В 8:5-18 Бог показал Иезекиилю четыре мерзости, которые делал Его народ:
1. Идол ревности (ст. 5, 6).
2. “Скрытое” идолопоклонство старейшин Иудеи (ст. 7-13).
3. Женщины, плачущие о боге Фаммузе (ст. 14, 15).
4. Солнцепоклонники (ст. 16-18).
Каждая из этих мерзостей описывается повторяющимися фразами, которые употребляются для акцентирования мысли и достижения драматического эффекта.
ИДОЛ РЕВНОСТИ
“И сказал мне: «Сын человеческий! Подними глаза твои к северу». И я поднял глаза мои к северу, и вот с северной стороны у ворот жертвенника — тот идол ревности при входе. И сказал Он мне: «Сын человеческий! Видишь ли ты, что они делают? Великие мерзости, какие делает дом Израилев здесь, чтобы Я удалился от святилища Моего? Но обратись, и ты увидишь ещё большие мерзости»” (Иез. 8:5, 6).
Стих 5. Иезекииль приступает к описанию первой мерзости. Говоря ему “подними глаза твои к северу”, Бог просит пророка осознать важность того, что он видит. Прошло пять с лишним лет с тех пор, как Иезекииль видел любимый город и его центр, храм. Что бы ни представлял себе Иезекииль относительно ежедневных событий в храме — может, верных священников, служивших в соответствии с Божьим законом, — это представление скоро будет разбито вдребезги. Степень нечестия в Иерусалиме и, что более поразительно, в храме, потрясла бы даже самого пессимистично настроенного пророка. Текст описывает идола ревности при входе в северные ворота. Северные ворота названы воротами жертвенника, потому что там резали животных (Лев. 1:11). Не совсем ясно, где стоял этот идол ревности. Внутри собственно храма или за северными воротами? Может, это было нечто высеченное в самой северной стене?
Стих 6. Бог просит пророка увидеть, почему Он должен удалиться от [Своего] святилища. Божий народ фактически совершал такие вещи, которые вытесняли Бога из Его “святилища”.
“СКРЫТОЕ” ИДОЛОПОКЛОНСТВО СТАРЕЙШИН ИУДЕИ
“И привёл меня ко входу во двор, и я взглянул, и вот в стене скважина. И сказал мне: «Сын человеческий! Прокопай стену». И я прокопал стену, и вот какая-то дверь. И сказал мне: «Войди и посмотри на отвратительные мерзости, которые они делают здесь». И вошёл я, и вижу: и вот, всякие изображения пресмыкающихся и нечистых вокруг живых существ и всякие идолы дома Израилева, написанные на стенах вокруг. И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева стоят перед ними, и Иезания, сын Сафана, среди них; и у каждого в руке своё кадило, и густое облако курений возносится кверху. И сказал мне: «Видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной комнате своей? Ибо говорят: "Не видит нас Господь, оставил Господь землю эту"». И сказал мне: «Обратись, и увидишь ещё большие мерзости, какие они делают»” (Иез. 8:7-13).
Стих 7. Здесь начинается вторая мерзость, которую Бог показал Иезекиилю. “Вход во двор”, вероятно, означает упомянутый ранее северный вход. В этой части была большая комната (см. 40:44-46) для священников и левитов. Иезекииль обнаружил в стене скважину. Очевидно, эта скважина была недостаточно большой, чтобы он смог пролезть в неё, и всё же её существование отражает небрежное отношение людей к территории храма и её заброшенное состояние.
Стих 8. Бог велел Иезекиилю прокопать стену. Он хотел, чтобы Иезекииль вошёл туда, где старейшины занимались своими мерзостями. “Копание” символизирует поиск истины.
Стихи 9, 10. Прокопав стену, Иезекииль обнаружил дверь, ведущую куда-то ещё. Ему было сказано войти туда, где он “увидит отвратительные мерзости, которые [семьдесят старейшин] делают здесь” (ст. 9). На стенах были вырезаны всякие изображения пресмыкающихся и нечистых вокруг живых существ (ст. 10). Божий закон (см. Втор. 4:16-18) ясно относил эти три категории существ к нечистым:
1. “Пресмыкающиеся” — образы рептилий.
2. “Нечистые” — образы животных, объявленных нечистыми (например, свинья).
3. “Живые существа” (в других версиях “отвратительные существа” — ссылка на языческие божества).
Непостижимо, как такие нечистые животные — которых они даже есть не должны были — могли быть изображены на их стенах. Все стены святилища люди расписали картинами, чтобы поклоняться им наравне со своими идолами. Очевидно, это делали старейшины, каждый в своей комнате (ст. 12).
Стих 11. Семьдесят старейшин — это, по всей вероятности, руководители народа, которые основывали своё традиционное положение на назначении Моисеем семидесяти старейшин для помощи ему в управлении Божьим народом (Исх. 24:1, 9; Чис. 11:16-25). Те, кого увидел Иезекииль, были главами колен или родов — мужами, которые должны были служить примером благочестия, а не пропагандировать идолослужение. Такое большое число показывает, как широко распространилось в Израиле поклонение идолам. Растление было не только на “стенах”, но и в их сердцах.
Иезания, сын Сафана, был, вероятно, главным среди этих семидесяти идолопоклонников. Можно предположить, что это сын того книжника, который читал Иосии книгу закона. Его брат — или единокровный брат — Ахикам был вовлечён в работу Иеремии (Иер. 26:24). К сожалению, Иезания решил, что с семьёй ему не по пути; он был “паршивой овцой” в своей достойной семье. Его имя означает “Яхве слышит”, но он поклонялся богам, которые не могли слышать, потому что их просто не было. Кроме того, курение было религиозной обязанностью священников, а не старейшин. Как священник, Иезекииль, несомненно, с отвращением наблюдал эту вопиющую узурпацию священнических обязанностей. Эти люди даже и не пытались быть священниками Бога; они поклонялись нечистым, отвратительным животным, которым поклонялись египтяне, хананеи и вавилоняне.
Стих 12. Старейшины не участвовали в этих обрядах открыто. Они совершали их в темноте, то есть тайно. Идолослужение проводили тайно — очевидно, каждый в своей комнате. Во времена Иезекииля вокруг внутреннего двора располагались разные строения. Для таких действий, наверное, было место во внешнем дворе, а не во внутреннем. Вначале Иезекииль находился за стеной внешнего двора, а затем прокопал проход в комнату, расположенную внутри стены внешнего двора, но рядом с воротами. Однако нет комнаты такой тёмной и такой потаённой, чтобы она была недоступна взгляду Господа. Хотя эти люди, возможно, говорили: “Не видит Господь” (см. 9:9), — это далеко от истины! Господь всегда имеет право судить, потому что Он видит всё (см. Иов. 7:18, 19; 22:13, 14; Пс. 9:32; 93:7; Ис. 29:15). Слова старейшин “оставил Господь землю эту” дают представление об их мыслях. Они больше не верили, что Господь с ними; они думали, что Он покинул их.
“Мотив двух составляющих элементов видения раскрывается в повторяющемся, двойном утверждении виновных: «Не видит нас ЯХВЕ, оставил ЯХВЕ землю эту» (8:12; 9:9). Доказывая ошибочность первой части, Бог берёт пророка в путешествие по территории храма, показывает ему совершаемые там разные мерзости и контролирует увиденное им, всякий раз спрашивая: «Видишь ли, человек?» Пророк знает, что Бог видел всё, включая тайные обряды старейшин, считающих, что Он не видит их” (Гринберг).
Стих 13. Должны открыться ещё большие мерзости.
ЖЕНЩИНЫ, ПЛАЧУЩИЕ О БОГЕ ФАММУЗЕ
“И привёл меня ко входу в ворота дома Господнего, которые к северу, и вот там сидят женщины, плачущие по Фаммузе, и сказал мне: «Видишь ли, сын человеческий? Обратись, и увидишь ещё большие мерзости»” (Иез. 8:14, 15).
Стих 14. Бог показал Иезекиилю третью мерзость. Как и его современник Иеремия, Иезекииль стал свидетелем мерзостей, совершаемых женщинами земли (см. Иер. 7:18; 44:15-30). Бог привёл Иезекииля ко входу северных ворот, недалеко от того места, где он видел две первые мерзости. Здесь взору пророка предстали женщины, плачущие по Фаммузе. Фаммуз (или Таммуз) был божеством мужского пола, вавилонского происхождения. Имеются данные, что ему служили ещё в 3000 г. до н.э., что делает поклонение ему одной из самых старых известных нам форм древнего поклонения. Позже Таммуза стали ассоциировать с Адонисом и Афродитой. На него смотрели как на мужа, сына или брата Иштар, вавилонской богини плодородия. Ему поклонялись как богу дождя и растительности, и в этом он был похож на ханаанских богов Хадада и Ваала.
Согласно языческому верованию, Таммуз умирал ранней осенью, когда наступала испепеляющая жара, растения вяли, а реки пересыхали. Поклонники плакали о его воскресении, присоединяясь к его жене Иштар, которая, как говорили, также оплакивала его. Доказательством его воскресения была весна, когда земля опять напитывалась влагой и вся зелень снова начинала расти. Культ Таммуза схож с культом шумерского бога Думузи или вавилонского бога Дузо. Вероятно, эти имена относятся к одному и тому же богу, которого называли в соответствии с географическим расположением и поклонявшимися ему людьми.
Таким образом, женщины Иудеи поклонялись вавилонскому богу. Это согласуется с древней практикой включения в свой пантеон богов народа-завоевателя. Поскольку вавилоняне смогли победить израильтян и увести их в плен, значит, их боги были сильнее израильского Бога. К тому же, условия в Израиле уже могли быть такими, как обещал Бог, включая засуху и голод. “Хлебная опора” была сокрушена (см. 5:16). К кому обращались женщины, чтобы вернуть урожай? Не к Господу, который мог действительно помочь им, а к какому-то вавилонскому “не-богу”!
Стих 15. Затем Бог взял Иезекииля посмотреть на четвёртую мерзость, совершаемую израильтянами в Иерусалиме. И снова Бог заявил, что это ещё большая мерзость, нежели те, что он видел раньше.
СОЛНЦЕПОКЛОННИКИ
“И ввёл меня во внутренний двор дома Господнего, и вот у дверей храма Господнего, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими к храму Господнему, а лицами своими — на восток и кланяются на восток солнцу. И сказал мне: «Видишь ли, сын человеческий? Мало ли дому Иудину, чтобы делать такие мерзости, какие они делают здесь? Но они ещё землю наполнили нечестием и сугубо прогневляют Меня; и вот они ветви подносят к носам своим. За то и Я стану действовать с яростью; не пожалеет око Моё, и не помилую; и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их»” (Иез. 8:16-18).
Стих 16. На этот раз Бог взял Иезекииля в место (внутренний двор, двор священников) между жертвенником всесожжения и притвором, расположенным у дверей храма. Там было двадцать пять мужей. Это, вероятно, были священники, потому что именно священники возносили молитвы между притвором и жертвенником (Иоил. 2:17). Число “двадцать пять” может иметь определённое значение. Давид распределил священников, образовав из них группу из двадцати четырёх человек (1 Пар. 24:3-18). Считая вместе с первосвященником, их получалось двадцать пять. Поэтому двадцать пять мужей могли символизировать всех священников.
В 9:6 эти мужи названы “старейшинами” — возможно, потому что они принадлежали к числу самых старших по возрасту священников. Они должны были бы молиться Господу. Но вместо этого они стояли спинами своими к храму Господнему — фактически отвернувшись от Бога. Вход в храм был на восточной стороне, а святое святых — на западной. Эти идолослужители специально повернулись к востоку, демонстрируя этим, что они отвергают Бога и верят в бога солнца.
Раввины увидели во фразе “стоят спинами своими к храму” страшное оскорбление присутствию Бога, который обитал на западе. Мишна пишет о времени, когда этот отрывок вспоминали, когда в праздник кущей выполняли ритуал черпанья воды:
“Дойдя до восточных ворот, участники празднования обращали свои лица с востока на запад (поворачиваясь, таким образом, к храму) и говорили: «Наши отцы, которые были в этом месте, стояли спинами своими к храму Господнему, а лицами своими на восток и поклонялись на восток солнцу; а наши глаза обращены к Господу»”.
“Старейшины” кланялись на восток солнцу. Учёные говорят, что слово, которое у нас переведено “кланяются”, — необычное еврейское слово, намеренно искажённое, чтобы выразить порочность такой практики. Поклонение небесным телам было одной из древнейших форм идолослужения (Иов. 31:26, 27) и чётко запрещено в законе (Втор. 17:3). Иосия уничтожил “коней, которых ставили цари иудейские солнцу” и “колесницы... солнца” (4 Цар. 23:11).
Стихи 17, 18. Показав Иезекиилю зло, которое творили в Иерусалиме, Бог спросил: “Мало ли дому Иудину, чтобы делать такие мерзости, какие они делают здесь?” Наши современники не должны думать: “Богу всё равно, как мы поклоняемся, — лишь бы поклонялись”. Увидев своими глазами, как омерзительны были Богу эти обряды, молодой священник, наверное, понял, почему Бог посылает разрушение. Поднесение ветвей к носам было частью языческого поклонения. Мы не знаем происхождения и цели этого ритуала, но он явно гневил Бога. Некоторые учёные считают, что это делалось в знак уважения к богу солнца: человек “фильтровал” своё дыхание, дабы не осквернить солнечные лучи. Израильтяне сугубо (постоянно; Современный Перевод) делали то, что было запрещено Божьим законом. Их откровенное неуважение к Божьей воле прогневляло Бога, не оставляя Ему иного выбора, кроме наказания. Хотя Бог предпочёл бы проявлять сострадание и милость, Ему приходится действовать с яростью (ст. 18). Как часто подчёркивается в Библии, действия влекут за собой последствия. Израильтяне скоро пожнут то, что посеяли.
Бог четырежды спрашивал Иезекииля, видит ли он те или иные мерзости. Бог как бы доказывал ему, каким нечестивым был Иерусалим и как заслуживал разрушения. Наконец Он сказал: “Не пожалеет око Моё, и не помилую”. https://dzen.ru/a/ZG0qXSCRfSakt545 > ПРЕДЫДУЩАЯ ПРОПОВЕДЬ
> СЛЕДУЮЩАЯ ПРОПОВЕДЬ
#Иезекииль #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1