Говорит шейх Аль-`Убейлян:
«Ахлю-с-сунна уаль-джама’а убеждены в обязательности следования пророческому методу в призыве к Аллаху».
Всевышний Аллах сказал: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!». [Сура аль-А‘раф, аят 3].
А также: «Разве тот, кто следует ясному доказательству от своего Господа, подобен тем, которым представилось прекрасным зло их деяний и которые потакали своим желаниям?». [Сура Мухаммад, аят 14].
А также: «Скажи: "Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно знанию. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников"». [Сура Йусуф, аят 108].
А также: «Скажи: "Если я заблуждаюсь, то заблуждаюсь только во вред себе. Если же я следую прямым путем, то только благодаря тому, что внушил мне мой Господь. Воистину, Он - Слышащий, Близкий"». [Сура Саба, аят 50].
А также: «Когда Наши ясные аяты читают тем, которые не надеются на встречу с Нами, они говорят: "Принеси нам другой Коран или замени его!" Скажи: "Не подобает мне заменять его по своему желанию. Я лишь следую тому, что внушается мне в откровении, и боюсь, что если я ослушаюсь Господа моего, то меня постигнут мучения в Великий день"».
[Сура Йунус, аят 15].
А также: «Быть может, ты отбросишь часть ниспосланного тебе в откровении, и твое сердце сожмется от этого, потому что они говорят: "Почему ему не ниспосланы сокровища или ангел не явился вместе с ним?" Но ведь ты - всего лишь предостерегающий увещеватель, а Аллах - Попечитель и Хранитель всякой вещи». [Сура Худ, аят 12].
А также: «Скажи: "Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении". Скажи: "Разве равны слепой и зрячий? Неужели вы не поразмыслите?"». [Сура аль-Ан‘ам, аят 50].
Однажды, шейх уль-Исляму Абу-ль-‘Аббасу Ахмаду ибн ‘Абдуль-Халиму ибн Теймийи аль-Харани (да смилуется над ним Аллах) задали вопрос:
«Есть группа людей, которые замыслили совершать скверные деяния: убивать, грабить людей на дорогах, пить вино и так далее. Затем один из известных шейхов, известный своим следованием сунне, вознамерился воспрепятствовать им.
Но у него была только одна возможность сделать это, и он устроил для них слушания, дабы воспрепятствовать совершению зла. У этого шейха был бубен, а певец пел песню дозволенного содержания без музыкального сопровождения. И вот так, они начали собираться на этих слушаниях, после чего целая группа преступников покаялась.
Те, которые не молились, воровали, не платили закят, начали остерегаться этих грехов и выполнять религиозные обязанности. Разрешается ли устраивать такие слушания, учитывая то, сколько пользы извлекается из этого, также учитывая то, что у него не было возможности призывать их иным образом?»
Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) ответил:
«Хвала Аллаху, Господу миров! Ответ на этот вопрос строится на нескольких принципах.
Во-первых, Всевышний Аллах послал (пророка) Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с прямым руководством и религией истины, дабы явить её выше всех других религий, и достаточно Аллаха, как Свидетеля! Всевышний Аллах сделал эту религию совершенной для этой общины. Всевышний Аллах сказал: "Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам". [Сура аль-Маида, аят 3].
Во-вторых, Всевышний Аллах обещал счастье тем, кто подчинился Ему, а несчастье — тем, кто ослушался Его. Всевышний Аллах сказал: "Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!".
[Сура ан-Ниса, аят 69].
А также: "Кто же ослушается Аллаха и Его Посланника, тому уготован огонь Геенны, в котором они пребудут вечно". [Сура аль-Джинн, аят 23].
В-третьих, Всевышний Аллах приказал творениям, в случае возникновения между ними разногласий, обращаться к тому, с чем был послан (пророк) Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: "О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по вознаграждению!". [Сура ан-Ниса, аят 59].
В-четвертых, Всевышний Аллах сообщил о том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) призывает к Аллаху и к прямому пути: «Скажи: "Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно знанию!"». [Сура Йусуф, аят 108].
А также: "Воистину, ты указываешь на прямой путь - путь Аллаха, Которому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, к Аллаху возвращаются дела".
[Сура аш-Шура, аяты 52-53].
В-пятых, Всевышний Аллах сообщил о том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) приказывает одобряемое и удерживает от порицаемого, разрешает благое и запрещает мерзости.
Всевышний Аллах сказал: "Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения, которые последуют за посланником, не умеющим читать и писать пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют". [Сура аль-А‘раф, аяты 156-157].
Всевышний Аллах приказал пророку (мир ему и благословение Аллаха) всё благое и предостерег от всего порицаемого, разрешил все благое и запретил всё мерзкое.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Каждый посланный пророк был обязан указать своей общине на благо, которое он знает для них, и предостеречь от зла, которое он знает для них". [Муслим, 1844].
Сообщается также, что аль-‘Ирбад ибн Сарийа (да будет доволен им Аллах) сказал:
"Однажды, пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с проповедью, от которой затрепетали наши сердца и наполнились слезами глаза. Мы сказали: “О, посланник Аллаха, это похоже на проповедь того, кто прощается, посему скажи, что ты завещаешь нам?”
И он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Я завещаю вам слушаться и подчиняться правителю! Поистине, те из вас, которые проживут долго, увидят много разногласий, поэтому придерживайтесь моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Ухватитесь за неё коренными зубами, и остерегайтесь новшеств в религии, поистине, каждое нововведение является заблуждением”.
[Ахмад, 4/126-127; Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2678 и др].
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Я не оставил ни одной вещи, которая отдаляет вас от Огня, кроме как сообщил о ней”. [Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф», 7/79].
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Я оставил вас на ясном пути, ночь которого подобна дню, с которого не собьется после меня никто, кроме погибшего!”.
[Ахмад, 4/126; ибн Маджах, 43].
Доказательств на этот великий принцип много в Коране и Сунне. Поэтому обладатели знания посвящали этому отдельную главу в своих книгах, называя ее “главой о необходимости крепкого придерживания Корана и Сунны”.
Так поступили имам аль-Бухари, имам аль-Багъауи и другие. Кто придерживается Корана и Сунны, тот относится к богобоязненным аулийа (приближенным) Всевышнего Аллаха. Именно придерживающиеся Корана и Сунны являются партией Аллаха, которая непременно преуспеет. Именно они являются Его победоносным войском. Поэтому саляфы, в частности имам Малик, говорили: “Сунна подобна ковчегу Нуха. Кто взошел на него, тот спасся, а кто не взошел, тот погиб!” Имам аз-Зухри сказал: “Те ученые, которые были до нас, говорили: "В крепком придерживании Сунны заключено спасение"”.
Узнав всё это, мы понимаем, что то, посредством чего Всевышний Аллах наставляет заблудших, указывает путь отклонившимся, принимает покаяние грешников, непременно должно соответствовать тому, с чем он послал Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха), то есть должно соответствовать Корану и Сунне.
Если бы того, с чем Он послал пророка (мир ему и благословение Аллаха), было бы недостаточно для наставления людей на прямой путь, это означало бы то, что религия посланника (мир ему и благословение Аллаха) несовершенная и нуждается в усовершенствовании.
Следует знать, что Всевышний Аллах сделал праведные деяния либо обязательными (уаджиб), либо желательными (мустахаб). Что касается скверных деяний, то Всевышний Аллах запретил их. Если какое-либо деяние включает в себя, как пользу, так и вред, то, поистине, Законодатель (Аллах) является Мудрым. Если пользы больше, чем вреда, то шари‘ат устанавливает это деяние. Если же вреда больше, чем пользы, то совершение такого деяние неузаконено в шари‘ате.
Всевышний Аллах сказал: "Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете". [Сура аль-Бакара, аят 216].
А также: “Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: "В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы"”.
[Сура аль-Бакара, аят 219].
Поэтому, Всевышний Аллах запретил вино и азартные игры.
Если люди совершают какое-то деяние, думая, что оно приближает к Аллаху, но при этом Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) не установили это деяние, то это означает, что вред этого деяния превосходит его пользу.
Если бы пользы от этого деяния было больше, чем вреда, то шари‘ат не оставил бы его в стороне. Ведь, Всевышний Аллах — Мудрый и Он не оставил бы в стороне от религии то, в чём есть польза. Шари‘ат не упустил ничего, что могло бы приблизить человека к Господу миров.
Поистине, упомянутый вами шейх, имел намерение привести эту группу преступников к покаянию, но смог это сделать только нововведенческим методом.
Это указывает на то, что он либо является невеждой и не знает о шари‘атских методах привлечения людей к покаянию, либо неспособен воплотить их в жизнь.
Поистине, посланник (мир ему и благословение Аллаха), сподвижники и таби‘ины призывали тех, кто был хуже этих преступников.
Они призывали людей неверия, нечестия и ослушания. Они призывали их шари‘атскими методами, посредством которых Всевышний Аллах избавил их от нововведенческих методов. Поэтому запрещено говорить, что в шариатских методах нет такого, что привело бы людей к покаянию.
Точно известно и передано многочисленными путями, что неисчислимое количество людей раскаялись в своем неверии, нечестии и ослушании, посредством шариатских методов, в которых не было подобных нововведенческих собраний. Первые поколения из числа мухаджиров и ансаров, а также тех, кто строго за ними последовал, покаялись посредством этих шариатских методов. Страны мусульман и их города переполнены теми, кто покаялся перед Аллахом и стал бояться Его посредством шариатских методов.
Поэтому недозволенно говорить, что грешники приходят к покаянию только посредством этих нововведенческих методов. Лучше скажите, что среди шейхов есть те, кто не знает о шариатских методах призыва, или знают, но не могут воплотить в жизнь.
Просто у них нет знания о Коране и Сунне, о том, как обращаться к людям и что им говорить, чтобы они принесли покаяние. Этот шейх, упомянутый вами, отошел от шариатского пути к нововведенческому.
Либо у него было хорошее намерение, но он ошибся, либо он просто хотел стать лидером этих людей и отобрать их имущество.
Как сказал Всевышний Аллах: "О те, которые уверовали! Воистину, многие из первосвященников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха". [Сура ат-Тауба, аят 34].
Человек может отказаться от шариатского пути в пользу нововведенческого только по причине невежества, или неспособности, или порочных побуждений. То, что сделал этот шейх, является покорностью Аллаху, которую Он любит, или же нет? Получит ли он награду или нет? Если это не приближает к Аллаху, не является покорностью и поклонением Ему, а они (эти шейхи) делают такое, желая приблизиться к Аллаху, проявить Ему покорность и поклоняться, то разрешается ли им иметь подобные убеждения?
Человек, следующий за пророком (мир ему и благословение Аллаха) и обладающий знанием, ответит на этот вопрос только так: "Всё это не приближает к Аллаху, не является покорностью Ему и поклонением, не относится к пути Всевышнего Аллаха. Это не относится к тому, что приказал Всевышний Аллах Своим рабам".
Значит, это не является похвальным и благим, не является поклонением, с чем согласны все мусульмане».
[См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 11/634].
Сказал шейх Мухаммад Джамалю-д-дин аль-Къасими ад-Димашки:
«Как же развязать узел упрямства и побудить людей оставить грехи?
Для этого существует четыре вида полезных способов:
Во-первых, нужно упоминать аяты Корана, в которых приводится устрашение грешников и тех, кто ослушается Всевышнего Аллаха. Нужно упоминать хадисы и асары, в которых говорится о порицании грешников и о достоинстве покаяния.
Во-вторых, нужно рассказывать о пророках и праведных предшественниках, а также о том, что случилось с ними по причине грехов. Это очень сильно действует на сердца людей и приносит огромную пользу. Например, можно рассказать о том, как Адам (мир ему) ослушался своего Господа и о том, что случилось с ним после этого (то есть он лишился Рая). Поистине, эти истории и притчи не приводятся в Коране для развлечения. Они приводятся в качестве назидания. Люди должны понять то, что даже для пророков не прошли бесследно их малые проступки. Что же тогда сказать о больших грехах, совершаемых людьми?!
В-третьих, люди должны понять, что за грехами последует наказание уже в этом мире. Они должны ожидать наказания за свои грехи. Они должны знать, что всё то, что постигает человека, постигает его лишь по причине грехов. Нужно устрашать человека этим.
В хадисе сказано: "Поистине, человек лишается пропитания из-за греха, который он совершает". [Ахмад, 5/277; ибн Хиббан, 3/153 и др.].
Некоторые саляфы говорили: "Проклятие не заключается в том, что чернеет лицо или уменьшается имущество. Поистине, проклятие заключается в том, что человек, выходя из одного греха, попадает в подобный грех или еще хуже". Это действительно так!
Проклятие — это отдаление человека от милости Всевышнего Аллаха. Если человека не направляют к благому, при этом, облегчая ему злое, то он отдален от милости Аллаха. Если человек лишился помощи (тауфикъа) Всевышнего Аллаха, он лишился самого главного. Каждый грех зовет человека к следующему, и так грехи увеличиваются. А затем раб лишается своего полезного удела (ризка). Раб лишается возможности сидеть с учеными и праведниками, порицающими грехи. Всевышний Аллах ненавидит его и по этой причине ненавидят его и праведники.
В общем, есть много сообщений о том, какие бедствия влекут за собой грехи. Если с кем-то случается беда, то это в качестве наказания ему.
Если же человека, совершающего грехи, постигают милости, то это является завлечением от Всевышнего Аллаха. Этот человек получает милости, но лишен возможности благодарить Аллаха за них, в результате чего он будет наказан, как за грехи, так и за неблагодарность.
Что же касается покорного, то каждая милость, которую он получает, является воздаянием за покорность и направляет его к благодарности. Каждая беда, постигающая его, стирает его грехи и увеличивает степени.
В-четвертых, нужно упоминать таким людям о наказании за конкретные грехи».
[См. «Мау‘иза аль-Мумминин мин Ихъя ‘улюми-д-Дин», 1/412-413].
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев