видел я в видении...” (ст. 17). Только здесь в книге Откровение Иоанн конкретно указывает, что его откровения передаются ему в видении. Это замечание не является избыточной деталью. Это указание на то, что его описаниям по самой их природе свойственно быть построенными чуть ли не исключительно на символах.
Итак, что же Иоанн увидел в видении о “конях и их всадниках”? Во-первых, он увидел, что всадники “имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные” (ст. 17). В видении используется три основных цвета: красный, желтый и синий. Огонь - это красный цвет, обычный гиацинт (цветок) - синий, а сера - желтый. В Современном Переводе читаем: “У них были нагрудники огненно-красные, темно-синие и желтые, словно сера”.
Лошади производили еще большее впечатление, чем всадники. “Головы у коней - как головы у львов” (ст. 17), - говорит Иоанн. Символ льва использовался до этого уже несколько раз (4:7; 5:5; 9:8). В главе 9 первым значением этого образа представляется сила, а вторым - власть наказывать или разрушать. Кони с львиными головами были сильными и потому должны были способствовать уничтожению тысяч людей.
Кони были огнедышащими: “И изо рта их выходил огонь, дым и сера” (ст. 17). Остановитесь на минутку и мысленно представьте себе огонь, дым и запах серы. Каждый, кому доводилось нюхать горящую серу, никогда не забудет ее запаха, напоминающего запах тухлых яиц.
Выражение “огонь, дым и сера” синонимично наказанию Господню. Когда Господь уничтожал нечестивые города в долине, то Он “пролил на Содом и Гоморру дождем серу и огонь... с неба” (Быт. 19:24). Откровение рассказывает нам о наказании, ожидающем тех, кто будет упрямо следовать сатане: “...И будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью…” (14:10, 11; см. 19:20; 20:10; 21:8).
Не поймите меня неправильно: я не хочу сказать, что чудища с головами львов в Отк. 9 - это символ горящего озера серного. Однако логично будет предположить, что они дают некоторое представление о том, как будет в аду. Иногда в минуты радости и дружеского общения мы говорим: “Как на небесах!” Аналогичным образом, это ужасное видение помогает нам ощутить себя, “как в аду”, - воочию представить, насколько ужасным будет ад.
Может быть, наибольшее значение имеет то, что “огонь, дым и сера” выходили “изо рта их”. В ст. 19 сказано: “Ибо сила коней заключалась во рту их…” Когда мы говорили о мече, который выходил изо рта Иисуса (1:16; 2:16), то пришли к выводу, что, раз этот меч выходит из Его рта, то он символизирует Его Слово о наказании. Когда мы перейдем к обсуждению двух Божьих свидетелей, мы увидим, что из их уст выходил огонь, пожирающий врагов их (11:5); и это тоже должно означать весть, которую они проповедовали. Позже мы будем читать о потоке воды, хлынувшем изо рта змия (сатаны) (12:15), и нечистых духах, выходящих из уст врагов христиан (16:13). Оба эти эпизода говорят о практике дьявола распространять ложь, заблуждения и безбожную пропаганду.
Образ “огня, дыма и серы”, выходящих изо рта коней, похоже, подразумевает, что произносимые слова являются одним из источников ощущения себя “как в аду”, о котором мы говорили. Когда я читаю об огне и дыме, выходящем изо рта животных с головами львов, мне вспоминается Иак. 3:6: “И язык - огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны”.
Разрушительный огонь, изливающийся изо рта животных, подразумевал, в частности, и лжеучения. Э. Эколс предполагает, что “реальной угрозой человечеству [которую представляли кони] было то, что исходило из их рта - лжеучения, отделявшие людей от Бога”. Мы однако не должны отождествлять смертоносный огонь исключительно с религиозными заблуждениями. Грубые, необдуманные слова, которым мы позволяем срываться с наших уст, повреждают и даже полностью губят не меньше душ, нежели лжеучения.
Другая деталь в отношении этих страшных коней указана в стихе 19: “Ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы, и ими они вредили”. Эти кони несли смерть и спереди и сзади! Когда я представляю себе, как эти ужасные хвосты извиваются, поднимаются и наносят удар, перед моим мысленным взором всплывает саранча с хвостами скорпионов. Коней из главы 9 кто-то назвал “выросшей саранчой”.
В стихе 18 подчеркивается эффективность конского арсенала: “От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей”. Не пытайтесь заставить каждое из этих трех слов “что-то обозначать”. “Язва” - это часть языка книги Исход, который повсеместно применяется в Откровении, в то время как число “три” просто указывает на то, что язвы символизировали Божье наказание.
Теперь, когда мы подробно разобрали весь текст, нам следует вернуться к исходной точке и посмотреть на эту картину в целом. Что же все-таки конкретно олицетворяет это двухсотмиллионное конное войско?
Как упоминалось ранее, существует ряд популярных толкований, по которым войско в Отк. 9 олицетворяет реальное войско: претеристы считают, что речь идет о парфянском войске I века, сторонники непрерывно-исторического подхода пишут о мусульманских ордах VIII и IX веков, а многие футуристы/премилленарии любят указывать на современную армию Китая. Даже в лошадях, и в тех видят армейское вооружение: во время Второй мировой войны огнедышащих коней сравнивали с танками и огнеметами. Сегодня любители сенсаций упиваются сопоставлением этого образа с ракетными установками и другим оружием массового уничтожения.
Сейчас вы, наверное, достаточно понимаете Откровение, чтобы видеть, что большинство вышеупомянутых интерпретаций не согласуется ни со стилем, ни с назначением книги. Какое возможное утешение могли найти христиане I века в мистических ссылках на армии, которые будут существовать через сотни лет в будущем - не говоря уже о танках, огнеметах и ракетных установках?
С другой стороны, я не имею ничего против толкования образа коней и их всадников как символического изображения войны в целом. Вы, вероятно, знаете, что в прошлом Бог использовал существующие войска для достижения Своих целей; примеров этому в Ветхом Завете много. Это также факт, что Бог использовал внешнюю агрессию для свержения могущественной Римской империи. Бог использовал даже ужасные войны нашего времени для осуществления Своих планов. Что касается войны, то мы должны понимать, что, когда мир неистовствует, это не означает, что неистовствует и Бог. Он продолжает осуществлять Свои планы.
Здесь я хотел бы высказать небольшое предупреждение:
(1) я не имею ничего против истолкования коней и их всадников как символического образа войны вообще при условии, что символизм не заходит слишком далеко. Дж. Бисли-Мюррей отмечает, что Иоанн “наверное, удивился и даже посмеялся бы, если бы узнал... что последующие поколения читателей предположили, что его картину всадников и коней... следует воспринимать строго реалистично”. У. Уирсби пишет: “Под это описание не подходят боевые кони такими, как мы их знаем, и по той же причине не подходит такое современное боевое снаряжение, как, например, танки. Утверждать, что здесь говорится о действительно существующей армии, и указывать на какую-нибудь страну (например Китай), заявляющую, что она может поставить под ружье 200 миллионов солдат, - значит совершенно не понять мысль, которую пытался передать Иоанн”.
(2) Я не возражаю против толкования образа коней и их всадников как символа войны вообще при условии, что этот символизм не ограничивается физической войной. Война в физическом смысле - это типичное проявление бесчеловечности человека к человеку, потому что на войне часто страдают невинные; данный же образ относится к жизни в целом.
Когда я работал над текстом этого урока, пришел новый выпуск “Христианской хроники”. Передовая статья сообщала, что в здании Оклахомского христианского университета был совершен поджог, причинивший ущерб на сумму в полтора миллиона долларов. Чуть ниже была опубликована статья, рассказывающая о молодом человеке, который открыл стрельбу по учащимся одной из средних школ города Падука, штат Кентукки, собравшимся для молитвы. Трое из учеников были членами церкви.
Эти трагические случаи попали в газетные заголовки, но ведь не проходит и дня без того, чтобы грех одних людей не отравил жизнь другим: мужчина бросает жену ради другой женщины, оставляя неизгладимые шрамы на всех членах своей семьи. По вине пьяного водителя погибают муж и жена, в результате чего без родителей остаются трое детей. Человек, решивший добиться своего любой ценой, раскалывает общину и уводит людей от Господа. Мы должны понимать, что как огонь пожирает, дым удушает, а сера обжигает, так наши грехи несут боль и разрушение другим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашем следующем уроке мы увидим, что, несмотря на предупреждения Бога, человечество не изменилось:
“Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем” (Отк. 9:20, 21).
Я надеюсь, что ваше сердце не так ожесточилось, как у многих. Я молюсь, чтобы достигло вас слово Божье. Если вам нужно оставить ваши грехи, сделайте это сегодня - ради вашего блага и ради блага тех, кого вы любите. Грех действительно страшно влияет на жизнь других людей! https://dzen.ru/a/ZfNavkd_kxpptj1_ > ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК
> СЛЕДУЮЩИЙ УРОК
#Откровение #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев