Шейх Салих ибн Фаузан (да сохранит его Аллах) сказал:
«Человек, призывающий к одобряемому и запрещающий порицаемое, делает это по мере своих возможностей.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой, а если не может рукой, то языком, а если не может языком, то сердцем». [Муслим, 49].
То есть призыв осуществляется по мере возможностей. Всевышний Аллах не возлагает на душу сверх того, что она может вынести. Если у человека есть власть и сила, то он изменяет порицаемое своей рукой. Например, правитель или его представители имеют такую власть, и по мере своих полномочий должны исправлять порицаемое своей рукой. Хозяин дома обладает властью в своем доме, поэтому изменяет порицаемое в своем доме рукой.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Приказывайте вашим детям совершать молитву с семи лет, а когда исполнится десять, то побивайте их (за несовершение молитвы)». [Ахмад, 2/187; Абу Дауд, 494-495].
Потому что у хозяина дома есть власть в его доме. Он воспитывает свою семью, может побить детей, если они заслужили этого. У него есть власть над своей женой, и он может побивать её, как сказал Аллах: «А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте». [Сура ан-Ниса, аят 34].
Если же у человека нет власти, но он имеет возможность разъяснять людям, знает, что дозволено, а что запретно, то он начинает говорить и давать советы людям. Если вопрос касается одного человека, то наставление делается ему втайне. Если же вопрос касается общества, то порицание высказывается перед всеми людьми, но без упоминания конкретных личностей.
Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Что позволяют себе люди, которые делают то-то и то-то?». [аль-Бухари, 750, 6101 и так далее].
То есть не выделил конкретную личность, так как это приводит к вреду.
Что касается разглашения грехов, разговора о людях в собраниях, то это не приводит к благу, а, напротив, является распространением мерзости.
Ты говоришь людям: «Вы знаете, такой-то сделал так-то, а в таком-то месте есть то-то», — хотя до твоих слов люди даже не слышали об этом. Это радует лицемеров и злодеев.
Всевышний Аллах говорит: «Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете». [Сура ан-Нур, аят 19].
Поэтому, такое деяние не разрешено! Такие поступки только увеличивают порицаемое. Порицаемое нужно лечить полезным лечением.
Если же у человека нет ни власти, ни возможности порицания языком, то тогда он должен порицать порицаемое своим сердцем.
Человек не должен быть доволен порицаемым, напротив, он должен его ненавидеть. Минимальное проявление веры заключается в том, что в твоем сердце есть ненависть к порицаемому. То есть: если бы у тебя была сила, ты бы обязательно изменил порицаемое, но сейчас ты не можешь. Этого достаточно для тебя. Всевышний Аллах не возлагает на душу сверх того, что она может вынести.»
См. «аль-Исъбах фи баяни манхаджи саляф фи тарбияти уаль исълях», книгу хвалил шейх Аль-Фаузан.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев