(29:1–25)
Становясь старше, мы часто с тоской вспоминаем «добрые старые времена» нашей молодости. В главе 29 Иов рисует идиллическую картину своей жизни до того времени, когда на него и его семью обрушились ужасные несчастья. Эта картина вызывает в нашей памяти рассказ из 1:1–5.
Фрэнсис Андерсен пишет относительно глав 29―31: «Многие исследователи совершенно незаслуженно называют эту длинную речь [29―31] внутренним монологом. То, что говорит здесь Иов, является неотъемлемой частью всего спора. Даже при том, что сейчас друзья Иова молчат, это не означает, что он говорит сам с собой. Эта речь ― последнее публичное заявление о его невиновности».
ИОВ ПРЕУСПЕВАЛ, КОГДА БОГ ХРАНИЛ ЕГО
«И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал: "О, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головой моей и я при свете Его ходил среди тьмы; как был я во дни молодости моей, когда милость Божия была над шатром моим, когда ещё Вседержитель был со мной и дети мои вокруг меня, когда пути мои обливались молоком и скала источала для меня ручьи елея!"» (Иов 29:1–6).
Стих 1. «И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал» ― вступление, которым открываются последние речи Иова после того как его друзья умолкли. На иврите это предложение идентично 27:1.
Стих 2. «О, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня». Иов с тоской вспоминает те дни, о которых мы читали в начале книги (1:1–5). Как уже отмечалось, во всех своих речах Иов говорит о том, как сильно страдает из-за того, что Бог его отвергнул. «Хранить» (шамар) означает «оберегать» или «защищать» (Келер и Баумгартнер). Это слово также содержит идею «усердно заботиться» о ком-либо (Хэйли). Это то самое слово, которое использовал Аарон, произнося прекрасное благословение: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Своё на тебя и даст тебе мир!» (Чис. 6:24–26).
Стих 3. «Светильник» и «свет» являются символами Божьих благословений и водительства (3:4; 18:6; 22:28; 25:3; 33:28). «Светильником» обычно служил глиняный сосуд с оливковым маслом и фитилём. Пропитанный маслом фитиль медленно сгорал, давая свет.
Стих 4. «Как был я во дни молодости моей, когда милость Божия была над шатром моим». Фраза, переведённая как «во дни молодости моей» буквально означает «во дни моей осени» («когда я был в силе»; Современный Перевод, «дни моих лучших лет»; Новый Русский Перевод). Слово хореп означает время сбора осеннего урожая, когда зерновые достигали полного созревания. «Милость» (сод) также означает «совет», «близкие отношения» или «круг доверенных лиц» (Келер и Баумгартнер). Соломон говорил, что у Бога «с праведным общение [сод]» (Прит. 3:32).
Стих 5. Даже мысль о том, чтобы потерять своего ребёнка, уже мучительна. Боль от потери десяти детей в один миг ― тяжёлое испытание для любой семьи. Это также вынуждало Иова чувствовать себя отвергнутым Вседержителем.
Стих 6. «Когда пути мои обливались молоком и скала источала для меня ручьи елея!» Образы этого стиха служили символами изобилия материальных благословений (см. Втор. 32:13, 14; 33:24). Слово «молоко», хема, то же, что и в 20:17. Коровы и козы стад Иова давали молока в изобилии. Его было так много, что, образно выражаясь, Иов мог позволить себе роскошь мыть ноги в их молоке.
Упомянутая «скала», вероятно, является указанием на вытесанный в камне давильный пресс для масла. Одни из таких прессов был обнаружен в Гезере во время раскопок в 1969 г. Он был уплощён с боков и имел чашеобразное углубление, куда капало масло с выжатых созревших олив. «Елей» или оливковое масло широко использовался для приготовления пищи, как топливо и лечебная мазь.
ИОВ ПОЛЬЗОВАЛСЯ ПОЧЁТОМ СРЕДИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
«Когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище своё, юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их. Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня» (Иов 29:7–11).
Стих 7. Ворота города и площадь были теми местами, где заключались официальные деловые соглашения и рассматривались судебные дела. Сын Давида Авессалом извращал суд у городских ворот, подкупая себе сторонников из числа подданных Давида (2 Цар. 15:2–6). Ездра читал книгу закона Господнего собравшемуся на городской площади народу (Неем. 8:1–8). Вооз получил право выкупа собственности родственника у собравшихся возле ворот Вифлеема старейшин города (Руфь 4:1–10).
В 1969 г. в результате археологических раскопок в районе Гезера были обнаружены Соломоновы ворота с тремя нишами и скамьями с каждой стороны. Очевидно, что в этом месте совершались торговые и деловые сделки. Похожие ворота были найдены и в других городах Израиля, таких как Мегиддо и Азор.
Стихи 8–10. В этих стихах говорится о том уважении, которым когда-то пользовался Иов. «Юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли». Время использованных здесь глаголов указывает на то, что это были не разовые, а постоянные действия. Князья удерживались от речи и голос знатных умолкал в знак уважения к Иову как лидеру общины. Кроме того, князья персты полагали на уста свои, что было жестом почтительного страха и молчаливого смирения.
Стих 11. Выслушав Иова внимательно, люди произносили в его адрес благословения и подтверждали верность его суждений.
ИОВ ИСКРЕННЕ БЕСПОКОИЛСЯ О ДРУГИХ
«Потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и головная повязка. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом я был для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное» (Иов 29:12–17).
Стих 12. Былое положение Иова в обществе (29:7–11) было непосредственно связано с его великодушным отношением к страдальцам («беднякам»; Новый Русский Перевод) и сиротам. Ранее Елифаз голословно обвинил Иова в притеснении бедных (22:6–9), что Иов решительно опроверг. На самом деле он использовал своё влияние и авторитет в обществе в соответствии с Божьими требованиями (см. Пс. 71); он слышал вопли беззащитных и спасал их.
Стих 13. Иов оказывал помощь и поддержку погибавшему и вдове. В ответ они благословляли его и радовались его мудрому правлению.
Стих 14. Правда и суд были одеянием для Иова, как мантия и головная повязка. Он принимал решения в соответствии с высокими этическими и нравственными стандартами без всякого лицеприятия. Понятие облечения в эти нравственные качества, как в одежду, также встречается и в Новом завете. Павел призывал римских христиан «отвергнуть дела тьмы и облечься в оружие света» (Рим. 13:12), а также «облечься в Господа нашего Иисуса Христа, и попечение о плоти не превращать в похоть» (Рим. 13:14). Он взывал к ефесянам «облечься во всеоружие Божие, чтобы можно было стать против козней дьявольских» (Еф. 6:11). Он увещевал братьев в Колоссах «облечься как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение!» (Кол. 3:12).
Стихи 15, 16. Иов заботился о слепых, хромых и нищих, словно родной отец о своих детях. Ему не нужно было знать всех их лично, чтобы помогать им. Х. Роули пишет: «Это поистине великодушно. Немногие могут позаботиться о бедных, которых они знают лично. Но беспристрастно и справедливо рассматривать тяжбы незнакомцев, которые рисковали всем, было тем более необычно. Иов пользовался своей силой и влиянием не ради своих корыстных интересов, но ради правды».
Стих 17. Иов «сокрушал беззаконному челюсти», чтобы тот больше никогда не мог поглотить своих жертв. За этим образным выражением стоят решительные поступки по борьбе с преступлениями и несправедливостью.
ИОВ ВЕРИЛ, ЧТО ЕГО КОНЕЦ БУДЕТ СЛАВНЫМ
«И говорил я: “В гнезде моём скончаюсь, и дни мои будут многочисленны, как песок; корень мой открыт для воды, и роса ночует на ветвях моих; слава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей”» (Иов 29:18–20).
Стихи 18–20. До того как с ним и его семьёй произошли все эти ужасные беды, Иов был уверен в том, что его ждёт долгая, мирная и успешная жизнь. Гнездо (кен) является символом безопасности и комфорта своего дома. Иов представлял, как в глубокой старости тихо отойдёт в мир иной в окружении своей жены, десяти детей и других членов его большой семьи.
«Корень мой открыт для воды, и роса ночует на ветвях моих». Некоторым образом стих 19 напоминает нам обещание благословения в Пс. 1. Псалмопевец провозглашал, что всякий утешающийся законом Божьим, «будет, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет» (Пс. 1:3).
ЕГО СОВЕТЫ ВЫСОКО ЦЕНИЛИ
«Внимали мне, и ожидали, и безмолвствовали при совете моём. После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них. Ждали меня, как дождя, и, как дождю позднему, открывали уста свои. Бывало, улыбнусь им ― они не верят; и света лица моего они не помрачали. Я назначал пути им, и сидел во главе, и жил, как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих» (Иов 29:21–25).
Стихи 21–25. Этот отрывок завершается картиной, в которой благочестивый человек пользуется заслуженным уважением и почётом в обществе. Люди с уважением и терпением внимали совету Иова. Его слова утешали и подкрепляли их, подобно дождю позднему (см. Прит. 16:15). Слово малкош на иврите означало дожди, которые шли в марте и апреле. После засушливой зимы эти дожди были чрезвычайно важны для роста молодых растений.
Иов служил своему народу в качестве духовного вождя, который улыбался людям, когда они падали духом. Свет его лица ободрял их и побуждал поступать правильно.
Иов был избран главой своего народа или царём в кругу воинов. Нас не должны удивлять эти слова, поскольку в прологе к книге говорилось, что он «был знаменитее всех сынов Востока» (1:3).
> ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК
> СЛЕДУЮЩИЙ УРОК
#Иов #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев