Неусидчивый и шустрый, он схватывает все на лету, быстро прокручивает поступившую информацию, дает ответ, а через секунду уже может не помнить, о чем вообще шла речь.
Не знаете, как управиться в такой ситуации? Как помочь такому непоседе справиться с громоздкой школьной программой? Поищем ответы на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Кожный вектор
Прежде всего нужно определить, носителем какого вектора является ваш ребенок. Такие свойства как подвижность, неусидчивость, логическое мышление являются характеристиками детей с кожным вектором. Под вектором «Системно-векторная психология» понимает набор врожденных психофизических свойств, которые формируют характер человека.
От рождения кожникам свойственно экономить — время, усилия, энергию. Если они не видят прямой выгоды и пользы в том, чем сейчас занимаются, то быстренько забросят это дело в сторонку и займутся чем-нибудь другим. Маленькие кожники только учатся использовать свои врожденные способности к самоограничению, поэтому родителям кожных детей, как, впрочем, и детей других векторов, крайне важно правильно нацелить их развитие.
Ритм и разумные ограничения — лучшие условия для становления маленького кожника. Однако проблема в том, что школьная программа пишется людьми с совершенно иными свойствами характера и пишут они ее «под себя» — согласно своим врожденным свойствам. Создатели педагогики — это люди с анальным вектором, который по своим свойствам контрарен кожному. Таким людям не сложно высидеть много часов за книгами, провести глубокий анализ, десять раз перепроверить, прежде чем решить.
Пытаясь применить советы педагогов с анальным вектором к своим кожным детям, мы неизменно наталкиваемся на сопротивление со стороны ребенка, на его неспособность следовать установленным правилам и в конце концов даже можем подумать, что он не способен к обучению. Как доказывается на тренинге «Системно-векторная психология», такая ситуация легко поправима, если подходить к процессу исходя из понимания векторальных особенностей своего ребенка.
Далее в этой статье мы рассмотрим конкретные приемы.
Схемы и моделирование
Первое, что вам может пригодиться, это схемы. В подаче любого материала для кожного ребенка необходимо делать акцент на логику: показываем причинно-следственную связь, рисуем стрелочки от одного события к другому. Проще всего моделировать ситуацию. Для кожного ребенка важней всего показать связь. Но он запомнит ее не сразу. Можно показать ему несколько абсолютно не похожих по формулировке задач с одним типом решения (логической связи), чтобы ребенок сумел уловить основную задумку.
Справиться с неусидчивостью нам поможет интенсивная смена поставленных задач. Решив по две задачи на один вид логических действий (например, вычитание и умножение), дайте ему задание, требующее принципиально нового подхода, заинтересуйте его новым, еще не известным ему материалом. Продолжительность занятий с такими детьми недолгая. Тут лучше короче, но регулярнее. Время от времени нужно напоминать предыдущие задачи, усложняя их, наращивая тем самым цепочку решения (т. е. теперь мы уже не только умножаем и отнимаем, появились новые обстоятельства, и к предыдущему мы добавляем еще и деление).
Кожный малыш зачастую большой любитель играть в конструкторы. Время детских игр проходит, а навык остается, и его можно и нужно развивать. Бывает, такие дети рисуют на бумаге простые фигуры, «пристраивая» их друг к другу. Зачастую это происходит непроизвольно.
Системно мы понимаем, какой в этом смысл: через 20 лет таким же образом он, уже взрослый, сможет «пристраивать» друг к другу детали дома, моста или космического аппарата. А пока потенциальный инженер тренирует свои свойства. Как сделать так, чтобы в будущем он стал конструктором-разработчиком? Давать задания на логику и развитие мышления. Через постановку задачи: как из двух предметов сделать третий? Как сделать так, чтобы предмет удобнее было использовать? Как при этом потратить меньше деталей и повысить эффективность? То есть кожному ребенку для развития врожденных свойств полезно давать задачи на изобретательность.
Так как наши дети без компьютерных игр жизни себе не представляют, то в арсенале будущего инженера-изобретателя могут быть игры «Заработало», Crazy machines и прочие. Хотя маленьким кожникам больше по душе гонки, ничего, кроме скорости реакции (которая у них и так есть), такие игры не тренируют, поэтому выбирайте игры с умом.
Считайте выгоды
Будьте терпеливы с кожным ребенком, помните, что все сразу не получится. Покажите свою заинтересованность, проясните ему пользу от предложенного занятия. И пусть он не сразу проникнется, но, раз заинтересовавшись, потом обязательно вернется к заданию. Особенно если подтверждать важность решения задачи практическими примерами, которые для кожного ребенка лежат в области выгоды, понимания разницы больше-меньше.
Кожники — это те самые дети, которые отказываются читать буквы в учебнике и абсолютно не понимают, о чем вообще речь, пока не попробуют на примере с различными выгодами. Сделаешь все уроки — сможешь сегодня посмотреть мультфильм. Плохо подготовил задание — в этот раз не пойдешь в гости к другу. Как только такой ребенок начинает осознавать свои потери и выгоды, в голове у него будто что-то «щелкает» и соображать он начинает как кассовый аппарат.
В применении этого метода очень важно озвучивать ребенку адекватные стимулы и наказания. Ребенок не должен получать поездку в Диснейленд за один раз выученные уроки. Старайтесь правильно соотносить объем приложенных им усилий с объемом вознаграждения за эти усилия. Равно как и объем наказаний. Соблюдайте баланс.
Также важно помнить, что если кожного мальчика можно напрямую стимулировать получением той или иной материальной выгоды — получишь деньги на карманные расходы, то с кожной девочкой такое нельзя делать никогда и ни при каких обстоятельствах, так как это запускает в ней негативный сценарий.
Упражнения для самоподготовки
Сообразительность кожного ребенка и его способность быстро находить решения часто вводит родителей в заблуждение: они думают, что он уже все усвоил и можно идти дальше. Однако это не так. Через час усвоенное уже исчезло и все нужно начинать заново. Тут главное не отчаиваться.
В занятиях с такими детьми, как мы уже писали, важна регулярность. Не менее важно время от времени повторять с ребенком уже пройденный материал: таблицу умножения, правила грамматики — раз в два-три дня. Не менее важно не лениться и постоянно изменять условия, оформление задачи так, чтобы они не становились привычными.
Очень полезны упражнения с цепочками последовательных действий: ребенку говорят, что нужно сделать с тем, что он получил в предыдущем расчете.
— Дважды два?
— Четыре.
— Минус один?
— Три…
И так далее.
Это развивает память и помогает в усвоении счета разной степени сложности. Такие упражнения полезно проводить на протяжении всего обучения в начальной школе, варьируя лишь степень сложности расчетов в соответствии с возрастом.
С таким ребенком нужно заниматься используя быстрое переключение — одно и то же занятие больше чем на десять минут (± 20 %) становится муторным и невыносимым. Поэтому двигайтесь по плотному графику: посчитали, решили задачу, прочитали текст, порисовали — все материалы должны быть под рукой.
В случае когда посреди занятия ребенок вдруг встанет с места, не надо его останавливать. Подвижность, изменчивость — свойства кожного вектора, такой человек гибок и телом и умом. Кожному ребенку может оказаться проще мыслить на ходу, поэтому не мешайте ему вышагивать по комнате, если ему трудно справиться с задачей.
Контроль и соревнование
Хорошим стимулом для учебы в случае с кожником будет соревнование. Быть на первом месте в классе, сделать быстрее всех — можно и нужно поддерживать в кожном ребенке вкус к здоровой конкуренции. При правильной подаче со стороны родителей такие соревнования станут для маленького кожника хорошей прививкой от возникновения деструктивной зависти и одновременно заложат фундамент для новых успехов и побед в будущем.
Дисциплина и самодисциплина — одни из важнейших навыков кожного вектора. Чтобы помочь маленькому кожнику развить эти навыки, устанавливайте для него расписание, посильные правила и следите за их исполнением. Родителям такого ребенка нужно понимать, что излишняя доброта — когда мы спускаем халтуру или позволяем нарушать установленные правила — идет кожнику не на пользу, а во вред, не дает развиваться.
Не приученный к дисциплине кожник в дальнейшем будет чувствовать себя гораздо труднее во взрослой жизни. Не наученный самодисциплине, он никогда не сможет дисциплинировать других — а значит, не сможет стать руководителем. А это важный недостаток, учитывая, что именно кожники обладают всеми врожденными свойствами, чтобы развить в себе качества управленцев.
Заключение
Самое важное в воспитании любого ребенка — говорится на тренинге «Системно-векторная психология» — это дать необходимое развитие его врожденным свойствам, с тем чтобы в дальнейшем они могли быть максимально задействованы.
Школьная программа достаточно сложная и насыщенная. Да, ребенку с кожным вектором сложно ее усваивать. Но это не значит, что это невозможно. Кожные дети — самые адаптивные на свете. При поддержке родителей они научатся в школе всему, что необходимо для их становления и развития.
В следующих статья читайте об особенностях обучения детей других векторов. https://www.yburlan.ru/biblioteka/sekrety-vospitaniya-detei-s-kozhnym-vektorom
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3