Турчинский
Детская опера в Израиле
Детскому музыкальному творчеству я посвятил многие годы своей жизни. Преподавал кларнет и саксофон, был дирижёром студенческого духового оркестра в Ровенском институте культуры, а переехав в Израиль, уже больше 30 лет работаю в консерватории города Петах-Тиква – преподаюкларнет и саксофон и руковожу детскими духовыми оркестрами. Это моя стихия и, как бы высокопарно это ни звучало, мое призвание.
Предлагаю читателю рассказ об уникальном музыкальном проекте, который, увы, давно закрыт.На протяжении долгого времени я участвовал в этом проекте в качестве дирижёра детского оркестра.
«Без музыки жизнь была бы ошибкой»
Фридрих Ницше
Мыслью насыщенная музыка
Школа имени Мозес Гесс – это начальная школа, в которой долгое время существоваломузыкальное направление - оперная студия, в которой занимались ребята от б до 12 лет. Участие в музыкальных спектаклях давало детям возможность познакомиться с образцамиклассической музыки через живое её исполнение. Насыщенная мыслью, новая для детей музыка вливалась в их подсознание, становилась для них не утомительной, интересной. Петь, танцевать, играть любит большинство детей, творчество присуще ребёнку с самого раннего возраста, и важно дать возможность каждому попробовать свои силы. Когда рядом оказываются увлечённые и талантливые взрослые, отличные специалисты, как в школе Гесс, – обязательно проявятся тяга к творчеству, радость открытия прекрасного в жизни и в искусстве. Что может быть прекрасней!
Школа им. М. Гесс – старше государства Израиль, она была основана в 1935 году. В 1990-е годы директором была Ханита Вайс. Именно при ее поддержке и в тесном содружестве с нашей консерваторией (которой руководил Эли Алон) в 1991 году и была создана школьная оперная студия. Художественным руководителем студии сталаИрина Ляховецкая, концертмейстером – Ирина Финкельсон. Хором руководила Анна Беренбойм, я – Борис Турчинский - руководил оркестром. Скостюмами помогали все учителя школы и родители.
Первой постановкой была опера «Золушка»Дж. Россини. Премьера произвела огромное впечатление на всех, кто её видел и слышал. Тогда дирекцией и родительским комитетом школы было принято решение о ежегодном продолжении хорошего начинания.
Тут необходимо уделить отдельное внимание титаническому труду художественного руководителя студии. Естественно, осилить полноценную оперную постановку силами школы невозможно, и Ирина Ляховецкая взяла на себя создание своего рода сценария, в котором должны были сохраниться основные моменты сюжетной линии оригинала и, конечно же, основные музыкальные фрагменты. Плюс нужно было адаптировать сам материал, чтобы дети могли с ним справиться. Вся эта работа начиналась в сентябре и шла весь учебный год… Собственно постановочную работу вела тоже Ирина.
Следующим, через год, был не менее впечатляющий спектакль «Муравей и кузнечик» – мюзикл, новый для детей музыкально-сценический жанр, в котором сочетаются музыка, хореография, драматическое и вокальное искусство. Как жанр мюзикл появился в Америке, в театре на Бродвее, но корнями уходит во Францию середины XIX века с её знаменитой опереттой. Всё это мы рассказывали детям.
«Муравей и кузнечик» с замечательноймузыкой Саши Аргова и стихи П. Розенберга – своего рода притча.
Муравей (впрочем, друзья называли его не так официально – просто Муравьишка) жил на краю лесной опушки. Он, пожалуй, ничем не отличался от остальных муравьёв: как и они, сновал туда-сюда, таскал различные веточки-палочки-листочки и строил свой муравейник. Единственное, что отличало Муравьишку от окружающих, так это то, что у него была Мечта. Великая Мечта!.. Огромная! Она составляла цель всей его маленькой муравьиной жизни. Вот так же и человеку нельзя без мечты – такова поучительная мораль притчи!
Далее - 1995 год. Постановка оперы «Кармен»Жоржа Бизе. После неё о школе заговорили во всём Израиле. Дети были приглашены в Тель-Авив выступать в престижном Центре исполнительских искусств.
Следующие годы шла работа над целым рядомдругих спектаклей.
«Орфей и Эвридика» Глюка. С этой постановкой после премьеры захотели познакомиться работники Министерства просвещения Израиля. Их отзывы превзошли все ожидания!
«Рондо» Бар Ханса – о детском гетто Терезиенштадт. История оперы взята из истории Холокоста. Идея – рассказать детям Израиля о жизни их сверстников в прошлом, в концлагере. Про жизнь и смерть, и опять про жизнь – с надеждой на будущее.
«Волшебная флейта» В.А. Моцарта, «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова – вот далеко не весь перечень постановок, где дети проявили себя и как способные певцы, и как актёры, хорошо чувствующие условности сцены! Школу посетили тогдашний министр образования господин Йоси Сарид и великий израильский скрипач Ицхак Перельман, который впоследствиипровел в школе несколько мастер-классов.
Спектакли были показаны родителям и жителям Петах-Тиквы, а также руководителям города, а в прессе появилось много положительных, лестных откликов.
Ещё один способ самовыражения
Многие исследования показывают, что музыка затрагивает ум ребёнка, создаёт изысканную атмосферу, снимает напряжённость. Опера же в школе открывает окно в новый мир для всех без исключения. Опера – жанр синтетический: кроме музыки, поэзии, танца сюда входят драматическое, театральное и изобразительное искусства.
Основной целью наших постановок былосоздание в школе культурного климата. Совместное творчество способствует дружбе и сплочённости в детском коллективе, а затем – и в обществе в целом. И это, пожалуй, главное! У учеников появился ещё один способ самовыражения, и мы каждый раз убеждались, что они в этом нуждаются. Говоря языком учебника по педагогике, дети повышали свой социальный статус.
Во всех наших постановках участвовали и солисты-вокалисты, и ансамбль скрипачей, и детский хор, и танцевальная группа. Школьный оркестр, дети которого параллельно занимались в консерватории, вместе с ансамблем преподавателей, работавших в этой же школе, профессионально поддержали проект.
И преподаватели, и родители детей отмечали, что создание детской оперной студии в школе и участие в ней большинства учащихся способствовали улучшению микроклимата в коллективе, оздоровлению отношений между детьми и повышению успеваемости.
У ребят была возможность попробовать себя в пении и в танце, декламации или изготовлении костюмов, почувствовать в себе присутствие (или отсутствие!) того или иного призвания. Дети приобретали новые знания, расширяли кругозор.
Юных музыкантов школы Гесс приглашаливыступать на различных городских церемониях,благотворительных мероприятиях, семинарах, конференциях и конкурсах, организованных министерством просвещения.
Во время своего визита в Израиль в 1997 году на выступление детей в "Центре искусств" в Тель-Авиве был приглашен Великий итальянский режиссер Франко Дзеффирелли. Вот его впечатления, которыми он поделился с корреспондентом центральной израильской газеты «А-Арец»: «Когда я послушал выступление детей из оперной студии школы Петах-Тиквы, я вдруг обнаружил, какое необычное музыкальное образование они получают, несравнимое даже с музыкальной, вокальной, оперной Италией».
В муниципалитете Петах-Тиквы заместитель мэра города Яков Бен-Симхон, который возглавлялгородской отдел образования, говорил: «Город Петах-Тиква растёт, хорошеет, и мы надеемся, что язык музыки станет ещё одним, дополнительным связующим звеном между выходцами из различных этнических групп у нас в обществе. Мы верим в музыку как в образ жизни».
«Школа играет и поёт»
Всегда интересно послушать рассказ об опыте коллег. Именно поэтому в 2013 году я записал интервью с художественным руководителем нашей оперной студии Ириной Ляховецкой, моим давним товарищем по творчеству и по работе с детьми.
Б.Т. – Ирина, сегодня мы поговорим об опере. И не просто об опере, а о нашей детской оперной студии школы имени М. Гесс города ПетахТиква. Об уникальном проекте, которому, я убеждён, нет равных в мире и который ты с успехом возглавляешь уже много лет. Сколько же лет мы трудимся совместно? Если мне не изменяет память, в 1995 году я начал работать здесь ответственным за направление духовых инструментов и возглавил школьный оркестр от муниципальной консерватории. И в содружестве с тобой осуществили уже немало постановок!
И.Л. - Непосредственно режиссёром студии я являюсь уже семь лет. В эту школу я пришла в 1994 году. В этот период открывалось много новых проектов для репатриантов от Министерства культуры Израиля. Муниципалитеты искали пути, чтобы дать возможность трудоустроить огромное количество прибывших в страну учителей музыки. Решили при школах ввести проекты под названием «Школа играет и поёт». Так всё это и пришло в школу «Гесс» города Петах-Тиквы. А прежде я уже три года работала в подобном проекте, так что опыт кое-какой был.
В то время мне пришлось встретиться с новой для меня игрой на скрипке в небольших группах. Правда, слово «небольших» можно взять в кавычки, т.к. иногда я работала с половиной класса. Желающих было много! Это был мой первый опыт в этом направлении, и он был успешным. Ты знаешь, Борис, ещё ребёнком я мечтала быть актрисой. С детства копировала всех подряд известных артистов, играла в драматическом кружке в моем родном городе Днепропетровске. Моей самой большой ролью была Земфира из «Алеко» Пушкина. Но, увы, на этом все и закончилось. Мой папа не хотел и слышать о моём желании поступать в театральное училище. Его авторитет для меня был непререкаем, и с его согласия я поступила в Днепропетровский педагогический институт на музыкальный факультет. Затем работа...
Но любовь к театру во мне жила, ещё как жила! Совершенно неожиданно по какой-то причине из школы ушёл режиссёр, и надо было спасать ситуацию. А таких неожиданных знаковых поворотов немало бывает в жизни, правда? Вот так всё и началось.
Б.Т.– Начальная школа «Гесс» – это, по сути, обыкновенная школа, каких в Израиле много. Но то, что ты делаешь со своими коллегами, превратило эту школу в необыкновенную. Я бы даже сказал, очень знаменитую.
И.Л. – «Оперный проект» в нашей школе существует уже 22 года. Выбор материала для последующей постановки был всегда хаотичен. Но в последние годы учителям музыки в школах был предложен интересный план-проект на основе всемирной науки, истории, музыкальной литературы и архитектуры, начиная с XV–XVI веков: ренессанс, барокко, классика, романтизм, модернизм и постмодернизм. И этот план воплощён в жизнь!
В конце каждого учебного года я подключаю коллег, детей и родителей, и мы находим новую тему, а затем и материал для постановки. Как, например, и в этом году. В июне состоялась премьера мюзикла «Алей Кинор» (в основу постановки взят рассказ Шолом-Алейхема «Скрипач») композитора-израильтянки, проживающей в США, Ципи Флайшер.
Нас потрясла история о мальчике 3емеле, который страстно хотел научиться играть на скрипке, но родители его были категорически против. Каждый день он подходит к старому домику старого учителя Нафтали, откуда доносятся волшебные звуки, очаровывающие его душу. Трудно ему справиться со своим желанием, и он заходит в дом, где видит учителя и его учеников, впоследствии ставших ему друзьями. 3емеле не стал скрипачом, но любовь к музыке у него осталась на всю жизнь.
Кстати, я всегда сама придумываю умный и воспитательный финал. Стараюсь обязательно связать действие с действительностью.
Б.Т. - Ирина, я хочу отметить, что и в Израиле, и в других странах подобные детские театры существуют.
И.Л. - В Израиле есть, например, сеть средних школ с музыкальной ориентацией. И там периодически ставят похожие спектакли, в основном, мюзиклы. Есть подобное и в клубах. Но чтобы в начальной школе! Я такого ещё не слышала. Ведь речь идёт о детях с б до 12 лет.
Б.Т. - Какие самые большие сложности встречаются в твоей работе?
И.Л. - Хочется очень много сделать, и на хорошем уровне, чтобы было оригинально, нестандартно. Но очень мало времени на всё это. А надо многому научить участников действия. Ведь в школе нет драматического кружка, уроков танцев и так далее. Всему этому надо ребят научить, с любовью, с требовательностью – и в минимальный срок.
Б.Т. - А какие самые удачные постановки были у тебя за эти годы?
И.Л. - Любимая и самая удачная постановка всегда впереди, будет на следующий год.
Б.Т. - Я уже немного затронул тему выступлений участников оперы вне школьной сцены, хотелось бы её продолжить.
И.Л. - Очень много выступаем с детьми на семинарах, конференциях, конкурсах по линии Министерства просвещения. Дважды мы выступали с прославленным израильским скрипачом Ицхаком Перельманом.
Б.Т. - Расскажи, пожалуйста, нашим читателям о технической стороне дела. Костюмы, декорации, звукотехника – откуда всё это?
И.Л. - Всё субсидирует школа, и я мало интересуюсь чем-либо, кроме творчества. На мне творческий поиск в чистом виде. Очень приятно и комфортно работать в такой обстановке.
Б.Т. - Кроме режиссёрской работы, ты ведёшь ансамбль скрипок. Почти 50 детей. Не трудно и то,и другое сразу?
И.Л. - Нет! Это такая радость! Столько удовольствия! Мне как дирижёру школьного оркестра приходится иногда играть вместе с ребятами, и я всегда поражаюсь: это групповые занятия, скрипка - как известно, очень и очень сложный инструмент в обучении - а дети играют довольно стройно и слаженно!
Б.Т. - Как ты этого добиваешься? Поделись!
И.Л. - Момент творчества – мой самый любимый момент в жизни. Ищу свой путь, много работаю с детьми. Меня считают преподавателем строгим и требовательным. Система моего преподавания отличается от обычного обучения игре на скрипке. Много внимания с самых первых уроков уделяю умению услышать себя и других.
Б.Т. - И еще пару слов о последней постановке.
И.Л. - В прошлом году придумала рассказ-либретто на известную музыку 20-х годов. Это американские мюзиклы. Своей задачей я поставила донести детям, что минувший ХХ век – это мощное музыкальное развитие не только американской культуры, а и вообще всей, общечеловеческой.
Мне очень нравится то, что я делаю. Это творческий процесс, и он меня захватывает. Спасибо Богу, что он мне дал этот дар видеть и понимать, что необходимо делать. Я чувствую сцену и жизнь на сцене. Мне очень помогают мои коллеги, дети и их родители, руководство школы и муниципалитет. Я им всем очень благодарна. Моя задача привить моим ученикам любовь к прекрасному – к музыке, театру, слову, действию.
Б.Т. - Какой главный вывод ты сделала бы из всего, о чём рассказала?
И.Л. - Я бы добавила: любите музыку! Прививайте эту любовь детям! Эта любовь поможет им найти себя в этой жизни!
Не успели стихнуть последние аккорды мюзикла «Алей Кинор» - а Ирина Ляховецкая уже думает о следующей постановке. И на мой вопрос, какой она будет, что новенького мы увидим в ближайшее время, какие наброски есть в её режиссёрских тетрадях, она отвечает: «Пока это большой секрет! Мы объявим о наших планах в сентябре, а в июне все узнает и увидит и наш зритель!»
Что ж, на то и существует в театре волнующий воображение занавес: до поры хранить секреты. Пусть творческие планы Ирины и наши общие планы с детьми пока будут секретом для нашей не такой уж маленькой аудитории.
Наступит сентябрь, начнётся обучение в общеобразовательной и в музыкальной школах, в нашей студии. Обучение чему? - Как стать настоящим человеком. Образованным, разносторонним, открытым миру и будущему».
***
К моему большому сожалению, со сменой директора школы оперный проект прекратил свое существование.
Но не будем печалиться: все имеет своё начало и свой конец. В конце концов, любое прекрасноеявление лучше запомнить на пике его расцвета, чем с грустью наблюдать его увядание.
Прощай, наш незабываемый оперный проект!
Добро пожаловать, новые творческие идеи!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев