Начиная почти с четвертого столетия Христианская церковь постоянно относилась к еврейскому народу с предубеждением, с презрением, несправедливо и иногда даже с варварской жестокостью. К сожалению, значительное большинство номинальных христиан сегодня почти полностью игнорирует эти исторические факты, тогда как в сознании еврейского народа они оставили неизгладимые следы, оказывающие неизмеримое влияние на их позицию по отношению к христианству.
Одна важная причина этого христианского антисемитизма заключалась в искаженной форме теологии, широко распространенной в церкви на протяжении многих столетий, которая учит, что только еврейский народ несет ответственность за распятие Христа, а поэтому виновен в наиболее ужасном из всех преступлений - убийстве Самого Бога.
На основании этой теологии многие христиане, включая общепризнанных духовных наставников, нащупывая пути показать их преданность Христу, выражали ненависть к Его палачам - т. е. еврейскому народу.
В качестве примера, даже такой прославленный проповедник, как Иоанн Златоуст (Иоанн Хризоетом, прибл. 340-420г. н. э.), признаваемый ныне святым, мог в своих проповедях действительно описывать евреев, как "похотливых, хищных, жадных и вероломных разбойников .... закоренелых убийц, одержимых дьяволом разрушителей .... . Распущенность и пьянство придало им образы свиней и похотливых козлов. Они знали только одно: насыщать свое чрево, напиваться и убивать и калечить друг друга..." (из книги Эдв. Фланнери).
В другом случае Златоуст сказал: "Я ненавижу синагоги именно потому, что там закон и пророки.... Я ненавижу евреев также за то, что они нарушают закон..." (Фланнери).
Наиболее трагический аспект заключается не в том, что прославленный христианский богослов мог придерживаться такого мнения о еврейском народе - хотя это и ужасно. Значительно более трагичным является факт, что высказывания Златоуста и других оказывали глубокое воздействие на позиции и теологические воззрения многих - возможно даже большинства -христиан на многие последующие столетия. Это нашло свое отражение в бесчисленных актах насилия и жестокости против еврейского народа. Например, христиане, принимавшие участие в Первом Крестовом походе в конце одиннадцатого столетия, по пути на Ближний Восток свернули в сторону и вырезали целые еврейские общины, не щадя ни женщин, ни детей.
Позднее, после достижения Иерусалима, крестоносцы обнаружили целое скопление молящихся евреев, собравшихся в синагоге, и сожгли синагогу, перебив всех евреев. И всё это было сделано во имя Христа, и под знаком креста.
Ни среди вождей Протестантской Реформации не было никого, каким бы то ни было образом свободного от вины предубеждения против евреев. Когда Мартин Лютер впервые обнародовал свое учение, он ожидал, что он сумеет убедить их, и они обратятся в Христианство. Когда этого не случилось, Лютер был разочарован и огорчен. В результате, он реально превзошел многих католиков в своих едких выражениях презрения в адрес еврейского народа.
Поражает оскорбительная сущность некоторых нападок Лютера на евреев. Вот образчик одного из его самых сдержанных высказываний:
Евреи заслуживают более суровых наказаний. Их синагоги следует сравнять с землей, дома разрушить; их следует изгнать в палатки, как цыган. У них нужно отобрать их религиозные писания. Следует запретить раввинам продолжать обучение Закону. Для них должны быть закрыты все профессии.
Им может быть позволена только самая тяжелая и грубая работа. У богатых евреев следует конфисковать их состояния, а деньги использовать для поддержки евреев, желающих обратиться в Христианство. Если все эти меры окажутся бесполезны. Христианские государи должны изгнать евреев из их земель, как бешеных собак. (Из книги М. Баара )
Спустя столетия, когда нацисты пришли к власти в Германии, они использовали утверждения Мартина Лютера для пропаганды антисемитской политики. Уровень антисемитизма, достигнутый нацистами в Германии, а также и в Польше, не был новым. Он имеет глубокие исторические корни, уходящие назад на многие столетия. И главная ответственность за эту ситуацию должна лежать у дверей Христианской церкви. Подводя итоги расследования запутанных исторических процессов можно сказать, что нацисты попросту собрали урожай, посеянный церковью.
Столкнувшись с такими ужасающими описаниями антисемитизма в Христианской церкви на протяжении большей части её истории, современные христиане иногда отвечают отказом от всякой ответственности. "Это было сделано членами других церквей", протестуют они. "В нашей церкви мы никогда не были виновны в таких отношениях или делах".
Я должен признаться, что и я тоже был склонен спрятаться за этим аргументом. Но однажды Святой Дух очень сильно напомнил мне, что сказал Иисус, в сходной ситуации, религиозным наставникам Его дней:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, И говорите: "если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков "; Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. (Матфея 23:29-31)
Сам факт, что эти религиозные люди отказывались от ответственности за преступления, совершенные их предками против пророков, служил признанием, что они действительно были наследниками тех, кто убивал пророков.
Я считаю, что этот же самый принцип применим к преступлениям, совершенным церковью против евреев. Мы не можем претендовать быть частью церкви, и в то же самое время отказываться от ответственности за то, как церковь относилась к евреям. В конечном итоге, для Бога существует только одна церковь.
Если мы желаем быть признаны, как члены этой единой церкви, в нашем признании мы должны пройти весь путь. Мы не можем претендовать на наследие в добре, которое переходят к нам через церковь, и в то же самое время отделять себя от её зла. В особенности, мы должны принять нашу часть ответственности за антисемитизм, и затем сделать всё, что в наших силах, чтобы исправить эту ужасную ситуацию.
Папа Иоанн ХХ111 - один из христианских наставников нашей эпохи, кто признал вину церкви и искал способ ев исправить. Во время Второй Мировой войны, нося имя архиепископа Ронкалли, он спас многих евреев от нацистов. Позднее, как Папа Римский, он составил следующую молитву исповедания и покаяния, предназначенную для использования во всех римско-католических церквах:
Мы сегодня сознаём, что многие, многие столетия слепоты покрывали наши глаза настолько, что мы более не могли видеть ни красоты избранного Тобой народа, ни узнать в их лицах черты наших привилегированных братьев.
Мы сознаём, что на нашем челе стоит печать Каина. На протяжении столетий наш брат Авель лежал в крови, пролитой нами, или лил слезы, причиной которых были мы, забыв Твою любовь. Прости нас за несправедливое проклятие, наложенное нами на их имя, как евреев. Прости нас за повторное распятие Тебя в их плоти, ибо не ведали мы, О Господи, что творили.
____________
Из книги Дерека Принса «Последнее слово на Ближнем Востоке» - https://kingdomjc.com/Books/Derek_Prince_Fina_%20Word_on_the_Middle_East/00.htm