Забытый в эмоциональной пустоте
Этим летом случилось моё знакомство с двоюродным племянником. Событие оказалось очень эмоционально окрашенным, хоть эмоции были и не те, которых в таких случаях принято ожидать…
Его зовут Ярик. Маленький голубоглазый светловолосый четырёхлетний мальчик-одуванчик. Но одуванчик он только с виду. Вернее, его внутренний мир настолько раним, беззащитен и тревожим страхами, что внешность мягкого пушистого одуванчика скрывает за собой колючки не хуже шиповника.
Я смотрела на него и всё пыталась понять, что же пошло «не так» на его таком ещё коротком жизненном пути. Знания, полученные на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, позволили мне понять о Ярике то, о чем даже не задумывались его родители.
Страдание неудовлетворенного «хочу»
Буквально за пару часов мне довелось несколько раз наблюдать его сильнейшие истерики. Это было действительно что-то из ряда вон. Я не видела никогда, чтобы ребёнок ТАК кричал, заходился в вопле и вообще переставал реагировать на любые проявления внешнего мира. Вокруг люди пытались его успокоить – бабушка, моя мама, я, мой сын. Но он как будто не слышал ничего вокруг – существовал только он и его неудовлетворённое желание.
Та душевная боль, которую он испытывал, когда что-то случилось не по его сценарию, где он, естественно, единственный и самый главный герой, то страдание, которое в нем кричало истерикой, меня потрясло. Я представила себе, что творилось в маленькой душе, попыталась почувствовать его, настроиться на его волну. Мне стало страшно, пусть и на мгновение. Поэтому я начала вспоминать, что же приводит к таким состояниям у детей.
Всем понятно, что коренным образом на ребёнка влияет его взаимодействие в семье, особенно отношения с мамой. То, получает ли малыш от мамы чувство защищённости и безопасности, определяет качество и степень его развитости. Системно векторная психология Юрия Бурлана показывает, как связь с мамой через сохранение и безопасность глобально влияет на развитие заданных свойств ребёнка. Как всё в природе, это развитие имеет два направления – к плюсу, при положительном контакте, и к минусу – если имеются проблемы.
Так вот у Ярика проблемы явно есть. Ребёнок в четыре года физически, определённо, отстаёт в развитии по показателям веса и роста. Хоть и незначительно, но это видно. Очень мало говорит, речь невнятная, сильно искаженное произношение. Настолько, что понимать могут только особо приближенные родственники. А ведь потенциал от природы у него огромный.
Большие проблемы маленького человечка
В какой-то момент я поймала себя на мысли, что мне что-то мешает. Прошло уже полдня, а я не видела его лица. Это условно, естественно. Я ребёнка видела, но он избегал контакта глазами, и даже когда я намеренно в виде игры начала пытаться «поймать его глаза», он всеми силами этого избегал. Он как будто прятал лицо, смотрел несколько исподлобья, как будто ему тяжело держать голову прямо.
Он плохо кушает, совсем мало и очень избирательно. Его почти невозможно переодеть, он это воспринимает, как какой-то предвестник стресса, насколько мне удалось наблюдать. Нежеланием переодеваться, например, в пижаму перед сном он себя как бы «обезопасил» от возможного прекращения игр и отхода ко сну. С купанием проблем поменьше, но тут уж в зависимости от настроения, как повезёт.
Понятия «нет» и «нельзя» для Ярика не существуют. Например, побегал с детьми на детской площадке и в какой-то момент захотел пить, а до этого уже всю воду или сок выпил. Если под рукой у взрослых ничего не оказывается, начинается очередной «концерт по заявкам», хотя до дома или до ближайшего магазина минуты три всего. Он требует сию же секунду удовлетворения малейших потребностей, и любые попытки успокоить его бесполезны.
А поводов для истерик всегда предостаточно. Например, кто-то из взрослых нажал кнопку в лифте, а хотел нажать он. Или нужно идти домой после прогулки, а он не хочет. Или нужно, наоборот, идти на улицу, но это не входит в его планы. Или нужно покушать. Или пришло время ложиться спать. На всё у Ярика готов ответ. И, надо сказать, взрослых это действительно «держит в тонусе» – все постоянно в стрессе, боясь представить себе его реакцию по тому или иному поводу. Это выматывает изрядно.
Надоел ребенок? Купите ему планшет
Вместе со всем этим, нужно отметить, что Ярик очень хорошо играет с игрушками, которые можно разбирать маленькими отвёрточками, по типу конструктора. То есть, когда он увидел такие игрушки у моего сына впервые, но смог разобрать и собрать их заново не один раз. Было видно, что его это увлекает. Также его бабушка рассказала, что он очень любит пазлы. Ну и, наверное, как абсолютное большинство современных деток, цифровые технологии захватывают всё его внимание.
Родители даже купили ему собственный планшет. Поступок неоднозначный. И, в принципе, с этого момента можно начинать «разматывать клубок».
Зачем бы в наши дни молодая пара, которой известно о негативном влиянии гаджетов на маленькие неокрепшие организмы, решила приобрести мини компьютер своему ребёнку на четырёхлетие? Ответ для меня в свете всей остальной наблюдаемой картины был очевиден – чтобы как можно меньше времени проводить с маленьким человечком. Заменить ребёнку планшетом себя, откупиться, занять его внимание, для того, чтобы избегать с ним контакта. Чтобы он не отвлекал, не надоедал. Особенно, когда непонятно, как с ним общаться. Наверное, планшет стал для них спасением.
А ещё есть бабушка, которая живёт одна, к которой можно мальчика отвести на выходные, на каникулы или на всё лето…
Маленький манипулятор
Дефицит общения с родителями отражается не лучшим образом на развитии малыша. Его истерики – это огромный и очень громкий (в прямом и переносном смысле) звонок о том, что есть проблемы. Ярик привык, что никаким другим образом он не может получить желаемого внимания, поэтому использует эту «палочку-выручалочку» по полной программе. Заодно и получает свою мелкую выгоду, когда родители соглашаются на его требования, чтобы избежать криков. Маленький манипулятор.
Его мама - яркая представительница кожно-зрительной связки векторов, таким сложно ощутить себя в роли мамы, это особые женщины, которым не свойственен материнский инстинкт. Она и сама не вполне испытывает чувство защищённости и безопасности, естественным образом она имеет затруднения с тем, чтобы обеспечить этим чувством своего ребёнка.
Родители, конечно же, любят Ярика по-своему. Насколько позволяют их собственные состояния. Просто, на сегодняшний день у них, к сожалению, нет понимания, что нужно ребенку. Потому и нет полноценного эмоционального взаимодействия с сыном. Он гениальный актер от природы. Но чтобы детские истерики, манипуляции и демонстрации переросли в навык «взрослой» эмоциональной отдачи, способной учитывать окружающих, несущей радость и надежду, от родителей требуется много больше внимания и понимания особенностей своего ребенка.
Системно-векторная психология позволяет отличать людей по их желаниям и врожденным свойствам – векторам. Если бы только мама знала, что истерики по поводу и без - это всего лишь проявление ненаполненных желаний зрительного вектора ребенка. Это не что иное, как требование любви к себе, крик «Дай», обнажающий неумение наполнить свою огромную эмоциональность другим способом. Сильные эмоции зрительного вектора, которые Ярик выплескивает в истериках, требуют правильного развития, бережного направления, что невозможно без участия родителей. В первую очередь, мамы.
Согласно СВП, ребенок со зрительным вектором больше других нуждается в эмоциональной связи с мамой - это то, что учит его направлять эмоции на других людей в позитивном ключе, справляться со страхами и постоянными слезами. А пока он пытается докричаться до родителей, брошенный в эмоциональной пустоте.
Наблюдая за ребенком, я чётко увидела инженерный ум, свойственный кожному вектору, когда он так умело и с захватывающим интересом обращался со впервые им увиденными конструкторами. Это талант кожного вектора, который нужно развивать - при помощи задач на логику, соревновательности, дисциплины и адекватного ограничения, но эти умения не привиты ему, запретов он не воспринимает. Что, конечно, еще больше усложняет взаимодействие с малышом.
В общем, очень интересный ребёнок. Как и все дети, в принципе. У Ярика множество талантов, о которых можно писать и писать. Позволят ли им проявиться?
Кем вырастет ваш ребенок?
Печально наблюдать, как мы, взрослые, за стеной своих собственных проблем и неудовлетворенности лишаем детей будущего. Вовремя увидеть, что происходит с ребенком, понять причины его «неадекватного» поведения – не такая уж сложная задача, доступная любому родителю. Важно не просто заниматься развитием, но и выбрать верное направление. На бесплатном онлайн тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана каждый родитель, сталкивающийся с детскими истериками, непонятным упрямством и другими «проблемами», сможет найти их решение. Регистрация – здесь: http://www.yburlan.ru/training/ https://psiholog-vektor.livejournal.com/77410.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3