НЕТ КОЛЕСА НА СВЕТЕ, ГОСПОДИН...
Нет Колеса на свете, Господин:
Нет Колеса: есть обод, втулок, спицы,
Есть лошадь, путь, желание возницы,
Есть грохот, стук и блеск железных шин.
А мир, а мы? Мы разве не похожи
На Колесо? Похож и ты - как все.
Но есть и то, что всех Колёс дороже:
Есть Мысль о Колесе.
1916
Стихотворение воспевает интеллектуальную, мыслительную, созидательную силу человека.
С 1914 года Иван Бунин вышел за пределы привычной для себя тематики отживающих дворянских усадеб и стал поднимать темы, связанные не только с судьбой России, но и с судьбой всего человечества. Путешествуя по миру, изучая философию и мировые религии, он имел на то полное право. Новые рассказы "Братья" и "Господин из Сан-Франциско" ставят перед читателями вопросы, находящиеся за пределами его индивидуальной жизни, и самые главные из них: "Зачем мы живём?", "В чём смысл нашей жизни?". Сама сущность слова "смысл" заключается в данном случае в том, что он, этот смысл, является общезначимой мыслью. Иными словами, Бунин обратился к основной проблеме философии - проблеме человека.
И Бунин находит ответ. Всем своим творчеством он теперь стремится сподвигнуть человека обрести своё высшее духовное предназначение, которое он заключает в воспитании в себе Личности. Бунин разглядел в бренном существовании человека что-то непереходящее, важное, единственно ценное: мысль, движение мысли отдельного человека. В этом смысле многое роднит писателя с великими гуманистами мира - Антуаном де Сент-Экзюпери и Альбертом Швейцером. Все трое взывают человека обратиться к собственной духовной сути, а стало быть - и осознать собственную человеческую ценность, свои способности и интеллект.
Вопреки всей атмосфере двадцатого века, мировоззрение Бунина не материалистично, а следовательно, он отводит огромную роль личной ответственности человека за всё, что происходит с ним и с обществом. Мышление писателя - это не выстроенная на догматах концепция, а интуитивное блуждание на пути к развитию собственной личности. И у каждого человека, по Бунину, оно должно заключаться в постоянной работе над собой и непрестанном развитии своих духовных и интеллектуальных качеств. Произведения писателя подчинены не внешней, а внутренней логике - логике развития любви к миру. Следуя этой логике, необходимо признать, что в мире действительно существуют какие-то высшие духовные сферы, которые господствуют над всем материальным. И только поднявшись над материальным и постоянно совершенствуя качества своей личности - духовные, интеллектуальные, человек будет способен стать хотя бы на одну ступень выше в собственном развитии. А, следовательно, и мир вокруг человека.
Еще одно стихотворение Бунина "Слово" (1915) звучит похоже:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
Комментарии 3
https://t.me/buninwriter