Долгое время станция исправно выполняла свои обязанности, пока не оказалась лишней в системе городского хозяйства. Десятилетиями стояло на берегу брошенное здание, разрушаясь от времени и людского варварства, пока не заинтересовался им Александр Обухов.
— У меня в то время был другой проект, в финансовом плане более привлекательный, но предложили посмотреть эту заброшку, и я поехал, — рассказывает Александр Игоревич. – То, что увидел на месте, привело в ужас: заросли амброзии и чертополоха, завалы мусора. Внутри на стенах — автографы «посетителей». Среди привычных «Здесь был я», привлекла внимание надпись: «Эх, когда в России будет счастье?!» Сердце защемило. Захотелось спасти здание, не дать исчезнуть навсегда.
Тогда Обухов даже не представлял, с чем ему придется столкнуться, но решение принял, помещение выкупил.
Новая жизнь старого здания
— Долго осмысливал: что же мне делать на этих руинах? Хотелось сохранить дух истории, но добавить что-то новое, современное, создать объект, нужный городу, — продолжает Александр Игоревич. – Союзника и соавтора нашел в Оренбурге, проект создавали вместе с Александром Алексеевым. К работам привлекали подрядные строительные организации, понимающие поставленную задачу. Не хотелось получить в итоге новодел, не имеющий ничего общего с историческим началом.
Первоначально намеревались разобрать часть кладки верхнего этажа, чтобы было чем заполнить проемы внизу. Но на каждый кирпич, даже работая современным инструментом, уходило слишком много времени, так крепки оказались стены. Стали искать подходящий по размеру и цвету материал на других объектах, много кирпича прошлого века с клеймами разных производителей нашлось на развалинах машиностроительного завода. Им латали прорехи в стенах, одновременно зачищали сохранившуюся кладку от штукатурки и вековой пыли. В оконные проемы ставили новые переплеты, оставив сохранившиеся рамы как музейные экспонаты. Сегодня одна из комнат в «Берегах» посвящена истории станции и возрождению здания спустя почти 120 лет.
— Возникал соблазн засыпать и закрыть подвал, слишком неприглядный у него был вид, но решили этого не делать. Две колонны, на которых когда-то стоял дизельный двигатель станции, так прочно пропитались мазутом, что их пришлось заключить в саркофаги, обшить деревом, чтобы не было запаха в уголках, оборудованных под обеденные кабинки.
Пять лет старались вдохнуть в старое здание новую жизнь, а тут случился паводок, затопивший по крыши окрестные дома в прибрежной зоне.
— Многие в этот период звонили, переживали, что будет с «Берегами». К общей радости, паводок никак не затронул здание, умели в прошлые времена не только строить, но и выбирать место, — восхищается предусмотрительностью предков Обухов. – А вот асфальт на дороге, ведущей к зданию, вздыбился, и под ним открылась старинная брусчатка! Оказалось, дорога, ведущая когда-то к деревянному «чапаевскому» мосту, была выложена булыжниками. «Чапаевским» его называли потому, что в Гражданскую войну по нему на другой берег проходили бойцы дивизии, принимавшие в селе Сухоречка первую в новой России присягу. Часть дороги мы расчистили, и теперь можно не только увидеть, но и проехать по брусчатке с вековой историей!
Территория неравнодушия
Во время ремонта здания очищали берега Самары, организуя субботники с участием студентов, волонтеров, работников городских предприятий. Обеспечивали всех инструментом, перчатками, кормили обедами. А на специально построенной сцене вечером выступали местные певцы и музыканты.
Комментарии 44