Говорит шейх уль Ислам ибн Теймия:
«…Что же касается основ му‘тазилитов, то их пять. Они называют их единобожие, справедливость, место меж двух мест, осуществление угрозы, приказ одобряемого и запрещение порицаемого.
Под единобожием они имеют в виду отрицание атрибутов Всевышнего Аллаха.
Под справедливостью они имеют в виду неверие в предопределение. Они отрицают то, что деяния рабов созданы Аллахом, отрицают Его желание (ирада), отрицают Его могущество. Среди них есть и такие, кто отрицает изначальное знание Всевышнего Аллаха и запись Им Своего знания в хранимой скрижали.
Что же касается их принципа «место меж двух мест», то они имеют в виду, что нечестивец (фасикъ) не является ни верующим, ни неверным.
Что же касается их принципа «осуществление угрозы», то они имеют в виду, что грешники из этой общины навечно останутся в Аду, подобно тому, как сказали об этом хариджиты.
Что же касается их принципа «приказ одобряемого и запрещение порицаемого», то они имеют в виду дозволенность выхода против правителя и сражения с ними мечом.
Именно этими основами переполнена книга аз-Замахшари. При этом он использовал такие выражения, что многие люди даже не заметили, что речь идет о заблуждении. Кроме того, в этом тафсире много выдуманных хадисов и очень мало слов сподвижников и таби‘инов.»
См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 13/387
Амр ибн ‘Убайд – основоположник къадаризма и му’тазилизма
Убайдуллах ибн Му’аз передал со слов своего отца, что когда ‘Амр ибн ‘Убайд – основоположник къадаризма и му’тазилизма, услышал хадис про формирование ребёнка в чреве матери, он сказал: “Если бы я услышал это непосредственно от аль-А’маша, то обвинил бы его во лжи! И если бы услышал, что это передаёт Зайд ибн Уахб, то не принял бы это. Если бы услышал это от ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, то не принял бы этого. Если бы услышал и от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то всё равно отверг бы это. И даже если бы услышал, как об этом говорит Всевышний Аллах, то сказал бы Ему: «Не на счёт этого Ты брал с нас завет!»”
Источник: аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” 12/170.
Был спрошен имам Сахль Ибн Абдуллах ат Тустари (ум. 283 г.х.) о молитве позади мутазилитов, и женитьбе на их женщинах, и выдавании дочерей за них, и он ответил:
"Это не разрешено, и нет им никакого достоинства! Они кафиры. Как же будет верующим тот, кто говорит что Коран сотворен, и что сейчас нет ни уже сотворенного Рая, ни уже сотворенного Ада, и что у Аллаха не будет ни заступничества, ни Сырата (моста через Ад), и что ни один из верующих ни войдет в Огонь, и что не выведут из Огня грешников из Уммы Мухаммада, и что нет мучения могилы, и ангелов Мункара и Накира, и что Аллах не будет виден в будующей жизни и что не будет верующим "Добавки" (в виде лицезрения Господа), и что Знание Аллаха сотворено, и которые не убеждены в подчинении правителю-мусульманину, и не делают джума, и более того - делают такфир тем кто верует в перечисленное?!"
Источник: "Аль-Джами ли ахкам аль-Кур'ан", 9/121
Сказал Кадый Абу Я'ля в книге Масаиль аль-'Акадия Мин китаб ар-Риваятейн валь-ваджхейн 108 страница:
«Нет разногласий в ханбалитском мазхабе относительно такфира му'тазилитов по причине тех убеждений которые они говорят, из этого: мнение о сотворенности Корана, отрицание видения Аллаха в Раю, сотворение действий (рабов) и тому подобные вопросы».
قال القاضي أبو يعلى في المسائل العقدية من كتاب الروايتين والوجهين ص ١٠٨:«لا يختلف المذهب في تكفير المعتزلة بمسائل يقولونها منها القول بخلق القرآن ونفي الرؤية وخلق الأفعال ونحو ذلك»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев