(ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ)
Каждое богослужение должно быть уникальным. Наше поклонение, разумеется, никогда не должно отходить от Божьей воли, но оно каждый раз должно источать обновленное чувство благодарности за Его недавно полученную милость. Порядок богослужения может оставаться тем же самым от службы к службе, однако всякий раз, собираясь вместе, мы восхваляем Бога за проявление Его любви к нам с того времени, как мы в последний раз собирались на богослужение.
Псалом 95 приглашает всех соединиться в воспевании хвалы Богу за Его чудесные благословения. В псалме также разрабатывается тема поклонения с призывом в поклонении Ему воспевать новую песнь, в которой мы должны славить Его за недавние благословения.
Септуагинта содержит интересный подзаголовок: “На построение дома после пленения. Песнь Давида”. Если заголовок верен, то поводом для исполнения этого псалма была радость по поводу процесса восстановления храма после пленения. Хотя псалом могли использовать в то время, наверняка он был написан, или же Давид распорядился о его написании, задолго до него.
Дополнительным доказательством более ранней датировки псалма является тот факт, что он почти слово в слово повторяется в 1 Пар. 16:23-33 в составе более длинного произведения, которое Давид повелел написать Асафу и его братьям в честь перенесения ковчега завета в Иерусалим. Через много лет после написания псалма он был слегка видоизменен и включен в IV книгу псалмов.
Являясь типичным хвалебным гимном, псалом попеременно то призывает к поклонению, то приводит причины для такого призыва. Таким образом, псалом не только приглашает нас поклониться Богу, но также дает исчерпывающий ответ на вопрос, почему мы должны Его восхвалять.
I. ПОТОМУ ЧТО В НЕМ ВЕЛИКАЯ СИЛА (ст. 1-6)
Во-первых, в псалме говорится о том, что все должны восхвалять Бога за Его великие дела. Вся земля должна взирать на проявления Его любви и превозносить Его за это в радостном поклонении.
“Воспойте Господу песнь новую... Пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его! возвещайте в народах славу Его. Ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил. Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его” (ст. 1-6).
Призыв воспеть песнь удивления и благодарности Богу разносится ко всем народам, а не только к Израилю. Как сказал А. Ф. Киркпатрик, “Новые милости заслуживают новых выражений благодарности.” Всякий раз, когда Бог как-то особенно благословляет Свой народ, необходимо по-новому выразить нашу хвалу. В данном случае Бог совершил нечто такое удивительное и щедрое, что все жители земли приглашаются присоединиться к восхвалению Бога за это. Повеление петь в первых двух стихах звучит трижды. Люди должны были в своем пении прославлять Его имя и рассказывать об избавлении, которое постоянно дарует им Бог.
Для израильского народа слова стиха 3 были тем же, что для церкви Великое поручение Иисуса. Миссионерским наказом Ветхого Завета Израилю было распространение в народах вести о славе и величии Бога.
Израиль должен был возвещать повсюду Божье спасение. Слово “спасение” имеет широкое значение, включающее любое избавление, дарованное Богом Своему народу. Возможно, в данном псалме речь идет об обильном излитии Божьей благодати, например в возвращении пленников в Иерусалим для восстановления храма и города.
Ход мыслей на протяжении всего псалма направляют слова “идите”, “воспойте” и “ибо”. “Ибо” появляется в стихах 4, 5 и 13. В стихе 4 “ибо” указывает, что побуждать к поклонению должно Божье величие. Наш Бог живой и истинный, в то время как идолы - это безжизненные статуи. Истинный Создатель, сотворивший небо и землю и все, что их наполняет, не имеет соперников. Идолы - это лжебоги, всего лишь куски дерева или камня. Бог - страшен (ст. 4), Он паче всех богов, выдуманных человеком, потому что Он Бог истинный, Создатель всего (ст. 5).
Бог так велик и милостив, что называются две блестящие добродетели: слава и величие, идущие впереди Него, куда бы Он ни шел, и пребывающие перед Ним, где бы Он ни остановился. Сила и великолепие также постоянно окружают присутствие Его, как прекрасное облако, излучающее высокий порядок Его существа (ст. 6).
Почему мы должны восхвалять Бога? Давайте восхвалять Бога за Его могущество!
II. ПОТОМУ ЧТО ОН ВЕЛИКИЙ ЦАРЬ (ст. 7-10)
Еще одним поводом для поклонения Богу является Его верховная власть.
“Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его; поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля! Скажите народам: Господь царствует! Потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде” (ст. 7-10).
Точно так же, как в начале псалма трижды упоминается повеление “воспойте”, в этом разделе трижды повторяется повеление “воздайте”. Племена народов должны воздавать Господу “славу и честь”, ибо величественно имя Его. Хотя говорится, что эти дары должны быть “даны” Ему, Он уже и так обладает ими. Поклоняющиеся Ему должны возвещать о Его славе и силе остальным людям. Мы воздаем славу Его имени, когда в полной мере признаем Его существование, Его великую силу и то, что Он делает для нас.
В дни Ветхого Завета центральный элемент поклонения всегда был связан с определенной формой жертвоприношения. Поэтому поклоняющимся Яхве сказано “нести дары” во дворы Его. Такие жертвы указывают на повиновение Богу и признание Его святости и праведности.
Дух их поклонения также отражен во фразе “во благолепии святыни”, или, выражаясь современным языком, “в красоте святости”. Поклоняющийся приходил на богослужение “облеченным” в святость. Его внешний вид, мысли, поведение и настроение были созвучны природе и личности Бога и выражали почтение к Нему. Во время поклонения не могло быть и речи о небрежности. Оно должно было проходить в благоговейном страхе, поэтически описанном в псалме фразой “трепещи пред лицом Его”.
Господь - Царь. Пусть каждый признает Его владычество. Необходимо в полной мере осознать величие истины о Его царском статусе. Его верховная власть должна провозглашаться даже среди языческих народов.
До тех пор, пока человек не поймет, что Господь царствует, он слепо бредет по жизни. Как только он уверует и примет эту истину, он обретает уверенность в том, что мир, находясь под руководством и заботой Бога, управляется Его праведным законом и судом. Поскольку Бог царствует, мы имеем уверенность в том, что “тверда вселенная, не поколеблется” (ст. 10). Его правление никогда не будет захвачено кем-то другим или уничтожено. Знание истины о царствовании Бога дает верующим утешение, в котором они так отчаянно нуждаются: чувство, что они в безопасности.
В стихе 10 мы находим ядро псалма, которое можно перефразировать следующим образом: “Он будет судить народы праведно”. Какое удовлетворение и восторг охватывает нас при мысли, что управление миром и его делами находится в компетентных руках Всемогущего Бога! Любое дело под силу Ему!
Почему мы должны восхвалять Его? Давайте восхвалять Бога за то, что Он Царь земли!
III. ПОТОМУ ЧТО В НЕМ ВЕЛИКАЯ ПРАВДА (ст. 11-13)
Приводится еще одна причина для восхваления Бога: это Его личность, Его праведность.
“Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицом Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей” (ст. 11-13).
В этих стихах небесам, земле, морю и полям повелевается поклониться Богу. Божье творение приглашается присоединиться к воспеванию хвалы Богу и Его справедливому управлению миром. Здесь мы опять сталкиваемся с красотой приема “лестницы”, или восходящего параллелизма, с помощью которого указывается, почему все должны восхвалять Бога: Он грядет судить население земли по истине и правде.
Обычно, размышляя о Божьем суде, мы испытываем трепет, но в каком-то смысле мы должны ликовать при этой мысли. Когда придет Его суд, все, что не есть благость и истина: несправедливость, обман, насилие - будет исправлено. Позитивная и конструктивная сторона Божьего суда должна ободрять тех, кто поклоняется Ему. Когда все вокруг нас приходит в беспорядок, мы находим надежду и утешение в приближении Божьего суда.
Почему мы должны восхвалять Его? Давайте поклоняться Ему потому, что в Нем великая правда!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поклонение Богу является правильным и надлежащим делом. Он заслуживает нашей похвалы в силу того, что Он всемогущ, что Он Царь и что Он праведен.
Как мы знаем, мир полон различий: люди отличаются от звезд, луна от солнца, птицы от остальных животных и рыбы от камней. Не существует двух совершенно одинаковых людей. У них разное происхождение, разные мысли и таланты.
Однако псалом 95 говорит о том, что Его творение должно быть едино в одном - в восхвалении Бога. Всякая тварь принадлежит Богу и должна почитать своего Творца и Благодетеля. Камни, горы и звезды должны непрестанно свидетельствовать о Боге, который сотворил их. Больше им нечего сказать. Он их единственный Создатель. Звери лесные, птицы небесные и рыбы морские делают то, что Бог им предназначил, и этим прославляют Его. Этим они восхваляют руку, сотворившую их. Из всего Божьего творения только человек в состоянии выбрать, чем ему заниматься. Поэтому он должен добровольно и с радостью поклоняться Богу, Который сотворил его, одарив всевозможными благословениями.
Поклоняйтесь Богу с благоговением, радостью и непрестанно. Если вам сложно найти повод для восхваления Бога, в этом псалме вы его найдете: это Его великая сила, Его верховное владычество и Его абсолютная праведность. https://dzen.ru/a/ZUVYX4iUwn_Dvp19 > ПРЕДЫДУЩАЯ ПРОПОВЕДЬ
> СЛЕДУЮЩАЯ ПРОПОВЕДЬ
#Псалмы #ВсеПроповеди #Бог #Прославление
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1