Виртуальная выставка «Королева романса» к 125-летию со дня рождения Изабеллы Юрьевой, советской, российской исполнительницы романсов и народных песен.
7 сентября исполняется 125 лет со дня рождения Изабеллы Даниловны Юрьевой. Ее называли «королевой патефона», «белой цыганкой», «мадам Вечный Аншлаг». Произведения ее исполнении принадлежат эпохе патефонных пластинок и черно-белого кино, а голос певицы напоминает о невозвратно ушедших временах. Настоящее имя певицы – Ливикова Изабелла Даниловна. Она родилась в 1899 году в Ростове-на-Дону. Еще в раннем детстве у нее проявился музыкальный талант, и она захотела стать эстрадной певицей. Впервые Изабелла Юрьева спела в девятнадцатом году на любительском концерте в парке. Через три года она уже выступила с собственной программой в петроградском кинотеатре «Колизей». Репертуар составили русские и цыганские романсы. Задушевность, искренность, необыкновенное обаяние молодой певицы очень быстро покорили московскую публику.
В середине 20-х годов Юрьева занимала одно из первых мест на эстрадном олимпе. Критики отмечали ее требовательный вкус, самобытность интерпретации, одобрительно отзываются о «необычной красоте проникновенного сильного голоса, легкой и доверительной, с лукавинкой манере пения». Именно Юрьева первая спела песню «Саша». Старшее поколение помнит романсы «Только раз бывает в жизни встреча» и «Жалобно стонет ветер осенний» именно в ее исполнении. В годы Великой Отечественной Войны Изабелла Юрьева много ездила с концертами. Пела на Карельском фронте перед бойцами и в только что освобожденном Сталинграде, в госпиталях. После войны Юрьева объездила с гастролями весь Советский Союз. Любовь и женское достоинство стали главной темой ее творчества. В старинных и цыганских романсах, исполняемых ею, в произведениях А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилева, А. Верстовского, в романсах XX века, в произведениях советских композиторов и в лирических песнях перед слушателем возникал образ любящей, страдающей и прекрасной женщины. И этот образ оказывался бесконечно дорог ее современникам.
Сила воздействия певицы заключалась в том артистическом переживании, что пронизывало ее исполнение. Она смело шла на импровизацию, варьирование мелодий. Ее концертмейстеры Симон Каган и Давид Ашкенази, с которыми она работала в течение всей своей жизни, импровизировали также свободно, что придавало особый блеск звучанию. Необычайно чутко она всегда обращалась со словом, с поэтической речью в музыке. Виртуальная выставка знакомит с биографией певицы, которая вместила множество событий, ведь Изабелла Даниловна прожила целый век! Творческий и жизненный путь певицы был неоднозначным. Её обожали, потом забыли и на исходе XX века вспомнили вновь.
Книжные издания из фонда помогут раскрыть многогранность личности певицы, глубину ее таланта - «Белая цыганка» Нины Тихоновой, «Звезды советской эстрады» Глеба Анатольевича Скороходова.
Также вниманию читателей представлены нотные издания - «Романсы и песни из репертуара Изабеллы Юрьевой», «У камина. Старинные русские романсы для голоса в сопровождении фортепиано»
Дополняют экспозицию грампластинки из фонда библиотеки - «Изабелла Юрьева - Если Помнишь Если Любишь», «Странные песни и романсы».
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев