🍃Введение во храм Пресвятой Богородицы.🍃
📕Один из великих двунадесятых праздников Церкви – Введение в Иерусалимский храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Священное событие, в честь которого установлен праздник, не упоминается в Евангелии. О нем мы знаем из позднейших апокрифов: например, из текста II века, называемым Протоевангелием Иакова, а также из латинского Евангелия Псевдо-Матфея IX века. В этих книгах зафиксировано и дополнено ветхозаветными прообразами устное предание.
Когда Пресвятая Дева достигла возраста трех лет, ее родители – праведные Иоаким и Анна, – исполнили свой обет Богу и привели в Иерусалимский храм для посвящения Дочери Отцу Небесному. Возле входа в храм Богородицу ожидали девы с горящими светильниками. Маленькая Матерь Божья поднялась по крутым ступеням храма. На вершине лестницы Пресвятую Марию встретил первосвященник Захария (не стоит его путать с отцом святого Предтечи) и благословил Девочку.
Захария по вдохновению от Бога провел Богородицу в Святое Святых храма, куда имели право входить раз в год только первосвященники.
Отроковица Мария жила при Иерусалимском храме до достижения Ей двенадцати лет. В течение этого времени Богородица пребывала в постоянной молитве, изучении ветхозаветных священных текстов, и ручном труде. В возрасте двенадцати лет Пресвятая Мария решила сохранять девство и стать невестой Бога. Женского монашества тогда не было, и Марию обручили родственнику – праведному Иосифу Обручнику, который стал заботиться о Ней.
Церковь установила праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы позднее других великих торжеств.
Впервые Введение начали праздновать в 543 году, когда император Юстиниан I построил на руинах Иерусалимского храма большую христианскую церковь, посвященную Богородице, и назвал ее Новой, потому что уже был Богородичный храм рядом с Овчей Купелью.
В месяцесловах VIII века появляются упоминания о празднике Введения, но они довольно скудны, поэтому можно утверждать, что особой торжественностью в те годы эта служба не была наделена. При этом, сохранились тексты с двумя большими гомилиями (от греч. ὁμιλία – гомилия, беседа, общение), написанными Константинопольским Патриархом Германом I.
Введенскую службу пели в храме Пресвятой Богородицы в Халкопратии. Туда утром каждого дня Введения из храма Святой Софии шла лития, возглавляемая Константинопольским патриархом.
С IX века христианский Восток начинает праздновать Введение чаще и торжественней. Студийские и Иерусалимские типиконы XI–XIV вв. уже приравнивают Введение к великим праздникам. Окончательно торжество стало двунадесятым приблизительно в XIV веке.
Почти везде Введение праздновали 21 ноября. Исключения из этого правила – Коптская Церковь, которая вспоминала священное событие 29 ноября, и отчасти Римская Церковь, некоторые календари которой обозначали праздник как подвижный – отмечаемый в первое после 11 ноября воскресенье.
Изображения Введения в храм Богородицы постепенно начинают появляться в житиях Богоматери. С IX века священный сюжет начинают изображать в росписях храмов. Все писанные Богородичные сцены и эпизоды земной жизни Христа приводились к принципам, соответствующим главным песнопениям службы праздника.
Храм на иконографических композициях Введения изображают в виде кивория, стоящего на тонких колоннах и находящегося за невысокой оградой. На образе к нему направляется процессия. Ворота ограды, которые напоминают нам Царские врата любого храма, изображают как открытыми, так и затворенными. В них стоит первосвященник Захария, который склоняется к маленькой Марии. За фигурой Захарии виден святой Престол.
Росписи IX–XIII веков показывают нам, как во главе процессии за Богородицей следуют святые Иоаким и Анна. Родители вручают первосвященнику свою Дочь как величайший священный дар, обещанный Богу. За Иоакимом и Анной следуют девы с возжженными светильниками. В этом сюжете приведение в храм маленькой Богоматери как чистейшего дара Богу, символизирует будущую Жертву Искупления, Которой стал Ее Сын.
В росписях храмов часто совмещают два сюжета – Введение в храм Пресвятой Богородицы и Сретение Господне. Это тоже довольно старая традиция – такие композиции мы видим на стенах храма Спаса на Нередице неподалеку от Новгорода (1199), а также в храме святителя Николая на острове Липно (1299).
В эпоху династии Палеолог образы Введения начинают наделять евхаристическими мотивами. Иоаким и Анна на таких композициях замыкают шествие, а девы со светильниками окружают Богородицу. Иногда образ Девы Марии пишут тоже с горящей свечой в руках. Изображают и сцену окормления Богоматери, сидящей на ступени Святого Святых, Ангелом. Посланник Небес дает Девочке маленький хлебец с изображением креста. Этот сюжет повторяет содержание одного из праздничных гимнов.
Иногда группу торжественно сопровождающих Богородицу дев со светильниками изображают отдельно от прочих частей композиции. На таких сюжетах поза Девочки, восходящей по пятнадцати высоким ступеням в храм, напряженна, что отсылает к рассказу Протоевангелия об удивлении всех присутствовавших той легкости, с которой маленькая Богоматерь самостоятельно преодолела трудную для любого младенца лестницу храма.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5