О чем он?
Тема его простая: маленькую девочку родители приводят во храм Иерусалимский. Ничего необычного, в то время так поступали многие, это было общепринятым обычаем. Ибо привести в Храм – это значит жизнь ввести в соприкосновение с Богом, дать жизни конечную цель и назначение, осветить ее изнутри светом высшего опыта.
Но вот, повествует церковная служба этого дня, вводят ее туда, куда никто, кроме священников, не смел входить, вводят в место, называемое «святое святых», в таинственную, священную глубину храма. Имя этой девочки – Мария. Это будущая мать Иисуса Христа, т.е. та, через которую, верят христиане, сам Бог приходит в мир, к людям, чтобы разделить их жизнь и раскрыть божественное ее содержание. Что это – сказки? Или тут что-то поведано и раскрыто, о чем иначе, в простых человеческих словах может быть и не скажешь, то, что прямо, непосредственно относится и к нашей жизни?
Вот был этот благолепный, тяжелый храм – слава Иерусалима. И веками люди верили, что только в нем, за тяжелыми стенами может человек соприкоснуться с Богом. Но священник взял Марию и ввел ее в самое священное место, и мы и сейчас поем: «пречистый Храм Спасов вводится в храм Господень». А потом, Христос сказал: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин.2:19). Евангелист прибавляет: А Он говорил о храме тела Своего (Ин.2:21).
Смысл всех этих событий, всех этих слов, всех этих воспоминаний прост: отныне храмом становится человек, отныне не камни и не алтари, а человек – его душа, его тело и вся его жизнь – вот священный и божественный центр мира, вот его «святое святых». Один храм – живой и человеческий – входит в другой, каменный, материальный, и изнутри завершает его смысл и назначение.
Перемещается центр религии, более того – перемещается центр тяжести жизни. В мир входит учение, не ставящее ничего выше человека, ибо Сам Бог принимает человеческий образ, чтобы явить, что назначение человека, призвание его – божественное. С этого момента начинается свобода человека. Нет ничего над ним, ибо сам мир для него – дар Божий, данный ему для исполнения божественной судьбы своей.
С тех пор, что вошла Дева Мария в «святое святых», сама жизнь стала храмом. И когда празднуем мы праздник Введения во Храм, мы празднуем этот божественный смысл человека, высоту и свет его призвания. Их не стереть, не выкорчевать из человеческой памяти.
✒ Протопресв. Александр Шмеман
🎨 Тициан Вечеллио. Введение Марии в храм. 1485-1490. Деталь
#Введениевохрам
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1