Польза эта начинается еще пред причастием. Каким образом?
Как заря предшествует восходу солнца, так покаяние искреннее должно предшествовать приходу Христа в души наши, или, что то же, принятию святых и страшных Таин Тела и Крови Христовой. В это время душа грешника делается легкою, чистою, светлою от слез умиления, а более от благодати Божией, вземлющей и потребляющей греховные скверны кающагося. «Аще будут греси ваши», говорит Бог кающимся грешникам, «яко багряное, яко снег убелю: аще же будут, яко червленое, яко волну убелю» (Исаии 1, 18),т.е.. как бы грехи наши ни были велики, но если мы принесем в них чистосердечное покаяние, то Бог прощает нас, и творит души наши чистыми: от чистоты же душа делается крепкою, веселою, склонною и способною ко всякому доброму делу. Вот что должно предшествовать принятию святых Таин, то есть перемена жизни из худшей на лучшую, а это, очевидно, весьма полезно человеку.
Неоспоримо, что достойное приготовление к принятию святых Таин весьма полезно; но несравненно полезнее самое принятие святых Таин, «Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» (Иоан. 6, 56), говорит Иисус Христос. Следовательно, приемлющий святыя Тайны приемлет в себя Самого страшного и вместе всеблагого Бога. А от сего ощутительного водворения Бога в человеке таинственная, Божественная сила, разливаясь по телу и душе, производит многочисленные духовные блага: укрощает страсти, просвещает и освещает душу, успокаивает и веселит сердце, возбуждает ревность к добродетели, любовь к Богу и ближнему соделывает сильнее, живее; утверждает надежду на получение блаженства в вечности, словом, обновляет, перерождает человека и делает его истинно счастливым.
От достойного принятия святых Таин люди становятся подобными ангелам, по чистоте мыслей и доброте воли.
Впрочем, святое причастие полезно не для одной души, но и для тела. Случалось, что от принятия св. Таин выздоравливали больные, которым никакое человеческое лекарство не могло подать пособия. Григорий Богослов упоминает о сестре своей, что она, быв больна и не получив никакой пользы от лекарств, приняла с особенною верою святыя Тайны и сделалась здоровою.
Кроме сего, когда мы приобщаемся святых Таин, тогда злые духи не дерзают вредить нам своими кознями. В одной из книг церковных упоминается, что один святой спрашивал у злых духов: чего они более всего боятся в христианах? Злые духи отвечали: «того, что вы едите, т.е. святого причастия. О, если бы честно соблюдали христиане то, что они вкушают в причастии, то они были бы неприступны для козней наших» (Кормч. часть 2-я, гл. 68). Вот какова сила святых Таин! Посему весьма полезно почасту приобщаться тела и крови Господа нашего Иисуса Христа.
Воспользуемся, христиане, безценною драгоценностию, по крайней любви Божией нам подаваемою! Будем охотно, с радостию приближаться к трапезе, Господом Христом нам предлагаемой. Не говорите, что мы грешны, и потому не смеем приступить к трапезе Господней, не смеем приобщиться святых Таин. Потому-то и должны приобщаться, что мы грешны, ибо святыя Тайны суть лекарство против грехов, а лекарства сего «не требуют здравые, но болящие»: Иисус Христос «не пришел призвать праведники, но грешники на покаяние» (Мат. 9, 12, 13). Посему, чем мы грешнее, тем чаще должны принимать святыя Тайны, по надлежащем приготовлении. Аминь.
___
По книге «Слова и речи» Иакова, архиепископа Нижегородского и Арзамасского
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10