Из наставлений Ринчена Тензина Ринпоче
Прибежище — это очень и очень важный аспект. Принимая прибежище, мы обращаемся к высшим существам, к Трем Драгоценностям, с просьбой защитить нас от страданий («прибежище» по-тибетски «кьяб дро», «кьяб» переводится как «защищать» — прим. ред.) Страдания бывают разные, но в первую очередь мы просим о том, чтобы будды защитили нас (и всех остальных живых существ) от страданий сансары, даровали нам устранение препятствий и негативных условий.
Каким образом ушедшие в блаженство просветленные существа могут защитить нас от страданий? Когда мы принимаем в них прибежище, встаем под их защиту, благодаря их состраданию начинает проявляться наша собственная благая карма.
Это значит, что если благой кармы у нас нет, то проявляться будет нечему. То есть причина в любом случае должна быть с нашей стороны.
Считается, однако, что нет ни одного живого существа, у которого в результате прошлой добродетели в сознании не было бы накоплено следов благой кармы. Корни добродетели есть абсолютно у всех существ всех миров сансары, но у существ трех высших миров — людей, полубожеств и божеств — благих отпечатков больше. Благодаря состраданию и благословению просветлённых, наши собственные благие отпечатки в сознании проявляются, меняя нашу жизнь в лучшую сторону.
Насколько наша благая карма может созреть благодаря состраданию просветленных существ? Это зависит от наших веры и доверия. Можно привести такую аналогию: если взять пустой сосуд, то пространство легко заполнит его полностью; если же сосуд уже заполнен, то пустому пространству будет некуда войти. Точно так же, если у существа есть вера и доверие, то сострадание будд будет нисходить на него естественным образом. Понимаете, в чем заключается суть прибежища?
Некоторые воспринимают карму как нечто неизменное, фатальное — что какая она есть, такая и есть, изменить ничего невозможно. Но это не так. Если мы возьмем как пример поле, засеянное зерном, то очевидно, что урожай может быть лучше или хуже в зависимости от разных условий. Вспаханная земля и полив помогут зерну прорасти быстрее, сорняки создадут препятствия для роста, а прополка, правильный уход и удобрения обеспечат максимальный урожай. Точно таким же образом, создавая наилучшие условия для зерен нашей благой кармы, работает сострадание Трех Драгоценностей.
Если сосуд уже заполнен, пустое пространство в него не войдет — нет места. Если у нас нет веры и доверия, то сострадание просветленных существ мы не будем воспринимать, и поэтому, так как с нашей стороны для этого нет подходящих условий, оно для нас в той или иной степени не будет проявляться.
Если сосуд наполнен чем-то рыхлым, то немного пространства туда все-таки помещается. Так же и у нас: если вера и доверие есть, но слабые, неустойчивые, то благословение и сострадание будд по отношению к нам будут такими же — мы будем воспринимать их как что-то неустойчивое, незначительное.
Это касается не только сострадания просветлённых, но и того, как мы воспринимаем наставления наших учителей. Сказано, что если мы воспринимаем учителя как будду, то его наставления будут подобны божественному нектару. Если мы воспринимаем учителя как обычного человека, то его наставления будут похожи на повседневную пищу. Если мы воспринимаем учителя как собаку, то его наставления будут для нас отбросами. Если мы воспринимаем учителя как вредоносного духа, то его наставления мы будем воспринимать как злых демонов, потому что в ответ на них мы будем пугаться и злиться. Это зависит не от наставлений Ламы, а от того, как мы их воспринимаем. То есть если мы по какой-то причине начинаем злиться на Ламу, то злимся также и на его наставления, в результате чего эти наставления для нас становятся злыми демонами.
Таким образом, любое благословение, которое мы получаем либо от просветленных существ, либо от наших учителей, либо от кого бы то ни было другого, зависит в первую очередь от наших собственных веры и доверия. Когда мы доверяем учителю, мы воспринимаем его наставления как важные, начинаем следовать им и наша жизнь меняется в лучшую сторону. Если же мы учителю не очень-то доверяем, то все, что он говорит, в одно ухо влетает, а в другое вылетает. Да, у тибетцев есть точно такая же поговорка: «Не нужно, чтобы в одно ухо влетало, а из другого вылетало — нужно, чтобы оставалось между ушами». Пусть так и будет.
Надеюсь, что практика принятия прибежища стала для вас яснее.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1