Online-беседа «Новая эпоха русской живописи» в рамках цикла «Мир, отраженный в талантах»
Художественное объединение «Мир искусства» сформировалось в первое десятилетие XX века. Это было общество живописцев России, возникшее на волне протеста против академизма и передвижничества, сплотившее молодых художников в их стремлении к полной свободе творчества. Его участники первыми сделали шаг в сторону новой культуры, активно пропагандировали передовые взгляды и проложили дорогу авангарду.
Основателями художественного объединения стали художник Александр Бенуа и известный театральный деятель Сергей Дягилев. Позже к ним присоединились художники М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, и критик К. А. Сомов. В состав выставочного совета «Мира искусства» так же входил В. А. Серов.
Первый период деятельности объединения продолжался до 1904 г. «Мир искусства» издавал журнал под тем же названием — литературно-художественный альманах, в котором сотрудничали художники, поэты, философы. Богато иллюстрированный журнал стал одним из первых образцов искусства книжного оформления — области художественной деятельности. Они так же устраивали собственные выставки, привлекая к участию в них западноевропейских мастеров. Именно на организованных выставках объединения, впервые были показаны произведения Михаила Врубеля и Константина Коровина. В 1910-е годы началось время расцвета театрально-декорационной деятельности «Мира искусства». Он связан с организованными Дягилевым «Русскими сезонами» в Париже, включавшими целую серию оперных и балетных постановок.
Выдающимися явлениями театрально-декорационного искусства стали декорации Бенуа к балету Стравинского «Петрушка», костюмы и декорации Бакста к «Шехерезаде» на музыку Римского-Корсакова и «Жар-птице» Стравинского. Большое влияние на стилистику «Мира искусства» оказали основы немецкой и английской журнальной графики, характеризующие любовь к силуэту, к изысканной орнаментальной организации изображения, преобладание линейно-графического начала над живописным. Многочисленным участникам объединения, были близки идеи , что искусство должно выйти за рамки станковой живописи, гармонизировать и эстетизировать весь мир. Поэтому художники занимались прикладным творчеством — театром, балетом, оперой, книгопечатанием, иллюстрированием.
А. Бенуа
М. Добужинский
портрет С. Дягилева
В. Серов
К. Сомов
В 1917 году общество стало постепенно угасать, после того как большинство его участников покинули Россию. К 1924 году прекратилась вся деятельность оставшихся членов объединения на родине, а в 1927 году художники-эмигранты устроили последнюю выставку в Париже.
«Мир искусства», хоть и просуществовал в рамках первоначальной идеи всего чуть более десятка лет, успел стать решающим фактором в созревании и становлении русского модерна. Художественная школа России была одной из многих европейских школ, следующих своей традиции, решающая свои локальные задачи, участвующая в международных выставках. Благодаря обществу «Мира искусства» творчество русских художников стало частью мощного интернационального современного движения.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев