Минтрудом России и ФГБУ «Федеральным бюро медико-социальной экспертизы» («Федеральное бюро МСЭ») проводится постоянная работа в целях усовершенствования методик, нормативной базы по оказанию государственной услуги и по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, повышения качества их деятельности.
Совершенствование процедуры проведения медико-социальной экспертизы, применения современной нормативной правовой базы имеют своей целью совершенствование критериев оценки степени выраженности стойких функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» служба медико-социальной экспертизы (МСЭ) динамично совершенствуется, в том числе изменяется законодательная база при определении группы инвалидности. Поэтапное реформирование системы медико-социальной экспертизы, начатое в 2010 году, до 2015 года осуществлялось в соответствии с Концепцией совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, одобренной Правительством РФ 30.11.2010. В течение этих лет разработан ряд нормативных правовых актов, методических документов, позволивших уменьшить субъективную оценку экспертов учреждений МСЭ при оказании государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления инвалидности.
С 2016 года работа по совершенствованию системы медико-социальной экспертизы продолжена в рамках подпрограммы 3 «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы» государственной про-граммы Российской Федерации «Доступная среда». В настоящее время новая редакция государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на период до 2025 года утверждена постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 г. № 363.
Целью подпрограммы 3 является повышение доступности, объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, а ее задачами – разработка и внедрение объективных методик освидетельствования в государственной системе медико-социальной экспертизы, повышение доступности и качества предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.
Одним из основных направлений, включенных в дорожную карту, является совершенствование организации и проведения медико-социальной экспертизы.
В рамках этого направления выделены следующие положения: создание единой модели внутриведомственного взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы; выработка новых объективных методик и подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; совершенствование классификаций и критериев, используемых при освидетельствовании граждан в учреждении медико-социальной экспертизы, внедрение новых подходов к установлению инвалидности у детей и новых классификаций и критериев установления инвалидности у детей; внедрение новых подходов к установлению степени утраты профессиональной трудоспособности и критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности, повышение качества рекомендаций по мероприятиям в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида); раз-работка и внедрение системы независимой оценки качества оказания услуги по проведению медико-социальной экспертизы и т.д.
Первые Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержащие наименования болезней, травм или дефектов и их последствия; клинико-функциональную характеристику стойких нарушений функций организма и соответствующую количественную оценку степени их выраженности (в процентах: от 10% до 100%), были внедрены в практику учреждений медико-социальной экспертизы приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н.
В течение 2015 года Минтрудом России был проведен мониторинг применения приказа № 664н с учетом поступавших от граждан и организаций замечаний и предложений, и по результатам проведенной работы 17.12.2015 г. издан новый приказ № 1024н, утвердивший новые Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. В новую редакцию приложения к Классификациям и критериям были включены такие заболевания и дефекты, как инсулинзависимый сахарный диабет в детском возрасте, заячья губа и волчья пасть, фенилкетонурия, бронхиальная астма, протекающая в детском возрасте; более подробно изложены нарушения функций, обусловленные муковисцидозом, врожденными пороками развития, дополнены подходы к установлению степени выраженности стойких нарушений, обусловленных онкозаболеванием.
С 01.01.2020 вступил в силу приказ Минтруда России от 27.08.2019 № 585н, которым утверждены обновленные классификации и критерии при определении инвалидности, с этого момента приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н утратил свою силу. Приказом существенно обновлена количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма взрослого гражданина, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Важным изменением является утверждение отдельной количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма ребенка, которая позволит специалистам учреждений медико-социальной экспертизы единообразно проводить оценку степени нарушения функций организма детей в возрасте до 18 лет, с учетом особенностей разных возрастных периодов развития каждого ребёнка.
На всех этапах подготовки такого документа осуществлялось его об-суждение с привлечением общественных организаций инвалидов, пациентских организаций и родительских организаций, осуществлялось выявление возможных рисков при их внедрении.
Ещё новшество. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 № 1454 в Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95, внесены изменения в п. 14, касающиеся дополнения новой причины инвалидности: «инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан» (вступают в силу также с 01.01.2020).
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 № 2181-р (далее – Программа), приказом Мин-труда РФ от 03.07.2013 № 291н (с изменениями от 04.07.2016) (далее – Приказ) утверждены нормативы оснащения учреждений главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации специальным диагностическим оборудованием.
В соответствии с Приказом ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» оснащено следующим диагностическим оборудованием: медицинское диагностическое оборудование с функциями аудио- и импедансометрии, эргометр с функцией диагностической дорожки с силовой платформой, аппаратно-программный комплекс для функциональной диагностики, оценки нарушений опорно-двигательного аппарата и нервной системы, аппаратно-программный комплекс для обследования вестибулярного аппарата с функциями видеонистагмометрии, воздушной ирригации и вращательным стендом (креслом) электрическим, шумозащитная кабина, электрофизиологическое оборудование для электроретинографии, оборудование для проведения психолого-педагогической экспертно-реабилитационной диагностики в виде аппаратно-программного комплекса нейроскрининга и диагностики когнитивных и моторных функций, внимания.
Использование диагностического оборудования повышает объективность и качество медико-социальной экспертизы.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» независимая оценка качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления получателям услуг информации о качестве условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также в целях повышения качества их деятельности.
Независимая оценка качества (НОК) условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы не проводится в целях контроля за обоснованностью принимаемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы экспертных решений.
НОК условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы предусматривает оценку по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об учреждении; комфортность условий предоставления услуги, в том числе время ожидания ее предоставления; доброжелательность, вежливость работников учреждения; удовлетворенность условиями оказания услуг, а также доступность услуг для инвалидов.
Независимая оценка условий оказания услуг в 2018 году была проведена в отношении 42 главных бюро МСЭ по субъектам Российской Федерации. Её результаты размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интер-нет» на сайте bus.gov.ru .
В октябре 2019 года по поручению Минтруда России проведено анкетирование получателей услуг в ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтр-уда России.
Анкетирование проводилось организацией АS Холдинг Россия.
В анкетировании приняли участие 608 человек.
Основной целью НОК условий оказания услуг федеральными учрежде-ниями медико-социальной экспертизы является определение уровня удовлетво-ренности получателей услуг качеством условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, анализ состояния сайтов учре-ждений медико-социальной экспертизы и анализ деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Организация и проведение оценки соответствия информации о дея-тельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, разме-щенной на общедоступных информационных ресурсах, ее содержанию и по-рядку (форме), установленным нормативными правовыми актами:
- на информационных стендах в помещении учреждений медико-социальной экспертизы;
- на официальном сайте учреждений медико-социальной экспертизы в сети «Интернет».
2. Оценка наличия на официальном сайте учреждений медико-социальной экспертизы информации о дистанционных способах обратной связи и взаимодействия с получателями услуг и их функционирования.
3. Оценка удовлетворенности получателей услуг открытостью, полнотой и доступностью информации о деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, размещенной на информационных стендах в помещении организа-ции, на официальном сайте учреждений медико-социальной экспертизы в сети «Интернет».
4. Оценка обеспечения в учреждений медико-социальной экспертизы комфортных условий для предоставления услуг.
5. Оценка времени ожидания предоставления услуг (среднее время ожи-дания и своевременность предоставления услуги) в учреждениях медико-социальной экспертизы.
6. Оценка удовлетворённости комфортностью предоставления услуг фе-деральным учреждением медико-социальной экспертизы.
7. Оценка оборудования территории, прилегающей к учреждению и ее помещений с учетом доступности для инвалидов.
8. Оценка обеспечения в учреждении условий доступности, инвалидам получать услуги наравне с другими.
9. Оценка удовлетворённости доступностью услуг для инвалидов.
10.Оценка удовлетворённости доброжелательностью, вежливостью ра-ботников федерального учреждения медико-социальной экспертизы, обеспечи-вающих первичный контакт и информирование получателя услуги при непо-средственном обращении в организацию.
11. Оценка удовлетворённости доброжелательностью, вежливостью ра-ботников федерального учреждения медико-социальной экспертизы, обеспечи-вающих непосредственное оказание услуги при обращении в организацию.
12. Оценка удовлетворённости доброжелательностью, вежливостью ра-ботников федерального учреждения медико-социальной экспертизы при ис-пользовании дистанционных форм взаимодействия (по телефону, по электрон-ной почте, с помощью электронных сервисов, подачи электронного обращения).
13. Оценка готовности получателей услуг рекомендовать учреждение родственникам и знакомым.
14. Оценка удовлетворённости навигацией внутри учреждения.
15. Оценка удовлетворённости условиями оказания услуг в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы.
16. Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
В настоящее время проводится анализ анкетирования, результаты, кото-рого будут доведены Минтрудом России позже и будут представлены участни-кам Общественной комиссии при ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России и размещены на официальном сайте учреждения.
В целях противодействия коррупции и объективизации доводов сторон в филиалах ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России прово-дится поэтапная установка системы аудио- и видеофиксации.
Руководитель бюро № 45-филиала
ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю»
Наталья Федоровна Червякова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев