Сказал имам Ахмад:
„Основы Сунны в нашем понимании это: …
«Вера в лицезрение (Аллаха) в День воскресения, как это передается от Пророка ﷺ в достоверных хадисах. И в то, что Пророк ﷺ видел своего Господа. И в то, что передано об этом от посланника Аллаха ﷺ и является достоверным. Хадис на данную тему передал Катада от ‘Икримы от Ибн ‘Аббаса (1), также аль-Хакам ибн Абан от ‘Икримы от Ибн ‘Аббаса (2), и передал это же ‘Али ибн Зейд от Йусуфа ибн Михрана от Ибн ‘Аббаса (3) И мы понимаем этот хадис на основе его явного содержания так, как он пришел от Пророка ﷺ. Разглагольствования же на этот счет являются религиозным нововведением. Однако мы верим в это, как это пришло в своем явном смысле, и не спорим ни с кем в этом вопросе.»
***
1 (Достоверный хадис привел Ибн Абу ‘Асим «ас-Сунна» (1/188/433), аль-Альбани потдвердил его достоверность там же (1/191/439). См. данную книгу (№ 748).)
2 (См. Данную книгу (№ 803).)
3 (Передал со слабой цепочкой передатчиков ат-Табарани «аль-Му‘джам аль-кабир» (12/12941), через Мубарака ибн Фудали.)
***
(Это сообщение (об убеждениях имама Ахмада) достоверное, передали Абу Йаля «Табакат аль-Ханабиля» (1/141-142); Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи «Манакиб аль-имам Ахмад» (222); Абу Бакр аль-Багдади «аль-Кифаия» (1/109) Абу Бакр аль-Халляль «ас-Сунна» (1/168, 171).)
См.: «Шарх усуль и‘тикад ахлю-с-Сунна ва-ль-джама‘а, мин аль- Катаб ва ас-Сунна ва иджма‘ ас-Сахаба ва ат-Таби‘ин ва ман ба‘дахум»
Разъяснение основ вероубеждения последователей сунны и единой мусульманской общины из Корана, Сунны и консенсуса сподвижников и последователей.
Автор: Абу-ль-Касим ХибатуЛлах ибн аль-Хасан аль-Лялякаи.
***
Комментарий:
Всевышний Аллах сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка» (Йунус 10: 26).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) растолковал слово «добавка» /аз-зияда/ как то, что верующие увидят своего Господа в Судный день.
Всевышний Аллах также сказал: «Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие» (Аль-Кыяма 75: 22-23).
(Вопрос о видении Пророком ﷺ своего Господа относится к числу таких, относительно которых ученые мусульманской общины разошлись во мнениях еще со времен сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Одни из них говорили, что Пророк ﷺ видел Аллаха своими глазами, а другие считали, что он видел Его своим сердцем.
Ибн Абуль-Изз аль-Ханафи, да смилуется над ним Аллах, в «аль-Акиде ат-Таххавии», написал: «Все мусульмане единогласны относительно того, что в этой мирской жизни никто не может видеть Всевышнего воочию, однако существуют разногласия относительно того, видел ли Пророк ﷺ, своего Господа во время своего чудесного вознесения.
Кто-то говорит, что Пророк ﷺ видел Его собственными глазами, кто-то отрицает это, Судья Ийад в своей книге «аль-Шифа» упоминает о разногласиях сподвижников и их последователей по этому поводу. Он передает что ‘Айша, да будет доволен ею Аллах, отрицала то, что Пророк ﷺ видел Аллаха воочию, и когда Масрук спросил ее: «Видел ли Мухаммад своего Господа?» — она ответила: «У меня волосы встали дыбом от твоего вопроса. Кто скажет тебе, что Мухаммад видел своего Господа, тот лжет».
Далее судья Ийад сказал: «Группа сподвижников подтвердили слова ‘Айши, да будет доволен ею Аллах, известно, что так считал Ибн Мас‘уд, Абу Хурайра. Относительно видения Аллаха Пророком ﷺ во время Ночного вознесения есть разногласия, и часть муххадисов, факихов и мутакаллимов отрицала возможность видения Аллаха в этом мире».
Ибн ‘Аббас сказал, что Пророк ﷺ видел своего Господа воочию (передал аль-Бухари, 4716), а Ата предал его слово о том, что Пророк ﷺ видел Аллаха сердцем (передал Муслим, 176), и упомянув различные высказывания и выводы.
Судья Ийад сказал: «Что касается видения Аллаха нашим Пророком ﷺ, и утверждений о том, что он видел Его воочию, то относительно этого нет окончательного мнения.
Подтверждаемого текстами Корана или Сунны, все здесь опирается на аят из суры «Звезда», относительного этого упоминаются разногласия, но все-таки, это возможно».
Это то, что сказал судья Ийад, да помилует его Аллах и это истина, действительно, видение Аллаха в этом мире возможно, так, как если бы это было невозможным, то Муса, мир ему, не спросил бы Аллаха об этом. Однако нет текстов Корана или Сунны, прямо подтверждающих, что Пророк ﷺ, видел своего господа воочию, наоборот, есть хадисы, отрицающие это.
Так, имам Муслим (178) в своем сборнике передает слова Абу Зарра „Я спросил посланника Аллаха ﷺ: Видели ли ты своего Господа?“. И он ответил: „Свет, как я мог Его увидеть“, в другой версии этого хадиса говорится: „Я видел свет“». — прим.)
Видение (Лицезрение) Аллаха в Судный день и в Раю. https://vk.com/imena.i.atribati.allaha?w=wall-50265624_1322 В этой статье, так же разбирается вопрос видел ли своего Господа Пророк Мухаммад, салля Ллаху алейхи уа саллам.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев