Дан. 4 содержит несколько жизненно важных уроков для нас. Центральной темой гл. 4 является гордыня, но она связана и с другими важными уроками.
Глава начинается рассказом от первого лица самого Навуходоносора. Незадолго до этого царь издал указ «всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле» (Дан. 3:31). Он объявил, что целью этого указа было «возвестить... знамения и чудеса, которые совершил над [ним] Всевышний Бог» (3:32). После этого он прославил Бога (3:33). В 4:1-3 мы читаем о том, что последовало за тем, как Навуходоносор прославил Бога:
«Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моём и благоденствовал в чертогах моих. Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моём, и видения головы моей смутили меня. И дано было мной повеление привести ко мне всех мудрецов вавилонских, чтобы они сказали мне значение сна» (Дан. 4:1-3).
Даниил в своей книге часто приводит разного рода перечисления. Одно из них находится в ст. 4: тайноведцы, обаятели, халдеи и гадатели. Царь рассказал им свой сон, но никто из названных людей не смог истолковать его. Мы можем легко догадаться, кто в итоге объяснил царю значение его сна: Даниил. В 4:5 Навуходоносор сказал: «Наконец вошёл ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего». Богом Вавилона был Мардук, другим именем которого было Бел. Вавилонское имя Даниила, «Валтасар», было дано ему в честь этого бога.
Итак, Даниил предстал перед царем, который признавал, что в нем был «Дух святого Бога» (4:5). Затем Навуходоносор рассказал Даниилу свой сон (4:7-9). Царю приснилось огромное дерево с большими ветвями и буйной листвой. Оно давало пропитание всему живому. В тени его ветвей находили обитание звери, а птицы вили в них свои гнезда.
В этом сне царь увидел «как святой страж сошёл с небес» (4:10, Новый Русский Перевод; срав. «святого Ангела, сходящего с небес», Современный Перевод). Этот ангел-страж возвестил следующее послание:
«Срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы небесные с ветвей его; но главный корень его оставьте в земле, и пусть он, в узах железных и медных, среди полевой травы орошается небесной росой, и с животными пусть будет часть его в траве земной. Сердце человеческое отнимется у него и дастся ему сердце звериное, и пройдёт над ним семь времён» (Дан. 4:11-13).
Мы не можем с полной уверенностью сказать, что означает «семь времен». Общепринято считать, что речь идет о семи годах. Число «семь» означало полноту, совершенство в апокалиптических книгах, таких, как книга пророка Даниила. Это может быть какое-то полное число, или, говоря иначе, «полнота времен». Должно было пройти семь времен до исполнения приговора, вынесенного царю в его сне. Это время было отведено ему (и другим), чтобы усвоить один важный урок.
Голос из сна Навуходоносора произнес:
«Повелением Бодрствующего это определено и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и даёт его кому хочет, и поставляет над ним уничижённого между людьми» (Дан. 4:14).
В этом стихе звучит главная тема гл. 4: «Всевышний владычествует над царством человеческим». Эти же слова мы читаем еще, как минимум, два раза (4:22, 29).
Навуходоносор был величайшим правителем на земле. Никто не мог противиться ему. Однако ему было нужно понять, что в мире была сила, намного превосходящая его. Ему нужно было усвоить, что Всевышний Бог владычествует над всеми царствами человеческими. Если Бог захочет кого-то лишить власти, Ему не понадобится для этого много времени. Мы все находимся в Его власти. Подобная мысль звучит в Рим. 13:1: «Всякая душа да будет покорена высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Павел говорил христианам, чтобы они повиновались властям, ибо не было власти, которая была бы не от Бога. Это не означает, что Бог одобряет все, что делают правители мировых держав, это означает, что Бог управляет делами людей. По Его провидению и по Его водительству назначаются мировые правители — и не менее быстро Бог лишает их силы и власти.
ПЕРВАЯ ИСТИНА, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ ЗДЕСЬ, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ГОРДОСТЬ ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ НЕУМЕСТНОЙ
Во сне Навуходоносора прозвучало осуждение его гордыни. Никто из царских мудрецов не смог объяснить ему значение его сна, поэтому царь обратился за помощью к Даниилу (4:15). И снова Бог дал Даниилу способность истолковать сон царя.
Ст. 19 свидетельствует о том, что Даниил воспринял этот сон близко к сердцу. Услышав сон царя, тот встревожился и смутился; но царь призвал его не беспокоиться. На это Даниил ему фактически ответил: «Если бы только этот сон предназначался твоим врагам, а не тебе!» Этот сон содержал очень плохое послание для царя. По сути, Даниил сказал: «Мне очень жаль это слышать, и мне очень жаль, что мне придется сказать тебе, что это означает для тебя, царь». Тем не менее он истолковал царю этот сон (4:17-19).
Даниил сказал, что дерево олицетворяло самого царя. Подобно тому, как широко разрослось это дерево, власть царя распространилась до краев земли. Послание «святого Ангела», «святого стража» возвещало то, что будет происходить с царем в течение «семи времен».
Даниил подтвердил: «Вот значение этого, царь, и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя» (4:21). Он ясно и однозначно сказал, что произойдет: царь «будет отлучён от людей» (4:22).
Царю даже было сказано, как долго будет длиться его наказание: «семь времён пройдут» над ним. И затем вновь звучит центральная тема этой главы, урок, который царь должен был усвоить по истечении назначенного срока, что «Всевышний владычествует над царством человеческим и даёт его, кому хочет». Это основная тема как данной истории, так и гл. 5. По сути, это одна из главных тем всей книги.
Тот факт, что главный корень дерева будет оставлен (4:23), означает, что это наказание будет временным. Навуходоносор вернет свое царство, после того как усвоит урок. Именно для этой цели Бог заставит Навуходоносора пройти через испытания. За эти семь лет должно будет произойти что-то, что заставит царя понять, что все находится во власти Бога небес.
Даниил предпринял последнюю попытку призвать Навуходоносора покаяться и обратиться к истинному Богу (4:24). Он предложил царю искупить свои грехи «правдой» и «милосердием к бедным». Он надеялся, что, если царь покается, Бог продлит его благоденствие. Судя по всему, царь не прислушался к нему, и сон должен был исполниться. Поэтому в ст. 25 написано: «Всё это сбылось над царём Навуходоносором». Повествование переходит к третьему лицу.
ВТОРАЯ ИСТИНА, КОТОРУЮ МЫ ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО НЕПОКОРНЫЕ БУДУТ ПОСРАМЛЕНЫ
С некоторыми это произойдет уже при этой жизни, с остальными — в следующей. Мы видим, как сильно Бог унизил этого царя, чтобы научить его смирению.
Спустя год после этого сна царь «расхаживал по царским чертогам в Вавилоне» (4:26). Размышляя о своих достижениях, он воскликнул: «Я построил великий Вавилон! Какой же силы, и славы, и величия я достиг!» (см. 4:27). Иными словами, Навуходоносор заявил: «Это все благодаря мне!»
Эти горделивые слова еще были в его устах, как с небес раздался голос:
«Тебе говорю, царь Навуходоносор! Царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твоё с полевыми зверями; травой будут кормить тебя, как вола. И семь времён пройдут над тобой...» (Дан. 4:28, 29).
В конце ст. 29 снова повторяется главная тема этой главы. Она звучит в ст. 14, 22 и 29. Бог снова возвестил урок, который должен был усвоить царь: «Всевышний владычествует над царством человеческим и даёт его кому хочет». Бог снова и снова напоминал Навуходоносору: «Помни, кто дал тебе всю эту власть и силу!»
В ст. 30 сказано: «Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором...» Это невероятное пророчество исполнилось, и царь был отлучен от людей. Он питался полевой травой, как дикое животное, его волосы отросли и стали похожими на косматую гриву зверя, а ногти уподобились когтям хищной птицы. Вы можете представить это? Очевидно, Навуходоносор страдал от обширного умственного расстройства, а его внешность изменилась под влиянием его измененного рассудка.
В отсутствии царя Навуходоносора, чей разум помрачился, кто-то должен был взять на себя задачу управления делами государства. Возможно, этим занимались его советники, пока он не восстановился. Некоторые исследователи утверждают, что в древних записях о царствовании Навуходоносора имеется пробел в несколько лет.
В нашем распоряжении находятся записи до и после этого периода, но отсутствуют какие-либо убедительные исторические свидетельства о том, что происходило в этот период. Считается, что этот «временной пробел» может объясняться событиями, о которых сообщается в Библии. Возможно, царь и его мудрецы не пожелали зафиксировать в хрониках произошедшее с Навуходоносором в этот период времени.
ТРЕТЬЯ ИСТИНА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО БОГ МИЛОСТИВ
Он мог бы полностью уничтожить царя, но Он дал ему возможность узнать, что Бог владычествует над всеми. Бог всегда поступает по Своей милости. По завершению семи времен к Навуходоносору вернулся разум. Он говорит:
«Я, Навуходоносор, возвёл глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне. И благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Вечноживущего» (Дан. 4:31).
История снова возвращается к повествованию от первого лица. В указе царе были следующие слова из 4:31, 32:
«Которого владычество — владычество вечное и Которого Царство — в роды родов. И все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "Что Ты сделал?"» (Дан. 4:31, 32).
Хотя Навуходоносор несколько раз был впечатлен могуществом Бога Израиля, вероятно, он не принял обрезания, чтобы обратиться в иудаизм. Навуходоносор верил во многих богов, и он признавал силу и могущество Бога иудеев. Насколько нам известно, он оставался политеистом до конца своих дней, хотя ранее в книге мы были свидетелями того, как сильно он был впечатлен тем, как Бог Даниила открывал тайное.
Придя в себя, Навуходоносор вернулся к своему прежнему положению власти. Однако следует отметить два изменения: его «величие еще более возвысилось», и он научился прославлять Царя небес (4:33, 34).
На этом заканчивается история о могучем дереве с раскидистыми ветвями, покрытыми буйной листвой, в которых гнездились птицы, и в тени которых находили прохладу и покой все звери. Это дерево, конечно же, символизировало самого Навуходоносора. Оно было срублено, но его главный корень был сохранен и закован в железо и медь, чтобы оградить его [царя] от полного разрушения. После того как прошли семь времен, царь вернулся к прежней жизни. Все это случилось в полном соответствии с пророчеством из его сна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего этого следует еще одна истина: Бог постоянно предостерегает человечество. Он предупредил Навуходоносора, и через него Он предупреждает нас.
Навуходоносор рассказал свою собственную историю всем народам. Он сказал, что научился чтить Бога. Его личный опыт содержит несколько ценных уроков: мы видим, что гордыня всегда неуместна, что гордые и непокорные будут уничижены, и что Бог — милостив.
Одним из камней преткновения, который мешает нам славить Бога должным образом, является гордость. «Погибели предшествует гордость» (Прит. 16:18). Иисус сказал: «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:12). https://dzen.ru/a/ZpQqMUddYEnhIWMm #ЛюдиБиблии #Пророки #КротостьСмирение #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев