(Откровение 3:7-13)
Напоследок Иисус оставил самую лучшую и самую плохую церкви. На этом уроке мы будем изучать самую лучшую церковь - филадельфийскую.
Филадельфия находилась к юго-юго-востоку от Сардиса. Город был не таким большим, процветающим и известным, как те, что располагались на побережье, но все же и о нем есть что рассказать. Свое название город получил в честь основателя, пергамского царя Аттала II Филадельфа. Слово “Филадельф” состоит из двух греческих слов: “любовь” (филиа) и “брат” (адельфос) и, таким образом, означает “любовь брата”, или “братская любовь”. Этот титул был присвоен Атталу за его верность старшему брату Евменесу.
Филадельфия стояла на торговых путях, ведущих в Мисию, Лидию и Фригию, из-за чего ее прозвали “воротами на восток”. Аттал основал ее как миссионерский город, чтобы распространить греческий язык и греческую культуру в Лидии и Фригии. Город был небольшой, но располагался он в плодородной местности и был знаменит производством вина. Благодаря количеству и великолепию храмов и общественных зданий, его иногда называли “малыми Афинами”.
Следует отметить геологическую особенность города: он был построен на линии разлома земной коры и поэтому испытал на себе землетрясений сверх всякой меры. Гомер Хейли пишет: “Наряду с... другими городами в этом районе [включая Сардис], Филадельфия была разрушена страшным землетрясением в 17 г. н.э. …Несколько лет жителей этой местности терроризировали непрерывные подземные толчки, и страх заставил большинство горожан перебраться за город и поселиться там в хижинах”.
Для Господа самым главным в городе была община Его народа - церковь, которая подверглась суровым испытаниям в прошлом и которой в будущем предстояло столкнуться с еще большими трудностями. Послание Иисуса, в котором не содержится ни одного упрека, было написано для того, чтобы утешить эту небольшую группу дорогих Ему людей.
УТЕШЕНИЕ НАПОМИНАНИЕМ О СЕБЕ
Первым делом Иисус утешил членов церкви напоминанием о Своей истинной сущности:
“И ангелу [вестнику] филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит” (Отк. 3:7).
Гонители будут разоблачены
Иисус называет Себя Святым. Так называли Бога (Ис. 40:25; Авв. 3:3; Отк. 6:10). Поэтому Иисус употреблением этого слова (3:7) подтверждает Свою божественность - но не только это. Будучи Богом святости, Он не может и не станет терпеть грех. Это слово было гарантией того, что злодеи понесут наказание, и особенно те, кто гнал христиан.
Затем Он называет Себя Истинным. Филадельфия была наводнена лжебогами и даже лжеиудеями (3:9), но Иисус был истинным и надежным.
Были ли подобные свойства утешительны для гонимых христиан? В главе 6 обращающиеся к Господу мученики называют Его “святым и истинным” (6:10). Он свят, и поэтому они знали, что Он осудит грех. Он истинен, и поэтому они знали, что Он отомстит за Свой народ.
Будет проявлена сила
Иисус заявляет, что имеет “ключ Давидов” (см. Ис. 22:15-25). Обладание “ключом” означает обладание властью, особенно властью допускать или отказывать в допуске. Тот факт, что Иисус имеет ключ Давидов, доказывает, что Он Мессия, потомок Давида (2 Цар. 7:16), и теперь правит с Давидова престола (Деян. 2:30-36).
Один только Иисус владеет этим ключом. Поэтому никто не может закрыть то, что Он открывает, и никто не может открыть то, что Он закрывает. Он говорит христианам в Филадельфии, что отворил перед ними “дверь, [которую] никто не может затворить” (3:8). Силы сатаны могут временно расстроить Господни планы в отношении Его церкви, но в конце они все равно исполнятся.
УТЕШЕНИЕ ПОХВАЛОЙ
Каждому нравится, когда его ценят, и Иисус показал этой верной церкви Свое одобрение:
“Знаю твои дела: вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они иудеи, но не таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут, и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле” (Отк. 3:8-10).
Небольшая, но плодотворная
Иисус сказал общине: “Не много имеешь силы”. Иисус мог подразумевать ее небольшую численность, нехватку талантов или скромное финансовое положение. Может быть, Он даже намекал на пренебрежительное отношение общества к общине из-за социального положения некоторых ее членов (см. 1 Кор. 1:26).
Иисус сказал об их немногой силе не для того, чтобы смутить, а чтобы похвалить их. Несмотря на свои небольшие возможности, они не пользовались этим как отговоркой, чтобы ничего не делать. Напротив, они делали все возможное, используя то, что имели. Альфред Пламмер так определяет основную мысль этого отрывка: “Именно потому, что вы хорошо используете те малые силы, которые имеете, Я и дал вам такую возможность, которую никто не сможет у вас отнять”.
Бог никогда не ждет от нас большего, чем мы способны сделать, но Он ждет от нас, что мы будем использовать те ресурсы, которые Он дает нам. Мне знакома философия как отдельных христиан, так и целых общин: “Раз мы не можем сделать много, то не будем делать ничего”. Филадельфийская же церковь походила на ту женщину, которая удостоилась похвалы Иисуса в Мк. 14:8 за то, что “она сделала, что могла”.
Гонимая, но стойкая
Одно, что могли сделать (и делали) христиане, - это оставаться верными. Иисус сказал: “Ты... сохранил слово Мое, и не отрекся от имени Моего. Ты сохранил слово терпения Моего”. Во время Своего земного служения Иисус говорил ученикам: “Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое” (Ин. 14:23).
Фразы “сохранил слово Мое” и “не отрекся от имени Моего”, в которых используется время аорист, предполагают одноразовое событие. Очевидно, в прошлом был некий период, когда их вера подверглась суровому испытанию - может быть, именно тогда, когда был убит Антипа (2:13). Несмотря на принуждение отречься от Иисуса и исповедать императора, они выстояли.
Как они смогли это сделать, если “не много имели силы”? Очевидно, подобно Павлу, они научились полагаться на силу Господа: “Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен” (2 Кор. 12:9, 10; см. также Ис. 40:29; Евр. 11:34).
Если бы я подошел к мосту над пропастью, я бы не спрашивал себя, достаточно ли сильны мои ноги, чтобы перепрыгнуть через эту пропасть. Я бы спросил, достаточно ли крепок этот мост, чтобы удержать меня, когда я пойду по нему. Так и мы, сталкиваясь с жизненными испытаниями, не должны спрашивать, достаточно ли мы сильны; правильно будет спросить, достаточно ли силен наш Господь. Филадельфийская церковь ответила на этот вопрос многократным “Да!”
УТЕШЕНИЕ СВОЕЙ ЗАБОТОЙ
Филадельфийские христиане оказались стойкими, и поэтому в будущем их ждет множество поразительных событий.
Возрастание возможностей
Иисус обещает и в дальнейшем открывать перед ними особые возможности: “Вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее” (ст. 8). Образ открытой двери употребляется в Новом Завете для обозначения особых возможностей, особенно для распространения евангелия (Деян. 14:27; 1 Кор. 16:9; 2 Кор. 2:12; Кол. 4:3). Хотя Филадельфия была основана Атталом как миссионерский город для распространения греческой культуры, Бог сделал этот город миссионерским центром для распространения евангелия в землях к востоку от Малой Азии.
Неожиданное счастливое следствие использования всех имеющихся ресурсов для того, чтобы сделать все возможное, состоит в том, что Господь увеличивает наши силы. Если мышцы тренировать, они становятся сильнее и могут сделать больше. Два таланта могут превратиться в четыре (Мф. 25:17).
Конечно, церкви нужно было воспользоваться этой возможностью. Иисус открывает дверь и приглашает нас войти, но Он не заталкивает нас. Филадельфийские христиане должны были еще реализовать данное им преимущество. Очевидно, Господь не сомневался в том, что они и в дальнейшем будут делать все возможное, используя свой новый потенциал.
Вознагражденное упорство
И вновь Иисус говорит, что они будут вознаграждены за веру в Него: “Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя” (ст. 9).
Мы познакомились с выражением “сатанинское сборище”, когда изучали послание к смирнской церкви (2:9). Тогда мы отметили, что оно означает обычное собрание (синагогу) иудеев, отвергших Иисуса как Мессию. Они были названы “сатанинским сборищем” потому, что выполняли работу сатаны. Павел подчеркивал, что “истинными” иудеями были те, кто принял Иисуса (Рим. 2:28, 29). Мы также видели, что у двух общин, не получивших осуждения, - смирнской и филадельфийской - было еще нечто общее: обе подвергались гонениям со стороны иудеев. После разрушения Иерусалима в 70 г. в синагогах усилилось противостояние христианам. Вероятно, иудеи использовали свое политическое влияние, чтобы побудить римские власти осуществлять еще большие репрессии по отношению к христианам.
В Своем письме в Смирну Иисус дал понять, что община переживет нападки сатанинского сборища. Его обещание филадельфийский церкви идет гораздо дальше: “Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя”. Некоторые полагают, что эти слова относятся к принявшим христианство филадельфийским иудеям, что это было частью “отворенной” перед общиной “двери”. Другие считают, что в обещании говорится о том, что непокаявшиеся иудеи не хотели признать того факта, что христиане тоже были особым Божьим народом. Что бы еще ни означали эти слова, Библия ясно учит, что настанет день, когда все неверующие признают, что Иисус есть Сын Божий (и поэтому следовавшие Ему были правы):
“Ибо написано: «Живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено...»” (Рим. 14:11).
“Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” (Фил. 2:10, 11).
Гарантированное покровительство
Иисус заверил филадельфийскую церковь в Своем постоянном покровительстве: “И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я охраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле” (ст. 10). Они были гонимы в прошлом и еще более трудные испытания ждали их впереди, но Иисус обещал быть с ними. Обратите внимание на игру слов: за то, что они сохранили Его слово, Он будет охранять их.
Выражение “година искушения” означает еще более сильный террор в ближайшем будущем. Многие премилленарии учат, что “година искушений” означает великую семилетнюю скорбь, которая придет на землю непосредственно перед тысячелетним царствованием Иисуса. Однако заметьте: греческий текст содержит идею того, что эта “година испытаний” обещана в скором будущем (см. Современный Перевод: “Я... буду охранять вас во время испытаний, которые надвигаются на весь мир). Иисус говорил не о периоде скорби, который должен наступить через двадцать веков, а о проблемах ближайшего будущего. В главах 6—19 используются разные образы, чтобы поведать нам об этом ужасном периоде испытаний. Заметьте, что “година искушения” наступит не только для христиан, но для “всей вселенной”, и единственной целью этого будет “испытать живущих на земле”. В Откровении “живущие на земле” означают неверующих (6:10; 8:13; 11:10; 13:8, 14; 17:8). Этот отрывок позволяет нам узнать, что одна цель, которую Бог преследует, допуская на землю несчастья, состоит в том, чтобы привести людей к покаянию. Не забывайте об этом, когда мы будем изучать Откровение; это ключ к пониманию того, чего Бог желает достичь теми ужасными несчастьями, которые описаны в книге.
Главная мысль Иисуса в стихе 10 заключается в том, что Он будет охранять (оберегать и защищать) христиан от “годины искушения”. Предлогом “от” переведено греческое эк (“из”). Этот предлог может означать либо “невосприимчивость, иммунитет...” либо “благополучное преодоление”. Означает ли он в 2:10 “невосприимчивость”? Надо ли думать, что Иисус чудесным образом сделал прививку христианам, чтобы их не коснулись война, голод и лишения, что Он окружил их невидимым барьером, непроницаемым для мечей, стрел и топоров, что Он сделал Свой народ огнеупорным и противоударным? Конечно, нет, и вы это знаете. До конца испытаний погибнет много христиан (см. 6:9; 17:6). Следовательно, обещание Иисуса должно означать, что Он “благополучно проведет их через” эти испытания.
Нам, христианам, не было обещано освобождение от испытаний, но нам обещаны духовные силы для того, чтобы выстоять (2 Кор. 12:9; 2 Тим. 3:12; 4:18; Евр. 4:16). Одним из ключевых факторов заботы Иисуса является новое отношение - иная точка зрения на то, что важно, а что не важно. Пример такого отношения показал Павел и другие безжалостно гонимые:
“...Мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется” (2 Кор. 4:16).
“...Мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»” (Евр. 13:6).
“Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение” (Фил. 1:21).
Иисус обещал филадельфийским христианам, что Он не оставит их, когда придут испытания. Не оставит Он и нас (Евр. 13:5).
УТЕШЕНИЕ СВОИМ ПОНИМАНИЕМ
Забота Господа будет зависеть от верности церкви. Иисус знал, что им было нужно, чтобы оставаться сильными.
“Гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего” (Отк. 3:11).
Гарантия Его присутствия
Этим христианам нужна была уверенность в присутствии Иисуса, поэтому Он сказал: “Гряду скоро”, - чтобы защитить их и покарать их врагов.
Требование их терпения
Их также нужно было побудить не сдаваться, поэтому Он призывает: “Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего”. Это тот же самый “венец”, что и в стихе 2:10: стефанос, венок победы. Чтобы подчеркнуть, что венец (то есть спасение) можно потерять, Иисус использует образ украденного вором сокровища. Это одно из многочисленных мест в Откровении, которое учит о возможности отступничества. Для каждого верного христианина на небесах припасен венец (2 Тим. 4:8), но его можно и потерять. Чтобы этого не произошло, филадельфийские христиане должны были крепко держать то, что они имели.
Эти христиане имели мало, но, если говорить о значимых вещах, они владели многим: у них было спасение, Слово, их вера в Господа, та малая сила, которую им дал Бог, новые возможности и обещания Иисуса. От них требовалось твердо держаться этого и никогда, никогда, никогда не выпускать из рук. Павел говорил христианам, что они будут спасены евангелием, “если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам” (1 Кор. 15:2).
УТЕШЕНИЕ СВОИМИ ОБЕЩАНИЯМИ
До этого момента обещания Иисуса в письме, главным образом, касались того, что Он сделает для верных в этой жизни. В завершение письма Он захотел сказать им, что для них уготовано в грядущей жизни:
«Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Отк. 3:12).
Видное положение
Нам понятен основной смысл ссылки Иисуса на “столп”. У некоторых зданий есть столпы (колонны, опоры), и мы по-прежнему употребляем такие выражения, как “надежная опора”, “столпы общества”, “столп науки” и т.п. Под “столпом” мы подразумеваем то, что поддерживает и подкрепляет (см. 1 Тим. 3:15), а также видного, выдающегося человека (см. Гал. 2:9).
В новозаветные времена понятие “столп” имело дополнительное значение. Иногда подобные колонны воздвигали в честь прославленных людей и выбивали на них имена вместе с информацией о них. Сегодня ситуация с древней Филадельфией схожа с той, что сложилась с древней Фиатирой: там, где стоял древний город, почти невозможно проводить раскопки, так как на том же самом месте нынче раскинулось новое поселение, которое называется Алашехир. Раскопан лишь один квартал в центре города, но и он содержит одну особенность, интересную для нашего изучения. Там сохранилось несколько древних колонн с высеченными на них именами героев.
Вероятно, все это - и более того - Иисус и представлял Себе, когда говорил: “Сделаю [его] столпом в храме Бога Моего”. В этой жизни филадельфийские христиане считались слабыми, но Иисус собирался сделать их “столпами силы”.
Постоянство
Очень важно, что здесь указывается на постоянное пребывание, потому что Иисус подчеркнул: “И он уже не выйдет вон”. (В греческом тексте здесь использовано двойное отрицание, что делает это заявление особо эмфатичным: “Он уже не выйдет, ни в коем случае!”). Филадельфийцы часто убегали из города, чтобы не погибнуть под падающими зданиями, но на небесах Господни столпы ничто не покачнет и не сдвинет! Когда мы попадем на небеса, время испытаний закончится. Нам гарантировано наше пребывание там на веки вечные! Страстное желание псалмопевца будет, наконец, исполнено: “Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его” (Пс. 26:4).
Бл. Августин писал: “Кто... не будет стремиться в такой город, из которого не уйдет ни один друг и в который не войдет ни один враг?”
Господень удел
Иисус пообещал начертать на каждом столпе “имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего... и имя Мое новое”. Эти имена придают больше важности колоннам и указывают на связь с божественным.
На нас будет начертано Божье имя, потому что Он - наш Отец, который отрет каждую слезинку с наших глаз (7:17; 21:4).
“Новый Иерусалим, нисходящий с неба от Бога Моего” - еще одно наименование нашего небесного жилища (см. 21:2, 10). Старый Иерусалим был разрушен римлянами в 70 г., более чем за двадцать лет до написания Откровения, но христиане могли ждать прихода “вышнего Иерусалима” (Гал. 4:26; см. Евр. 12:22), вечного города, “имеющего основание, которого художник и строитель - Бог” (Евр. 11:10; см. также Евр. 13:14). Имя “нового Иерусалима” будет выгравировано на нас, потому что это будет наш постоянный адрес. Большинство авторов сходятся во мнении, что это - прославленная церковь на небесах, а слова “нисходящий с неба” подчеркивают, что это Божья забота о нас.
Кроме того, мы получим “новое имя” Иисуса - точно так, как невесте оказывается честь тем, что она получает имя жениха. Как христиане, мы являемся частичкой Христовой невесты, церкви (Еф. 5:23-33). Когда-нибудь Он явится, чтобы принять нас к Себе. И тогда, “когда [Он] откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть” (1 Ин. 3:26).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
“Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам” (Отк. 3:13).
Это письмо говорит что-то очень ценное и мне лично. Оно призывает меня к действию. Я должен более усердно искать данные Богом возможности и использовать их. Я должен обновить свое обязательство повиноваться Его Слову и никогда не отрекаться от Него. Я должен еще крепче держаться всего того, что Бог доверил мне, чтобы не потерять свой венец. Но самое главное, это письмо ободряет меня. Пусть я слаб, но когда-нибудь и я смогу стать столпом силы и непоколебимости.
Кто-то сказал, что все мы должны прикрепить к себе табличку с надписью: “Ведутся строительные работы”. Мне нравится та мысль, что Он продолжает работать надо мной. Если я стою к Нему близко и не впадаю в отчаяние, Он сумеет что-то из меня сделать! https://dzen.ru/a/Zdt1RGtFz2D1txk1 > ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК
> СЛЕДУЮЩИЙ УРОК
#Откровение #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев