Е. Грани фронтовой повседневности в «солдатских мемуарах»
... Аннотация: На современном этапе изучения войны особое внимание уделяется темам фронтовой повседневности, изучению сознания субъектов истории. Цель статьи – исследовать отдельные аспекты фронтовой повседневности на основе воспоминаний фронтовика Петра Матвеевича Вшивкова. Предмет исследования – образы военной повседневности в памяти рядового красноармейца, изложенные в личных воспоминаниях. Объект исследования – рукописная книга воспоминаний общим объемом 1062 страницы в виде авторского текста. Гвардии сержант Вшивков Петр Матвеевич, служил в рядах РККА с 1941 по 1947 гг. Воспоминания и размышления автора включают довоенный, военный и послевоенный период.
... Ключевые слова: Источник личного происхождения, солдатские мемуары (воспоминания и размышления), фронтовая повседневность, психология воина–пехотинца, многогранные аспекты фронтового бытия, личные свидетельства и послевоенные размышления и оценки, проблема сохранения свидетельств участников войны.
... На современном этапе изучения Великой Отечественной войны одной из наиболее предпочтительных для исследователей становится темы фронтовой повседневности и психологии воина (комбатанта). Связано это со смещением вектора познания от военной событийности к внутренним «человеческим» факторам противостояния и источников преодоления казалось бы непобедимого противника. Важным условием научного осмысления проблемы явилось формирование подлинно системного комплекса источников за последние десятилетия. Это результат рассекречивания материалов архивов, накопления критической массы документов личного происхождения, от дневников и мемуаров генералов и офицеров различных рангов до воспоминаний рядовых участников войны.
Одним из наиболее подходящих средств описания общего и типичного во фронтовой жизни воина являются дневниковые записи и послевоенные воспоминания. Авторы, лично пережив события, описывают их «по горячим следам» или спустя годы и десятилетия.
Цель данной статьи – проанализировать отдельные аспекты фронтовой повседневности в воспоминаниях фронтовика Петра Матвеевича Вшивкова.
Предметом нашего исследования является отражение образов военной повседневности в источнике личного происхождения.
Данный источник был нами найден в процессе работы над проектом «Устная история: человек в повседневности ХХ века». Автор воспоминаний ушел из жизни на рубеже 1990-х годов, оставив рукопись в семье сына Петра Петровича. Примечательно, что рукописью воспоминаний поделился с нами внук фронтовика Андрей Петрович Вшивков, студент историчекого факультета КГПУ им. В.П. Астафьева.
Воспоминания представляют собой рукописную книгу, сшитую из школьных тетрадей белыми и черными нитками, тонкой проволокой, общим объемом 1062 страницы рукописного текста, написанного «шариковой» ручкой различных оттенков синего цвета [1]. В основном текст рукописи читабелен, шрифт крупный, слегка наклонный вправо. Воспоминания написаны в виде литературно необработанного текста, с множественными грамматическими и орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что автор имел незаконченное начальное образование и рабочие профессии.
Вшивков Петр Матвеевич родился в 1923 г. в д. Жербатиха Курагинского района Красноярского края в крестьянской семье. С 1941 г. он был мобилизован в ряды РККА, где пробыл до 1947 гг. Служил в 1667 стрелковом батальоне, 456 стрелковом полку и 134 гвардейском стрелковом полку, стрелком ручного и станкового пулемета. Воинские звания: красноармеец, гв. мл. сержант, гв. сержант [2].
Нами был прочитан и проанализирован текст рукописи, сделана полная фотокопия книги, выполнен компьютерный набор рукописи и произведена редакторская правка. Дополнительно, мы изучили комплекс личных документов, хранящихся в семье ветерана, произведя сверку данных о призыве и демобилизации, о воинских частях, в которых служил автор, данных о наградах. Дополнительно были изучены данные о награждениях по материалам сайта «Подвигнарода.ру» [3].
Текст воспоминаний (солдатских мемуаров) содержит описание жизни автора от первых детских воспоминаний и впечатлений второй половины 1920-х годов до 1979 г. с дополнительным разделом до 1988-89 гг. Прочтение рукописи позволяет говорить о неординарности человека. Несмотря на неграмотность, Петр Матвеевич показал наличие литературных способностей, ярких точных характеристик и выводов, образного мировосприятия, умение слагать стихи и басни. Рукопись свидетельствует об авторском видении своей жизни, включающих, как он пишет, «три жизни»: довоенную, периода Великой Отечественной войны и жизнь послевоенную. Автор пишет обо всем, что происходило в их семье, в кругу родных, в его биографии, в стране и в локальных территориях пребывания. Петр Матвеевич свою жизнь описал правдиво, не приукрашивая, не скрывая неприятных эпизодов. Происходящие события, поступки свои, он старается объяснить и мотивировать, анализировать по прошествии многих десятилетий как с оценок и мотивов общей психологии времени, и с позиций ментальности умудренного опытом пожилого человека.
Для нас, очевидно, что направление фронтовой повседневность в анализе событий, материального контекста, особенностей коммуникаций в ситуациях экстремальности, в ментальных характеристиках субъектов принципиально отличается от повседневности довоенной, тыловой, и даже прифронтовой. Она и сугубо индивидуальна для воина по роду войск, специальности, половой принадлежности, должности и званию, времени года, характеру местности. Но она может быть и типичной в неком наборе ситуаций обороны, наступления, разведки, госпиталя, походного марша, приема пищи, умывания, сна и т.д.
Он признает закономерную роль командиров и политработников в поддержании боевого духа бойцов. Автор не скрывает, что существенное значение имели законы военного времени, строгость и беспощадность по отношению к проявлениям трусости, мародерства, неподчинению приказам и распоряжениям командиров.
«Вот тут его и разоблачили: сделал «самострел» в руку через хлеб, чтобы не Родину защищать от врага, а отлежаться в госпитале. А когда подвели к краю ямы, он был бледен, плакал и просил прощения. Но майор сказал: «Сырая земля простит. По изменнику Родины огонь», - и выстрелил в него из нагана, тот упал, его закопали. А мы сидели, курили в ожидании санитарной машины».
Или другой эпизод, не менее показательный:
«Тогда майор начальник медсанбата подошел к майору медслужбы, наставил на него наган, сам побелел и сказал: «Или прими раненых и окажи им помощь быстрее, или получай девять грамм. В общем выбирай любое; или-или»… Только тогда тот приказал сестрам принять нас и помощь нам оказать».
В тексте сквозит мысль о взаимной ответственности солдат и понимания фронтовой строгости ради выживания:
«А если заметит немецкий летчик горящую папиросу, из-за одного нерадивого бойца может погибнуть вся часть. Поэтому был очень строгий приказ о не курении».
Воинская служба как профессиональное занятие и образ жизни, ни в какое сравнение не идут с обязанностью убивать «себе подобных»… Но сам процесс лишения жизни происходит в условиях организации среды Действующей Армии, линии соприкосновения враждующих сторон. Поэтому фронтовая жизнь это реальная жизнь, в которой все человеческое во всех проявлениях «труда» и отдыха, досуга и праздников, общественная иерархия, чувств и эмоций, страха смерти и его преодоления продолжают сохраняться.
Так, мы выделили в воспоминаниях слово «труд» как компонент военного бытия. Труд не только по созданию инфраструктуры фронта, но и труд как процесс созидания «победы». Простой солдат Вшивков предстает перед нами в воспоминаниях-мемуарах сразу в двух ипостасях: крестьянина и солдата. Очень красочно, и по-сельски точно, автор дает психологическую оценку войны русскими солдатами с позиций их миропонимания.
«А издали показывалось зарево, и доносилось [звуки], как когда-то до войны, вроде на молотьбе. (Примечание внизу страницы: «Содрогалась земля, рвались снаряды»). А вместо горящего костра соломы, горело что либо зажженное зажигательными снарядами. Содрогалась и отрывисто стонала земля. «Но молотят!», - сказал шутливо один пожилой сержант, пытаясь развеселить бойцов. «Да начинается опять эта молотьба», - сказал другой, небольшого роста младший лейтенант. «Да эта молотьба еще и не прекращалась», - сказал старший лейтенант. «А когда эта молотьба прекратится», - сказал сержант. «А вот когда обмолотит все поля, так и барабан гудеть перестанет». И все засмеялись. Да это правильно сказал сержант..».
Далеко не случайно, в наградных представлениях ЦА МО РФ периода войны, неизменно фигурируют словосочетания профессионального характера: «работает заместителем командира взвода по политчасти», «он, работая в оперативной группе по доставке боеприпасов», «работает связистом», «работает механиком-водителем», «в госпитале работает хирургом» и т.д.
Нельзя не обратить внимание в солдатских мемуарах П. Вшивкова на особую роль фронтового товарищества независимо от возраста, социального положения, национальной принадлежности. Невозможно не вставить в данную статью эпизод, который наиболее полно раскрывает и личную позицию автора, и его восхищение виденным.
«И среди них бежит один боец; в руке у него правой винтовка, а в левой руке полный котелок каши. «Брось кашу то хотя», - сказал старший лейтенант. Это был не русский боец, узбек и отвечал плохо по-русски. «Нэт таварышь старшай летэнан, моя кушат будем. Там кушат некогда будет, бой идет, слышишь? Моя после боя будет кушат», и побежал вперед. «Вот настойчивый дьявол», - сказал восхищенно другой офицер, капитан».
Одновременно, автор подчеркивает роль боевого опыта, воинских навыков и умений для выживания.
«Вот молодежь, глупые еще молодые. Перебьет вас немец. Как капусту перерубит». Потому лейтенант и говорит: «Вы ребята смотрите за стариками-фронтовиками. Что они будут делать в бою, и вы пример их берите. Так вам лучше будет понять, и тогда вы узнаете все фронтовые привычки, и действия в боях…».
Немаловажно то, что Петр Вшивков вырос в сибирской глубинке и использовал таежные навыки в реалиях фронта.
«В окопе было сыро, местами была на дне окопа вода. Рядом был не большой хвойный лес. Я со своим расчетом станкового пулемета наломали веток хвои, настелили на дно окопа, стало сухо и чуть теплее даже. Командир роты стукнул шутливо меня по плечу рукой и сказал: «Молодец, видать таежный парень ты». «Так точно, товарищ капитан», - ответил я. И нашему примеру последовали все бойцы роты».
Положение людей на передовой усугублялось трудностями житейского плана. Особенно на первом этапе войны были проблемы с питанием солдат. В воспоминаниях ставится проблема, но как она решалась, можно только догадываться:
«Старшина принес по четыре сухаря на каждого бойца сказал: «Но вот и последнее, хоть зараз скушайте, хоть берегите на неизвестное время, продукты кончились».
Или, важное замечание, что больше всего хотелось на войне выспаться.
«Я, попервости, не верил товарищам в то, что можно идти на ногах и спать на ходу. Убедился. Мне пришлось испытать самому. Ткнешься лбом товарищу, идущему впереди тебя, проснешься, и снова засыпаешь …».
Солдатские воспоминания правдивы в своей яркой информативности, отсутствии «лакировки» ситуаций, попыток сгладить неприятное и даже «мерзкое». В отдельных эпизодах реальность граничит с явным «киношным» сюрреализмом.
«Пришел с передовой один старший сержант. Его левая рука до локтя отсутствовала, была вся забинтована. Ему перевязали, подтянули жгутом. Он попросил, чтобы выкопали маленькую ямку. И когда ямка была готовая, он достал правой рукой из-за пазухи шинели свою левую руку, оторванную немецким снарядом, поцеловал ее. Потом попросил завернуть ее в бумагу, положил в ямку. Потом сержант попросил закопать. Потом вытесали столбик в виде тумбочки, На которой написали слова, со слов хозяина руки. «В боях за город Нарву оставил левую руку (по кисть) Николаев Николай Николаевич». Он подошел к могилке своей руки. На глазах у него показались слезы».
Или второй подобный сюжет, невыдуманной стрессовой ситуации для психики двадцатилетнего бойца.
«После боя лейтенант спросил меня: «А что сержант, заорал ты так, что с тобой случилось? И я начал рассказывать как и что получилось. По ту сторону просеки лежал на спине убитый немец с раскинутыми в стороны руками и ногами и открытыми глазами. Глаза его были светло-голубые или от морозу побелели. Я бежал быстро, запнулся ногами об его ноги, упал животом об его живот и от сильного удара коснулся своими губами об его губы, словно поцеловал мертвого фрица. Он был убит давно и от него уже пахло. И видимо от такой страшной брезгливости почему-то я заорал А товарищи мои по разведке все смеялись и даже плевались..».
На территории Латвии с Вшивковым и его однополчанами произошел случай, который он резюмирует так:
«На войне и такое вот бывало. На высоте, в тылу у немцев, мы оказались быстро. Потом слышим и даже видим, летят наши два самолета Ил 2. И они нас посчитали за немцев, и пошли колотить, один заход затем другой, третий. Появилось много раненых, и даже убитые. Красную ракету подать нельзя, немцы разоблачат сразу же. Зеленую ракету дать, самолеты нас додолбят. Но в полку офицеры догадались, развернули знамя полка, летчики только тогда поняли. Улетели. Но в наступление было идти невозможно, потому что самолеты вывели сколько бойцов из строя».
Во всех разделах рукописи прослеживается явная убежденность в правоте Советской власти, в неизбежности и закономерности победы над фашизмом, вера автора в неизбежности построения социализма и коммунизма. Свои рассуждения Петр Матвеевич постоянно предваряет вопросами о смыслах жизни и своей судьбы, о том, что помогало выживанию в данной ситуации. В своих воспоминаниях П.М. Вшивков постоянно поднимает вопрос о фатальности, предопределенности судьбы человека:
«…шел навстречу нам, правее по другой тропе старший сержант, и вдруг как растаял, только был взрыв, видимо прямым попаданием в грудь ударил шальной фашистский снаряд. И от сержанта мы не нашли нечего, никаких признаков. Только подошли к тому месту, сняли шапки, помолчав пару минут, потом вздохнули. А капитан наш сказал» «Да вот так и бывают без вести погибшие».
Особенно часто автор рассуждает о фатальности, вспоминая себя после второго ранения. Он уже как бы видит других со стороны, оценивая их будущее:
««И навряд ли с моей роты кто останется невредимым», - подумал я». Часто применяет «прокрутку» события в сослагательном наклонении: «А в это мгновение решалась наша судьба в жизни. Мы затаив дыхание действовали, связали немцу руки заткнули в рот кляп, слегка стукнули чтобы лежал по спокойнее. Даже сердце защемило у каждого. Но как мы успели, а если бы на это несчастье, а если бы еще один немец ехал бы еще с любой стороны, и все нам бы всем конец бы был».
Оглядываясь назад, ветеран не раз подчеркивает в воспоминаниях свою значимость на войне для победы, подчеркивает, даже с гордостью, что был в пехоте:
«Потом опять бой. Опять пехота впереди. Пехота первая встречает всё. И пули и снаряды мины и бомбы, ибо суть в пехоте». «Для пехоты одно важно, преодолеть себя, встать и пойти. Когда подадут красную ракету, не герои и не трусы, но в наших сердцах, у каждого наверно взволнованно бились сердца».
Характер войны в воспоминаниях Петра Вшивкова предстает не только в идеологическом противостоянии, но и свидетельствах бесчеловечных действий врага.
«На краю Красносельска мы подошли к колодцу, чтобы напиться воды. Когда сорвали крышку, то мы вместо воды увидели страшное. Полный колодец были накидан нашими советскими детьми в возрасте примерно от трех до семи лет… А в колодце были такие малые дети мальчики и девочки, они не были расстреляны, а живыми накиданы и задавлены друг другом, и верхние были замкнуты крышкой и заморены смертью… От такого ужаса щемило сердце, поднималась пилотка на голове каждого бойца… Защемило сердца бойцов и офицеров от такого ужаса… Мы поклялись мстить врагам за них…». Автор воспоминаний предстает и типичным человеком советской эпохи, идейно сформированным общественным строем, идеологией, и патриотом Советского государства, и носителем высоких критериев общечеловеческой морали.
Трагические трагичные страницы в мемуарах Петра Матвеевича относятся к майским дням 1945 года. Их 134 гвардейский стрелковый полк завершал разгром Курляндской группировки врага с 9 по 21 мая, после Победы.
«И когда дошли до моря, то у нас в роте осталось мало людей, всего четыре бойца, три сержанта три офицера и старшина… У нас в роте последним погиб боец Захаренко, не дойдя до моря в пяти шагах, а вообще в роте осталось личного состава одиннадцать человек из ста восьмидесяти за эти боевых одиннадцать бессонных суток».
В каждой строке воспоминаний сквозит боль за тех, кто погиб в те годы в Действующей Армии, кто погиб уже после войны …
Можно и дальше анализировать воспоминания П.М. Вшивкова, но формат статьи не позволяет рассмотреть все аспекты фронтового бытия. По ним можно изучить устройство траншеи и землянки, распорядок дня во время передышки и в боевой обстановке, порядок прибытия пополнения или отвода бойцов в тыл на отдых, солдатские развлечения, юмор и шутки, и, даже шутливые «проделки» рано повзрослевших юношей в госпиталях.
Автор дает меткие характеристики однополчанам и командирам, показывает различные стороны взаимоотношений между ними. Крайне интересны описания дружбы солдат разных национальностей. Ветеран на страницах мемуаров не раз сравнивает через много лет изменение морального состояния советских солдат и противника на протяжение четырех лет войны.
Вывод: Актуальность воспоминаний сержанта Вшивкова уходит в более значимую проблему сохранения свидетельств участников Великой Отечественной войны. Воспоминания, дневники, записи, письма бесценны для будущих поколений, для исследователей. Они позволяют взглянуть на события глазами субъектов истории, понять их мысли, оценки, мотивацию поступков, роль фронтовой жизни в дальнейшей судьбе бывших участников войны. Здесь раскрываются те аспекты истории повседневности, которые нельзя больше нигде обнаружить, можно только предположить и интерпретировать.
Andyusev Boris Ermolaevich , Krasnoyarsk.
The verge of being the frontline ( Soldier's Memoir Peter Vshivkov )
... Annotation: On the modern stage of study of war the special attention is spared to the themes of front daily occurence, study of consciousness of subjects of history. Aim of the article - to investigate the separate aspects of front daily occurence on the basis of analysis of remembrances of front-line soldier Peter Matveevich Vshivkov. The article of research is characters of military daily occurence in memory of ordinary red army soldier, expounded in the personal remembrances. A research object is the handwritten book of remembrances by a general volume 1062 pages as authorial text. Non-commission officer of Vshivkov Peter Matveevich (1923 - 1992 ), served in rows РРКА from 1941 to 1947. Remembrance and reflection of author include a pre-war, military and post-war period.
... Keywords: Source of the personal origin, soldier's memoirs (remembrances and reflections), front daily occurence, psychology of warrior - infantryman, many-sided aspects of front life, personal certificates and post-war reflections and estimations, problem of maintenance of certificates of war participants.
Источники и литература
1. Вшивков П. М. Воспоминания (Жизнь и судьба). Рукопись. – 1064 с.
2. Военный билет сержанта запаса Вшивкова П. М. (1964 г.)
3. Комплекс личных документов: Орденская книжка (1), Удостоверения к медали (7), Удотоверение участника войны (1), личные фотографии (4). Сайт ЦА МО РФ - www. Podvignaroda. ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3