Дать или не дать, купить или не купить, запретить или разрешить — это один из мощных способов наладить контакт со своим ребенком или потерять его на долгие годы. Это то, что, как ни странно, позволяет родителям воспитывать детей без обид и ненависти к себе.
Как разобраться — когда просьбу нужно выполнить, а когда отказать? И отказать так, чтобы сохранить отношения с ребенком доверительными. Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает научиться понимать своего ребенка, его истинные желания.
Желать чего-либо — это естественное и здоровое чувство. Восемь векторов, восемь типов личности с определенными заданными свойствами, качествами и желаниями. Ненаполненное желание — это пустОта, «хочу и не получаю». А иногда немотивированный отказ — это повод отдалиться, уйти в себя. Родителям нужно научиться отказывать правильно, и тогда неблагоприятных последствий не будет.
Юрий Бурлан на лекциях по кожному вектору говорит, что запрет, выраженный в словах «нет», «нельзя», — это стресс. Запрет необходимо выражать иначе, другими словами и другими интонациями. Ваш отказ в получении ребенком желаемого должен быть обязательно логичным, понятным ребенку. Постоянное и железное «нет» ставит вашего ребенка в положение отвергнутого.
Нужно обязательно объяснить причину отказа, найти нужные слова и интонации. Слова НЕТ и НЕЛЬЗЯ лучше вообще не произносить. И уж если есть отказ, то потрудитесь объяснить — почему, и обязательно должна быть предложена альтернатива: «Сейчас мы не купим сапоги, потому что они слишком дорогие, зато мы купим тебе хорошие теннисные ракетки и кроссовки для спортивных занятий. А сапожки купим весной. Хорошо?»
Когда отказывать нельзя?
Если ребенок просит что-то, что позволит ему не отличаться от ребят в школе. У всех есть смартфоны, но вы решили, что для ребенка это блажь? Отказать ему в такой просьбе — значит лишить ощущения безопасности в группе, вы толкаете его в разряд «изгоев».
Все ребята в классе обсуждают героя нового мультфильма, а вы запрещаете ребенку смотреть мультфильмы? То же самое. Хорошо, когда ребенок сам предпочитает книги телевизору, но для этого необходимо умело вырастить его желание к интересным книгам, а не просто запрещать смотреть мультфильмы и заставлять читать. Ребенок только возненавидит книги.
Тридцать пятая игрушка
Соглашаться на любой каприз — тоже не выход. Тогда не формируется нехватка, необходимая для развития. Ведь именно нехватки движут человеком, заставляют его чего-то добиваться. Случается так, что ребенку в детстве запрещали много гулять, считая что дома — безопаснее. Потом ребенок вырастает, а вместе с ним вырастает желание — больше проводить времени с друзьями, и он при первой возможности идет с товарищами в поход, проводит время вне дома и так далее.
Или ребенок всегда мечтал о велосипеде, но его так и не купили. Он уже большой, и у него целый парк транспортных средств, а он не может насытиться — хочет купить новую модель велосипеда или автомобиля. Каждый может вспомнить, как его нереализованное детское желание отразилось во взрослой жизни, повлияло на судьбу. В зависимости от векторов ребенка, каждый отказ может по-своему отразиться на его жизни. И это нужно знать.
Как правильно отказать и когда отказывать нельзя? Тонкий вопрос с точным ответом. Для каждого случая — так, чтобы у вашего ребенка не возникло ощущения, что его не понимают. Как выполнять просьбы, чтобы не вышло перенасыщения? Как в результате отказа не потерять своего ребенка в прямом и переносном смысле?
На тренинге «Системно-векторная психология» вы научитесь понимать себя и своих детей. Вы научитесь находить ту тонкую грань между дать или отказать так, чтобы и отказ был без ущерба для психики ребенка и для ваших отношений с ним, и выполнение просьбы не вело к перенасыщению и избалованности. Знания Системно-векторной психологии позволяют не допускать таких ошибок. https://kirssdiana.livejournal.com/316593.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2