Где утверждается, что некоторые всё же теряют спасение?
Версия для печати
Если в одних местах Писание говорит, что настоящие христиане всегда будут верными до конца (Иоанна 10:27-30), и при всех испытаниях не потеряют спасения, как тогда понимать место из 2 Петра 2:19-22, а также Евр. 10:26-29 и Евр. 6:4-9, где утверждается, что некоторые всё же теряют спасение?
При поверхностном изучении данных текстов, действительно может показаться, что они противоречат друг другу. Чтобы понимать их настоящий смысл необходимо посмотреть на эти тексты в более широком контексте.
Писание достаточно много говорит о людях, которые уверовали, но, в действительности не изменили своей природы. Другими словами слова "уверовали, "познали Бога" и т. п. не всегда применяются в Библии для описания рождения свыше. Эти термины иногда используются для описания поверхностного обращения или же признания фактов о Боге и Христе без преклонения перед Ним. Например в Иоанна 8:30-31 сказано о иудеях, которые "уверовали в Него":
Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. (Иоанна 8:30)
Этим людям, Иисус Христос говорит о том, что истинность их веры будет явлена если они будут пребывать в Его Слове:
Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Иоанна 8:31)
На это иудеи стали возражать, объясняя, что они и так хороши. Они просто к своим собственным достоинствам хотели добавить следование за Христом. По мере того, как их разговор развивался, Иисус Христос показывает этим "уверовавшим", что в самом деле, они не являются Его детьми, и продолжают быть детьми дьявола:
Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. (Иоанна 8:43-45)
В своём первом послании, апостол Иоанн ясно говорит о людях, которые называли себя верующими и потом оставили верую:
Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши. (1 Иоанна 2:19)
Это ясное утверждение о том, что такие люди никогда не принадлежали Божьей семье.
В притче о сеятеле Иисус Христос также говорил о том, что многие будут принимать веру внешне и на время, но только та вера действительно является настоящей, которая приносит плод христианской жизни уподобления Христу.
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лук 8:11-15)
Евангелие от Матфея приводит ещё одно свидетельство Иисуса Христа о подобной проблеме. Христос говорил о том, что в конце веков многие предстанут перед Ним, уповая на свою религиозность. Но, так как они не были рождёнными свыше (они не были подчинены воле небесного Отца, закон Божий не был написан у них в сердцах) они будут отвержены:
Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Мф 7:21-23)
Апостол Павел в послании к Римлянам говорит о людях, которые "познали Бога" но "не прославили Его как Бога".
Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели. (Рим 1:21-22)
Дальнейшее описание этих людей, ясно говорит, что речь идёт об абсолютно неверующих, не возрождённых людях. Хотя к ним в каком-то смысле применяется слово "познали" Бога.
Таким образом, ясно, что, говоря о том, что кто-то уверовал, или познал Бога, Писание не всегда говорит о настоящих верующих. Истинная сущность людей, о которых упоминается в таких текстах, определяется только при помощи контекста.
Ближайший контекст 2 Петра 2:19-22, очень хорошо демонстрирует, что здесь речь как раз идёт о людях, уверовавших только на словах, но не переживших действительного возрождения, которое изменило бы их природу:
Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи. (2 Петра 2:19-22)
Они, казалось бы оставили какие-то греховные дела (скверны мира), придя ко Христу. Но 22 стих говорит о том, что, в самом деле, их природа так и не поменялась. Пётр приводит две иллюстрации с псом и свиньёй. Обе иллюстрации говорят о бесполезности внешних изменений. Испорченная природа всё равно будет говорить о себе. Сколько не отмывай свинью, она, всё равно будет лезть в грязь при первой же возможности. Подобно тому, как природа свиньи тянет её в грязь, так природа грешника, если её не изменить будет тянуть его ко греху.
Для того, чтобы понимать тексты из послания к Евреям, необходимо также рассматривать их, исходя из общего контекста этого послания.
Послание к Евреям написано по поводу того, что некоторые христиане из евреев настаивали на необходимости исполнения Моисеева закона вдобавок к тому, что они имели от Христа. Действия благодати, на их взгляд, было недостаточно. Им казалось, что если не прибегнуть к закону, верующие будут продолжать грешить. Для того, чтобы опровергнуть эту ошибочную точку зрения, автор, на протяжении всего послания демонстрирует абсолютное превосходство Иисуса Христа и достаточность Его благодати для спасения.
Вначале он говорит о том, что Христос превосходит Моисея (Евр. 3:1-6). Далее, что первосвященство Христа выше первосвященства Аронова (Евр. 4:14-5:6), небесная скиния Нового Завета, выше земной скинии Ветхого Завета (Евр. 8:1-5; 9:1-11). В конце, он говорит о том, что жертва Иисуса Христа выше Ветхозаветних жертв (9:12-10:18).
В середине десятой главы, доказывая абсолютное превосходство Христа, автор, прибегает к ещё одному аргументу. Этот аргумент основывается на гипотетическом предположении, т. е. он приводит гипотетическую (не реальную, допустимую только для лучшей демонстрации приведённого аргумента) ситуацию, чтобы продемонстрировать бессмысленность попыток добавить к христианству исполнение Моисеева закона.
Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? (Евр 10:26-29)
Текст говорит: если допустить, что познание истины Иисуса Христа не избавило людей от греха, то тогда этим людям уже ничего не поможет. Потому, что сильнее Христа ничего нет. Другими словами, автор допускает гипотетическую (предполагаемую, но не реальную) ситуацию: предположим, что человек познал Христа и продолжает произвольно грешить (что невозможно, см. 1 Иоанна 3:9), в этом случае не существует ничего, что избавило бы его от греха (включая закон).
Подобную логику, автор послания использует также в шестой главе:
Ибо невозможно– однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец– сожжение. Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так. (Евр 6:4-9)
Здесь автор, приводит гипотетическую ситуацию для того, чтобы показать радикальность отличия между настоящими верующими и теми, кто верит только на словах.
Точно также как и в десятой главе, автор говорит, что если они утверждают, что они стали причастниками Святого Духа, т. е. родились свыше и продолжают распинать в себе Сына Божьего и ругаться Ему, тогда ещё одно подобное покаяние для них не будет иметь никакого смысла. В стихе седьмом автор объясняет, что те, кто по настоящему верующие, производят реальный плод. Тогда как те, кто производит терны и волчцы, демонстрируют свою негодную природу, подлежащую проклятию.
Таким образом, мы ещё раз убеждаемся, что Священное Писание не содержит противоречий. Подробный анализ этих текстов должен побуждать каждого христианина прибегая по Христу проверять себя, в действительно ли он полностью принадлежит Христу? Не является ли его вера только поверхностным выражением религиозности? Имеет ли он новую природу ставшую результатом рождения свыше?
Social sharing:
Добавить в Google Plus Добавить в Facebook Добавить в Digg Добавить в StumbleUpon Добавить в Reddit Добавить в Twitter
Опубликовано под рубрикой: Вопросы и ответы
Алексей Коломийцев
Алексей Коломийцев
пастор-учитель Библейской церкви "Слово благодати"
Battle Ground, WA
Родился и вырос в семье служителя церкви ЕХБ г. Шахты Ростовской области (Россия). Сознательно обратился к Господу в 13-летнем возрасте.
Начал учиться проповеди еще будучи подростком. Был вовлечён в музыкальное и молодёжное служение. В 1991 году Алексей был рукоположен на служение евангелиста для совершения служения по основанию новой церкви в г. Новороссийске.
С 2002 года несёт служение пастора-учителя в Библейской церкви "Слово благодати" г. Бэтл Граунд, штат Вашингтон (США). Алексей также является руководителем служения «Слово Благодати», занимающегося подготовкой служителей и распространением Библейских проповедей на аудиокассетах, CD, DVD, радио, телевидении, а также через Интернет (
www.slovo.org и
www.iSlovo.org).
Имеет степень Бакалавра (B.A.) из Southeastern Bible College, Birmingham, AL, а также две степени магистра Богословия (M. Div и Th. M.) из The Master’s Seminary, Sun Valley, CA.
Сайт:
www.slovo.org/ru/propovedi/teacher/alexey-kolomiytsev
Другие материалы в этой категории: « Что означает ходатайство Святого Духа "воздыханиями неизреченными"? Защищает ли Библия говорение на иных языках? »
Наверх